Подписаться
Курс ЦБ на 17.04
94,07
99,93

Куда летите, «Три тройки»?

— Станислав Александрович, насколько глубоко затронула конверсия Ваше предприятие и каков сегодня его статус? — Завод по-прежнему имеет статус госпредприятия, входит в систему Минатомэнерго (бывшее

Уральский электромеханический завод (более известный как завод ”333”) — одно из наиболее технологически развитых предприятий уральского оборонного комплекса. Несколько лет назад именно на этом заводе была освоена сборка видеомагнитофонов по технологии и из комплектующих концерна Philips, затем — производство лазерных компакт-дисков, до сих пор единственное во всей России. Наш корреспондент встретился со Станиславом Алексеевым, начальником отдела маркетинга УЭМЗ, и взял у него интервью.

— Станислав Александрович, насколько глубоко затронула конверсия Ваше предприятие и каков сегодня его статус?

— Завод по-прежнему имеет статус госпредприятия, входит в систему Минатомэнерго (бывшее Минсредмаш). По своим технологическим возможностям, структуре и организации производства завод уникален. До перестройки имел постоянный оборонный заказ, небольшую долю составляла продукция гражданского назначения: мебель, товары для кухни, оборудование для молочной промышленности. В 1987 году была разработана конверсионная программа, но никто тогда даже предположить не мог, что объемы оборонных заказов упадут настолько. Сегодня госзаказ составляет лишь 35%.

— Наиболее острый и болезненный вопрос для большинства конверсионных предприятий — вопрос собственности, выхода из системы “государева управления”. Как он решается на Вашем предприятии?

— Единственное, чего мы добились от нашего Министерства, так это возможности распоряжаться своим имуществом, создавать структуры, которые, не мешая оборонному заказу, могли бы привлекать отечественных и иностранных инвесторов.

— В условиях рынка содержание своей инфраструктуры (жилья, детсадов) становится для многих заводов непосильной обузой. Одни заводы стараются от нее избавиться, другие — сохраняют во что бы то ни стало. Какова позиция Вашего предприятия?

— Разработана программа чрезвычайных мер выживания УЭМЗ, выхода из кризисной ситуации, подписанная и одобренная губернатором Росселем и министром атомной энергетики. В числе этих мер — освобождение от инфраструктуры. В сентябре в муниципальную собственность передано ведомственное жилье. До конца года, скорее всего, с баланса завода будут сняты заводской Дворец культуры “Урал”, плавательный бассейн, медсанчасть.

— Расскажите поподробнее о сотрудничестве с концерном Philips.

— В начале 90-х УЭМЗ освоил на своих мощностях сборку бытовой аппаратуры из комплектующих и по технологии Philips. В частности, двухголовочного видеомагнитофона (до 20 тыс.шт./год при односменной работе), комбинированного CDV-проигрывателя (до 10 тыс. шт./год.), который проигрывал все типы стандартных дисков того времени (от 5- до 18-дюймовых). Затем был разработан свой CD-плейер «Марион» (оптико-механический узел поставляет Sony, остальные комплектующие — местного производства).

Со временем комплектующие для нашей аппаратуры завод стал покупать у корейских фирм, освоили также сборку телевизоров (с диагональю 20", 21" и 24"), музыкальных центров. Два месяца назад выпуск аппаратуры был временно прекращен, поскольку стал окончательно нерентабельным. Возросшие таможенные пошлины лишают смысла покупку комплектующих россыпью. Дальнейшее сотрудничество с фирмой Philips по этим причинам прервалось.

Концепция отверточной технологии, которую завод выбрал на заре перестройки, умерла. Налоги, транспортные и энергорасходы делают нашу продукцию неконкурентоспособной.

К тому же на своем опыте мы убедились, что зарубежный партнер создает СП в России не для того, чтобы развивать местное производство, а для того, чтобы, вложив минимум инвестиций, загрузить свои рабочие места.

И все же сотрудничество с голландцами заводу многое дало. Мы поняли, что весьма перспективно было бы приобрести технологию для производства компакт-дисков.

Купленное «под ключ» оборудование позволяет изготавливать мастер-ленту и выпускать 6 млн. шт./год компакт-дисков (тираж от 1000 шт.и выше). Комплекс был запущен в 1993 году, сегодня загружен не полностью. Здесь несколько причин: ведущие заказчики компакт-дисков, звезды российской эстрады предпочитают размещать заказы за рубежом, хотя качество наших дисков не уступает западным. Большой урон заводу наносит пиратское тиражирование дисков, которое, в частности, в широких масштабах налажено в Китае.

Более перспективно и уже сейчас рентабельно другое направление — выпуск компьютерных CD-Rom-дисков, которые получили достаточно широкое распространение, по цене они уже сравнимы с аудиодисками. Сейчас завод освоил новый тип дисков — CD-видео.

Благодаря собственному заводскому издательству на УЭМЗ налажен выпуск CD-Rom дисков с учебными, информационными, операционными, справочными, игровыми программами. Заключили контракт на покупку цветной типографии для выпуска конвертов для дисков.

— Несколько лет назад в Екатеринбурге была введена в строй АТС, полностью оснащенная Вашей цифровой аппаратурой.

— Первый контракт со словенской фирмой «ИскраТел» (которая использует технологию Siemens) УЭМЗ подписал еще в 1992 году. В 1994 создано российско-словенское СП «ИскраУралтел» — по производству цифровых АТС четвертого поколения. Среди учредителей — УЭМЗ, РАО ЕЭС России, словенские фирмы «Искрател» и «Телинг»). Сегодня разработка проекта телефонных станций, их сборка, тестирование происходит на УЭМЗ, комплектующие поступают из Словении, Англии, Франции, Германии, разъемы и часть плат изготавливаются на УЭМЗ. АТС производятся серийно, в прошлом году на долю уральской аппаратуры связи пришлось 12% рынка в общегосударственной сети, т.е. это более 120 тыс. подключений за год. В частности, на аппаратуре связи УЭМЗ строится вся сеть Государственного таможенного комитета, оборудуется северо-западный узел связи, который охватывает все таможенные посты от Эстонии до Москвы. Станции заказывают отделения Центробанка, аэропорты почти по всей России.

В Екатеринбурге оборудование УЭМЗ установлено на 59-м, 47-м, 65-м, 23-м узлах связи. Сейчас готовятся два новых мощных узла — первый и седьмой, вокруг которых будет строиться звездообразная система меньших станций. Наши станции — единственные адаптированные к отечественным сетям, зарубежная техника плохо стыкуется с отечественными сетями и аналоговыми станциями.

С нового года УЭМЗ начнет выпуск станций пятого поколения — совершенно новый тип оборудования с функциями интегрированных служб международного стандарта. Также у нас разработана своя отечественная телефонная диспетчерская станция «Трикомплекс 120», предназначенная для энергетиков. Пользуется хорошим спросом, но в связи с общей неплатежеспособностью приходится принимать в качестве оплаты товар по бартеру.

— Ваше предприятие продолжит специализацию на этих направлениях — или есть и другие?

— Наше традиционное направление еще с доперестроечных времен — изготовление кухонной мебели, сегодня выпускается и успешно продается 200 шт/мес. комплектов из экологически чистых материалов. Можем и больше, если будут покупать. Комплектация — в зависимости от пожеланий заказчика. Цена полного набора — 2,5-3,5 млн. руб.

Вот уже несколько лет завод серийно выпускает кофемолку. Традиционные электрокофемолки — куттерные, особенность нашей, что она жерновая, степень помола зерен поддается регулировке. В этом году кофемолка переживает второе рождение, ее новая модель будет оснащена импортным двигателем, новой пластмассой и упаковкой, отпускная цена — на уровне 115-130 тыс. руб. За девять месяцев собрано 6 тыс. шт. (при годовом плане — 21 тыс. ).

Еще одно направление — выпуск торгового оборудования, в частности, сетчатых стенок с различными подставками, на которых можно компоновать различные полочки, подставки для обуви и т. д.

Расширяется выпуск приборов промышленного назначения — блоки питания для предприятий топливно-энергетического комплекса, датчики детонаций для системы зажигания отечественных грузовиков и другие приборы для автомобилестроения.

— Судя по всему, со временем УЭМЗ превратится в конгломерат самостоятельных предприятий, каждое со своей специализацией. Каким образом материнская фирма будет ими руководить?

— Выделение производства конкретных товаров на конверсионных предприятиях в самостоятельные заводы — это наиболее оптимальный вариант. Штатных сотрудников остается столько, сколько необходимо для выпуска намеченных объемов продукции. Наращивать коллектив надо постепенно, с вводом нового оборудования, увеличением выпуска продукции, появлением новых рынков сбыта. Необходим жесткий финансовый контроль со стороны государства. Делать это надо было еще пять лет назад, с начала конверсии. Реальная же коверсия идет с точностью до наоборот, все что угодно — лишь бы не было массовой безработицы.

В рамках старой системы можно освоить выпуск новой продукции, но как добиться высокой эффективности производства? При «колхозных» порядках сотрудники все равно будут халтурить, работать на сторону, что обязательно скажется на себестоимости товара и его конкурентоспособности.

Сегодня разрабатывается несколько вариантов управления будущей группой заводов УЭМЗ. Зарубежный опыт показывает, что жесткий холдинг не жизнеспособен, поэтому будут применяться, скорее всего, более мягкие варианты. Экономические службы завода останутся и займутся разработкой стратегических программ и общим руководством, тактические вопросы каждый завод будет решать на своем уровне.

— Вероятно, экономически целесообразно оставить централизованной и службу маркетинга?

— Безусловно. Хотя функции его трансформируются. Формирование спроса (реклама, работа на выставках, презентации), информационная база данных — каждому филиалу это содержать дорого.

Сейчас наш отдел выпускает аналитические справки, проводит маркетинговые исследования как своими силами, так и с привлечением московских институтов, зарубежных фирм.

В частности, изучив российский рынок так называемой кухонной белой техники, наши специалисты сделали вывод о том, что весьма перспективное направление — выпуск современных стиральных машин-автоматов. Емкость этого рынка специалисты оценивают как весьма высокую.

В этой связи в ближайших планах завода — освоение сборки стиральных машин-автоматов компакт-класса по технологии итальянской компании «Канди». Фронтальная загрузка, как в «Вятке-автомат», емкость — 4 кг сухого белья, 18 программ стирки. Но, в отличие от «Вятки» (в основе которой далеко не новая модель итальянского концерна Мерлони), мы ожидаем большей надежности, функциональности. Новая машина будет оснащена двухскоростной центрифугой и заметно меньше по габаритам.

Ориентировочная цена — на 10-15% меньше, чем аналогичные машины концерна «Мерлони» (торговые марки «Индезит» и «Аристон»).

Контракт с компанией «Канди» уже подписан, он предусматривает поставку сборочного оборудования для производства не только стиральных машин, но и трио «Канди» — газовая или электроплита, духовка с грилем и посудомоечная машина на 16 приборов. Эта программа одобрена Минфином РФ, но, увы, до сих пор не профинансирована, хотя начало выпуска было намечено на октябрь.

 

 

УЭМЗ: 41-44-64

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.