Подписаться
Курс ЦБ на 23.01
74,36
90,40

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр
Иллюстрация: DreamPort

«Можно построить цифровую копию целого завода и отработать на ней любой производственный процесс, любую нештатную ситуацию». Основатель DreamPort — о том, как виртуальная реальность захватывает рынки.

Всего за год екатеринбургское предприятие DreamPort стало одним из крупнейших игроков на российском рынке AR/VR технологий для обучения, демонстрации и продвижения. За счет чего удалось вырасти так быстро и насколько конечен этот рост, DK.RU рассказал основатель компании DreamPort Рафаил Валиев.

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр 1

— DreamPort был зарегистрирован в мае 2018 г., но идеи виртуальной реальности мы осваиваем уже десять лет. В 2009 г. я основал Научно-производственный центр «НовАТранс», который занимался производством аппаратных тренажерных комплексов и обучающих IT-продуктов для железнодорожной отрасли.

Изначально компания делала учебные тренажеры, выпускала обучающие брошюры, плакаты и книги, после — видеофильмы и электронные курсы для работников железнодорожных профессий. Наконец в 2016 году мы пришли к одному из стратегических заказчиков, ОАО «РЖД», с новинкой: демоверсией 3D-симулятора железнодорожного рабочего.

Этот проект перерос в целое направление по разработке VR и AR — тренажеров для железнодорожной отрасли. Какое-то время этим занимался специальный отдел. Но я все больше склонялся к тому, что отдел должен трансформироваться в компанию с собственным брендом, которая могла бы выйти на открытый рынок. Так возникла компания DreamPort.

Виртуальная реальность

Современные вычислительные мощности и 3D-технологии позволяют смоделировать буквально все. Любая реальность возможна. На этом давно научились зарабатывать разработчики игр для ПК и консолей.

Ниша DreamPort на рынке — виртуальные тренажеры и демонстрации. Можно построить полную цифровую копию целого завода и отрабатывать любой производственный процесс — пожарную тревогу, внутреннюю схему движения транспорта, вплоть до работы отдельных производственных линий. То же самое — с нештатными ситуациями. Как сотрудников учат действовать в подобном случае? Зачастую формально — прочитал брошюру по технике безопасности, распишись в журнале, что «ознакомлен». Все, обучение пройдено.

Но как поведет себя человек, если действительно случится отказ оборудования или что-нибудь пострашнее? Вспомнит ли он текст брошюры? Может, да, а может, и нет. Опыт порой оказывается трагическим.

Цифровые двойники

Но что, если создать точный цифровой двойник оборудования? Позволить сотруднику обойти его со всех сторон, ознакомиться с управлением? Понажимать кнопки, подергать рычаги. Смоделировать отказ оборудования, пожар, обрушение, наводнение, чтобы он мог отработать порядок действий. При этом человек не будет щелкать мышкой, сидя за монитором: он наденет шлем виртуальной реальности и действительно перенесется на место действия. И отработает штатную или нештатную ситуацию собственными руками, получив необходимые навыки без малейшей угрозы для жизни и здоровья.

Но продвигать услугу непросто. Еще два-три года назад руководители предприятий плохо понимали, как применить VR-технологии к их бизнесу и зачем это делать. Мы решили работать по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — сначала разрабатываем демо-проект и презентуем его конечному заказчику. Такая технология продаж вполне успешно работает, и в целом мы видим, что спрос на VR-тренажеры начал расти.

Думаю, этот рост подстегивают и государственные программы по цифровизации экономики. По крайней мере, предприятия получили сверху сигнал: «Внедряйте!». Одни понимают, что такие технологии действительно способствуют развитию бизнеса, другие — что можно рассчитывать на субсидии от государства, третьи просто опасаются не исполнить указания.

Кадры в секунду

Достаточно часто при переговорах встает вопрос бюджета. Да, качественно сделанный VR-тренажер стоит недешево. Значительная часть цены — это детализация и качество картинки, которые высоки настолько, насколько позволяют технологии.

Человеческий глаз выдает огромное количество кадров в секунду (fps, framed per second), поэтому окружающий мир для нас отображается максимально четко и реалистично. Когда человек надевает VR-шлем, он погружается в виртуальный мир, который должен быть не менее реалистичным и детализированным. Иначе учиться и работать в таком мире будет очень некомфортно.

Детализация особенно важна, если мы имеем дело с виртуальным оборудованием. Станок или другое устройство в виртуальном мире должны выглядеть точно так же, как и в реальности. Если на рычаге управления есть ржавчина, мы достоверно отобразим и ее. Тогда оператор сможет лучше воспроизвести операции, отработанные на виртуальной копии, и у него не возникнет чувства несоответствия.

А клиенты часто просят сделать так называемый MVP (minimum viable product) — продукт с минимальным набором функций, собранный в простом редакторе, зато недорогой. На наш взгляд, это не самый эффективный подход к виртуальному обучению.

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр 2

Чтобы принцип погружения в виртуальность сработал, все предметы должны быть отрисованы максимально достоверно

Обучение без простоя техники

Второй важный момент — виртуальный тренажер способен отработать вложенные в него средства.

Возьмем для примера «БелАЗ» — гигантский многотонный грузовик. Чтобы на нем работать, нужно научиться им управлять. Можно для начала применить механический тренажер, как в автошколе, но рано или поздно придется сесть и на настоящую машину. Не на старую, давно списанную в утиль, а на действующую. Значит, этот БелАЗ придется выключать из производственного процесса, тем более, если обучающихся несколько. А простой такой дорогой техники — это потери миллионов рублей.

Остается посчитать, что менее затратно — каждый раз платить за простой машины или один раз вложиться в его полнофункциональную виртуальную копию. На которой можно спокойно обучить сотни водителей.

Есть еще один важный фактор, без которого наш VR-тренажер будет не более полезным, чем компьютерная игра. Это участие эксперта (специалиста по работе с оборудованием, которое мы моделируем) на всех этапах проекта. Без его согласования и подписи проект не будет отправлен заказчику. Эксперта на проект обычно предоставляет заказчик. Но если он по каким-то причинам не может этого сделать, мы привлекаем нужного специалиста своими силами.

Сколько стоит разработка продуктов AR/VR

 
Приложение дополненной реальности может стоить от 200 тыс. руб., срок разработки от 2 недель.
Приложение виртуальной реальности — от 500 тыс. руб.
Более-менее интересный тренажер стоит свыше 1 млн руб.
Серьезные тренажеры для крупных компаний, которые включают несколько локаций и учебных сценариев, — 3-5 млн руб.
Если есть готовое тиражное решение, как в случае с тренажером по ликвидации возгорания в офисном здании — 300 тыс. руб.
Сроки разработки таких продуктов от 3 месяцев (зависит от сложности разработки).
 

Виртуальный музей

У нас есть идея — помочь российским музеям открыть виртуальные экспозиции. Пилотным проектом стал Центральный музей железнодорожного транспорта в России (Санкт-Петербург), в котором мы оцифровали два выставочных зала из одиннадцати. Смоделировали экспонаты очень точно — вплоть до вмятин и царапин. Можно надеть VR-шлем и ходить по залам, снимать виртуальные экспонаты с витрин, рассматривать из вблизи и со всех сторон. В реальности такое, конечно же, невозможно.

Мы бы хотели распространить этот опыт на другие музеи, но есть ряд проблем, которые решить пока что трудно. Руководство музеев идею поддерживает, но у частных музеев нет бюджетов — они предпочитают тратить средства на обновление коллекций. Государственным же нужно добывать гранты, проходить множество согласований, все это вязнет в бюрократии. С поисками спонсоров и у тех, и у других тоже пока не все хорошо. Мы помогаем рекомендациями, презентациями, но большего, увы, сделать не можем.

А ведь музеям было бы выгодно внедрение таких технологий! К примеру, из-за ограниченного пространства музеи демонстрируют только часть экспонатов, а другие простаивают в подсобках. Но с помощью VR количество выставочных залов можно сделать бесконечным.

Такие виртуальные музеи очень нужны людям с ограниченными возможностями. Кроме того, музей может без лишних затрат демонстрировать виртуальную экспозицию в других городах и зарабатывать на этом.

Дополненная реальность

Российский рынок AR-технологий сегодня вступает на европейский путь развития. Есть два ключевых тренда. Первый — идет движение от индустрии развлечений в сторону применения таких технологий в бизнесе, промышленности.

Еще недавно был бум на ловлю покемонов смартфоном, сейчас в моде мобильные приложения типа FaceApp. Суть у таких приложений одна — наложение виртуальных объектов на объекты реального мира.

Это наложение может происходить по меткам: наводим камеру на метку — появляется контент. Но есть и более сложная технология на базе AR Kit и AR Core, когда камера планшета или смартфона считывает не метки, а плоскости в пространстве. Так можно взять виртуальный предмет и «поставить» на реальный стол. Причем он будет стоять на месте, даже если мы будем ходить с планшетом вокруг него, рассматривая с разных сторон. И подобные технологии как раз начали применяться бизнесом.

У нас такое решение реализовано для нужд «РЖД» — есть вагон, который мы ставим на пол. Задача пользователя заключается в том, чтобы внимательно осмотреть его и зафиксировать неисправности. Вагон можно крутить, приближать, удалять — видно все, вплоть до отдельных болтов.

Был у нас и образовательный проект: нужно навести смартфон на страницу учебника физики, и отобразится наглядная анимированная электрическая цепь. То есть AR сейчас — это не только технология для демонстрационных стендов на выставках и игрушек.

Развитие этого рынка сильно завязано на разработку новых технологий дополненной реальности. Если со смартфонами и планшетами удается сделать что-то действительно полезное и интересное, то крутых очков дополненной реальности до сих пор нет.

Например, к нам часто обращаются с идеей сделать приложение для очков HoloLens от Microsoft или Epson BT-300. Но когда заказчик надевает такие очки и видит дополнительный контент, ограниченный рамками небольшого прямоугольника — быстро разочаровывается, потому что в видеоролике на You Tube ему показывали это в полноэкранном режиме.

Второй ключевой тренд заключается в том, что медленно, но все же меняется структура спроса. Время для разработчиков вполне благоприятное, AR/VR технологии внедряются и будут продолжать все более активно внедряться в ближайшем будущем, бизнес начнет говорить об их применении все более уверенно, делиться кейсами, полученным экономическим эффектом. И если сейчас наши основные клиенты — это крупнейшие корпорации, например, «РЖД», «Росатом» и т.п., то через пару лет инициативу подхватит осторожный в плане инвестиций малый и средний бизнес. По крайней мере, мы ожидаем роста заказов со стороны таких компаний.

Справка DK.RU

 
DreamPort – выделенное подразделение группы компаний «НовАТранс».
9 лет на рынке
15 программистов в штате
30 кабинетов технического обучения
100 аппаратных тренажерных комплексов
> 25 готовых приложений и решений за последние 2 года
> 100 000 часов опыта разработки у команды
15 000 учебных пособий и электронных курсов
 

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр 3

Самое читаемое
  • 15 млн просмотров. Навальный рассказал о дворце Путина за 100 млрд руб. Главное15 млн просмотров. Навальный рассказал о дворце Путина за 100 млрд руб. Главное
  • Кинули вкладчиков на 1,6 млрд руб. На Урале отпустили основателей финансовой пирамидыКинули вкладчиков на 1,6 млрд руб. На Урале отпустили основателей финансовой пирамиды
  • Цель расследования Навального по версии Кремля, дефицит ковид-вакцины. Главное 20 январяЦель расследования Навального по версии Кремля, дефицит ковид-вакцины. Главное 20 января
  • «В текущих условиях многие решили, что выгоднее занимать деньги, а не сберегать»«В текущих условиях многие решили, что выгоднее занимать деньги, а не сберегать»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.