Подписаться
Курс ЦБ на 04.08
72,87
86,55

Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «Максим»

Маркетинговые игры кончились, цены на такси вырастут — Максим Шушарин, такси «Максим»
Иллюстрация: пресс-служба такси «Максим»

Как мобильные сервисы изменили рынок такси, почему онлайн не победит оффлайн и есть ли опасность в объединении «Яндекс» и Uber — в интервью директора сервиса заказа такси «Максим» Максима Шушарина.

По данным российского аналитического агентства Discovery Research Group, объем рынка таксомоторных перевозок в России в 2016 г. составил 339 млрд руб. При этом на долю мобильных агрегаторов, по мнению агентства, приходится только 5% рынка. VTB Capital Research оценивает рынок легальных перевозчиков такси в России в 501 млрд руб. в 2016 г. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, в ближайшие пять лет увеличится с текущих 20% до 80%.

В «Яндекс.Такси» в конце 2016 г. в среднем совершалось 500 тыс. поездок в сутки, в Uber — 150–170 тыс., в Gett — 150 тыс. (данные РБК). В сервисе заказа такси «Максим» этот показатель оценивается в 700-800 тыс. поездок. Директор сервиса Максим Шушарин рассказал DK.RU, почему приложения для заказа такси еще не победили оффлайн-рынок.

Как изменился рынок такси с появлением мобильных сервисов? 

— Еще 10-15 лет назад не было сервисов федерального масштаба, были только локальные таксопарки. Диспетчер записывал заказы на листок и передавал их по рации. Чтобы вызвать такси, нужно было обзвонить с десяток номеров и прилично подождать. В начале 2000-х стало происходить то, что потом кардинально и навсегда изменило рынок. Некоторые службы такси, в том числе «Максим», занялись стандартизацией и автоматизацией услуги. Разрабатывали софт для операторов и управления бизнесом такси, строили программно-аппаратные комплексы и контакт-центры, связь, системы обучения. 

Это уже получилась другая бизнес-модель? 

— Принципиально другая, нацеленная на массовый спрос. Аналитики теперь это называют технологической революцией. В ней параллельно в разных концах страны участвовали компании, которые сейчас значатся в числе крупнейших и продолжают определять развитие отрасли. А тогда энтузиасты просто мечтали сделать такси доступным и быстрым, с понятной ценой, контролируемым качеством. 

Следующим шагом была задача ускорить работу водителей. На стороне приема и обработки заказов от пассажиров уже были ИТ-технологии, а в машинах все еще стояли рации. Вот на этом стыке и появились мобильные сервисы. 

Первое приложение — Taxsee Driver мы разработали в 2007 г., оно было создано для работы водителей. Интернет был медленный, программа писалась на java и была очень простой, как игры в звонилках. Но она заменила рации и вместе с ними — неэффективную, маломобильную систему работы такси. В том же 2007 г. мы разработали мобильное приложение для пассажиров. Но тогда было сложно убедить пользователей заказывать такси через меню в телефоне. Не было магазинов приложений, WAP-интернет приходилось настраивать вручную. 

В начале 2010-х распространились современные мобильные платформы, смартфоны и достаточно быстрый интернет. Это стало вторым рождением приложений для заказа такси. 

Сегодня программно-аппаратный комплекс может принять заказ, рассчитать стоимость, найти водителя, сократить время подачи автомобиля, проложить маршрут, зафиксировать все стадии выполнения заказа, попросить у пассажира отзыв о поездке, передать его в отдел качества, вывести руководителю статистику и аналитику бизнеса. Чтобы эта система работала, трудится много специалистов в самых разных областях знаний. 

Это можно считать победой онлайна? 

— Не совсем так. Просто в какой-то момент стало модно делить рынок на онлайн и оффлайн. Но это неправильно. Для тех, кто звонит по телефону оператору, мы кто? Допустим, оффлайн-сервис. А для тех, кто у нас же заказывает такси через мобильное приложение, мы — онлайн-сервис. 

Дело в другом. Работа современного такси немыслима без профессионального программного обеспечения и мобильных приложений. Автоматизация и стандартизация позволили сократить холостые пробеги и простои водителей, удешевить услугу. Можно контролировать и улучшать качество обслуживания, быстро реагировать на изменение спроса и предложения. 

Сейчас рынок такси находится на пике существующих в мире технологических возможностей. Это факт. Конкуренция больше идет на уровне качества, гарантий и маркетинга. ИТ-разработки, улучшающие сервис, ведутся постоянно. Офлайн-компании продолжают развивать свой онлайн. Те, кто начал как чистый онлайн, постепенно внедряет офлайновые сервисы. Изменения диктует массовый пользователь, а он не готов выбрать что-то одно. 

Сколько сегодня заказов приходится на онлайн, а сколько на оффлайн?

— У нас нет данных по всему рынку. Могу сказать, что треть пользователей нашего сервиса по всей стране заказывает такси через приложение. В Екатеринбурге — активнее, чем в среднем по России. 

Не стоит рассматривать приложение как скорую замену контакт-центра, эти каналы дополняют друг друга, дают пользователю выбор. Заказать такси через оператора было легко всегда. И будет легко еще длительное время. На практике одни и те же люди в разных ситуациях используют разные способы заказа. В стандартной ситуации проще нажать кнопку в приложении. Когда нужно что-то спросить — звонят оператору. Да и вообще, очень много людей продолжает пользоваться простыми телефонами. 

«Яндекс» и Uber объявили о планах по объединению на территории России. Как это может сказаться на рынке? Не грозит ли это монополией?

— Подобные объединения либо решают организационные проблемы, либо нужны для привлечения капитала инвесторов и распределения его внутри организаций. А на деле для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. 

Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Он всегда открыт. На него в любой момент могут зайти зарубежные компании. Могут проявить себя существующие российские компании, которые набирают рост. Или создадутся новые. Не надо забывать и о том, что в каждом отдельном городе есть местные фирмы. Они тоже конкуренты. 

Вопрос о монополии важен еще и потому, что от этого зависит стоимость поездок. За последние два года цена на услуги такси снизилась, но сейчас опять намечается рост.

— Цены упали тогда, когда в Екатеринбурге начали работать несколько федеральных сервисов заказа такси. Удешевление услуги было маркетинговым ходом для привлечения пассажиров. При этом у сервисов есть и другие пользователи, которых должна устраивать цена поездки, — водители.

Поначалу многие сервисы доплачивали им за выполненные заказы, но сейчас прекращают работать себе в убыток и убирают доплаты. Если водителям будет невыгодно выполнять заказ без доплат, поездка может просто не состояться. Поэтому возвращаются адекватные цены. Средняя цена поездки с нашим сервисом в Екатеринбурге составляет примерно 250 руб. 

Если говорить о прогнозах, как в долгосрочной перспективе (5-10 лет) изменится рынок такси? Что будет с ценами, какие компании смогут закрепиться на рынке, как изменится потребитель? 

— Вы ждете рассказов о беспилотных автомобилях такси? Когда-то это будет, но не так скоро. Мы стараемся реально смотреть на жизнь. С уверенностью можно говорить, что доля заказов через приложения будет увеличиваться.

Интеллектуальные технологии будут развиваться. Услуга будет качественнее и безопаснее. Будет продолжаться эволюционное развитие рынка до тех пор, пока не появятся условия для нового технологического рывка, как это случилось 10 лет назад. 

Сейчас мы в сервисе заказа такси «Максим» заканчиваем разработку и скоро предложим пассажирам сервис совместных поездок, который позволит ездить дешевле тем, у кого маршруты совпадают. 

Самое читаемое
  • «Ценники уже никогда не станут прежними. В следующем году стройка станет еще дороже»«Ценники уже никогда не станут прежними. В следующем году стройка станет еще дороже»
  • Фотографа Дмитрия Лошагина, осужденного за убийство жены, готовы выпустить по УДОФотографа Дмитрия Лошагина, осужденного за убийство жены, готовы выпустить по УДО
  • «Пока даже не думаем о выходе в РФ». Как Андрей Добрынин строит сервис инвестиций в UK«Пока даже не думаем о выходе в РФ». Как Андрей Добрынин строит сервис инвестиций в UK
  • Антон Халиков: «Мартышкин труд должны делать мартышки, а не люди»Антон Халиков: «Мартышкин труд должны делать мартышки, а не люди»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.