Подписаться
Курс ЦБ на 17.04
94,07
99,93

«Кто вы: коммерсант, который любит деньги, или созидатель?» Типология предпринимателей

«Кто вы: коммерсант, который любит деньги, или созидатель?» Типология предпринимателей
Иллюстрация: личный архив Дениса Яхно

«Именно коммерсанты придумали слова «если ты такой умный, то почему такой бедный». А схематозники никогда не работают в одиночку, деньги на придуманных ими схемах зарабатывают для них другие».

Денис Яхно, бизнес-консультант, траблшутер, основатель клуба «Детонатор 27»:

— У меня есть краткая психотипологическая классификация людей, не желающих работать по найму. Таковых основных всего пять: созидатель, управленец, продавец, коммерсант и схематозник.

Конечно, очень редко попадаются «чистые» характеры, чаще всего они с какими-то примесями, но основная линия видна сразу, она-то и определяет всю жизнь человека, включая профессиональную часть. Есть еще парочка типов: корпораты и те, кто может прикидываться и схематозником, и коммерсантом, и созидателем.

КОММЕРСАНТЫ

Есть такое слово — «дожать». Если вы его услышали от кого-то, знайте, перед вами Коммерсант. Он выжмет кого угодно и в любое время дня и ночи, собственно, это и есть его основная экспертиза. Сначала не заплатить, а потом много заработать, причем для Коммерсантов «много» — не имеет точных цифр. Он будет торговаться всегда и за что угодно. Деньги в моменте для него — самое главное.

Иной раз слышу о ком-то: мол, для него сегодня сто баксов важнее, чем послезавтра — тысяча. Коммерсант — абсолютный реалист, который понимает, что де факто будущего нет, тот, кто его загадывает, пребывает в иллюзиях, и брать можно только то, что есть сейчас. Предельно трезвое мышление без миражей и прочих оптических штук.

Для них бизнес — деньги, то есть они им занимаются, чтобы что-то приобретать. Именно про них Бальзак сказал, что «человек зарабатывает столько денег, сколько потребностей себе усваивает», а у них потребностей много, и большинство удовлетворяются через деньги

Если Коммерсант — мужчина, это обязательно дом, машина, женщины, причем не сами по себе, а внедренные в определенную обстановку, иногда даже «гарем» для усиления собственной значимости. Другими словами, они получают удовольствие посредством обстановки и декораций.

Именно Коммерсанты придумали слова «если ты такой умный, то почему такой бедный». Для них успех — прежде всего счет в банке.

«Куда вложить?» — самый насущный вопрос Коммерсантов. Их не сильно волнует дело, значительно важнее доход на вложенный рубль. Сегодня занимаемся ресторанами, завтра тренд сменился, можно и гробами заняться, была бы выгода. К людям у них отношение такое же, выгодно-невыгодно.

«Ничего личного, только бизнес» — тоже их выражение. Кстати, оно лучше всего обнажает суть Коммерсантов. Если хотите оставаться с ними в мире, постарайтесь всегда быть им выгодными, пара тузов в заднем кармане однозначно не повредит, а на тузы они очень падкие.

Они могут сами заниматься бизнесом, пока интересно, а могут не заниматься, ставя на ключевые позиции людей, похожих на них самих: если не понимают человека, то вместо себя не поставят — как понять того, у кого деньги не на первом месте? Могут на месяц, два, три уехать по «делам», изредка интересуясь, как обстановка. Живут не там, где комфортней, а там, где можно больше заработать и где выгоднее в моменте.

«Все продается и все покупается» — регламент действий Коммерсантов. Качество продуктов их бизнеса такое, чтобы хорошо продавалось, на уникальность не претендуют, справедливо считая, что она резко снижает аудиторию и количество продаж. Идейных они считают тягловыми лошадьми и ездят на них долго, пока те не выбьются из сил или не взбрыкнут. А те пашут и наивно ждут редкой похвалы, премии или просто доброго слова.

Коммерсанты считают, что деньги нужно платить только тогда, когда нет другого выхода, и без торга с ними не расстаются. Инвесторы — это всегда Коммерсанты. Большинство из них знают правила обращения с деньгами, служат им, долги не прощают, поскольку это противоречит сути денежного потока.

Коммерсантам нужно раз и навсегда себе объяснить, что их дело — деньги, а разные бизнесы — лишь декорации, которые на протяжении жизни будут меняться, как автомобили, дома, желания и задачи. При этом цель никогда не изменится.

Как быстро определить Коммерсантов? Немногословны, каждое слово по делу, живут по поговорке «Деньги любят тишину», в общении и деловой переписке — четкие сроки, цифры. Лишены возможности планировать. Видят деньги в моменте. Есть несколько основных типажей Коммерсантов, можно сразу определить их по внешнему виду и неприступным лицам: даже когда улыбаются, глаза остаются глазами волка. Хищники!

Да, и главное. Коммерсантов — не более 5% среди всех предпринимателей.

СХЕМАТОЗНИКИ

Это самые ограниченные люди, которые умеют только одно — придумывать и разрабатывать схемы прибыльного бизнеса, делают это идеально, но больше ни на что не способны.

Схематозники — бизнесмены, которые зарабатывают на схемах, стратегиях, организации дела, но сами не работают никогда (я сам такой, если что). Заставить схематозника вложить собственные деньги в бизнес труднее, чем перенести Мавзолей с Красной площади, они всегда работают на чужих деньгах.

Схематозники любят тишину и покой. Небольшой затерянный островок хрен знает где, откуда они вершат свои грандиозные дела, ровно то, что их заботит по-настоящему. Их окружение сильно ограничено именно из-за этого. Это невидимки. Они всегда за кадром. Серые кардиналы — это именно про них. Войны, мир, потрясения — а они сидят на своих островках и подсчитывают барыши, им все по хрену, ничто их не трогает и не заботит по-настоящему, кроме внутреннего покоя и тишины.

Схематозники никогда не работают в одиночку. У них всегда есть партнеры, которые добывают им деньги на ими придуманных схемах. 

Схематозник, являясь организатором бизнеса на схемах, не является управленцем, у него главная и ключевая экспертиза основана на создании модели бизнеса, умении выигрывать переговоры на тактическом уровне, поддержании качества нужных связей. Его компетенции в бизнесе — ключевые. Основа бизнеса Схематозника — в возможности иметь доступ к любым проблемам людей и решать их быстро и гарантированно.

Конченые циники, люди без морали и правил, с видением на три и пять лет вперед — знакомьтесь, это мы, схематозники!

Помните Мориарти из «Приключений Шерлока Холмса»? Вот самый что ни на есть схематозник.

Самое страшное партнерство в бизнесе — это партнерство Схематозника и Коммерсанта. Один определяет схему, а другой выковыривает деньги из всего, чего возможно. Союз двух хищников, для которых, кроме власти и денег, больше ничего в жизни не существует. 

Как быстро определить Схематозников? Обычно это консультанты, дипломаты, юристы, рекламщики и пиарщики, словом, те, кто крутится вокруг бизнеса и обеспечивает его. Договорятся всегда и со всеми.

Мыслят со скоростью звука, плетут собственную паутину. В переписке быстры, если есть эмоции, то для пользы дела, планируют на ограниченное, понятное время. Есть стратегические, есть тактические. Сроки, цифры, суммы — все конкретно. Познакомятся сегодня, а завтра будут лучшими друзьями или поведут под венец.

Невероятные способности к коммуникации. Помните Лису Алису в «Буратино»? Вот это — про Схематозников. Также хищники! 

Схематозников — не более 15% от всех предпринимателей. 

СОЗИДАТЕЛИ

Созидателей в мире больше всего, наверное, не меньше половины всех живущих людей.

Суть созидателя — в отдаче главного людям, полном вовлечении себя в процесс, инвестировании себя самого без надежды получить обратно. Именно поэтому они абсолютно бесполезны в зарабатывании денег. Тот, кто отдает, не может забирать. 

Большинство Созидателей презирают деньги и тех, кто умеет их зарабатывать. В данном случае презрение рождается из невозможности понять, почему им этого не удается.

Такой человек не может быть продавцом, поскольку в основе его менталитета лежит созидание. Созидание — это отдача важного людям. Продажа — это приобретение важного у людей. Невозможно быть тем и другим одновременно.

Корень проблемы лежит в отрицании Созидателями важности финансовой составляющей. В их понимании (подсознательно) деньги — это зло, разрушающее или подрывающее основы общения и взаимодействия между людьми. Тогда как на самом деле деньги — это посреднический инструмент, который не дает людям быть друг другу должными.

Панический страх перед коммерческой выгодой, лучшими условиями жизни жестоко перекраивает мозги Созидателей, и после 47 лет уже практически ничего нельзя с этим сделать. Страх становится частью поведения.

Данный страх как часть фобии зачастую переходит от родителей, которые работали и получали зарплату, но, не зная природу денег, обожествляли их, отторгали или ненавидели. Ненависть к деньгам, а точнее, к их отсутствию, присутствует практически у всех представителей интеллектуального командного труда, со временем они начинают считать, что важно все, кроме денег. Тогда как в бизнесе важны деньги, и больше ничего.

Качество для Созидателей на первом месте, что означает ярко выраженное для любого человека из подобной среды тщеславие. Им значительно важнее большой прибыли то, как и что о них говорят и как они сами себя оценивают.

Главное для Созидателя — не дать  себя обмануть, потому что именно с этого начинаются все их мытарства. Их бизнес невозможен без наличия Управленца и Коммерсанта. Без этих людей все быстро заканчивается, потому что суть бизнеса — брать, а не отдавать.

Типичный диалог с Созидателем:

— Вы, созидатели, любите работать бесплатно.
— Да, когда есть интересный проект или харизматичный лидер.

Вот так! Добровольное рабство абсолютно нормальная ситуация для 70% населения. Потому что Созидателей в нашей стране, по моим наблюдениям, именно столько. Пользуйтесь! Зарплата — лишнее! Главное — интерес! Идеальная «кормовая база» для хищников.

Как быстро определить Созидателя? Невероятно эмоционален, открыт, лицо «нараспашку», большую часть информации принимает «за чистую монету», живет вечно, в общении и переписке оперирует месяцами, а то и годами.

Созидателю нет ничего проще назначить встречу через четыре года или договориться о начале сотрудничества через несколько месяцев, он не видит ограниченности ресурсов, персонал для него как родственники, готов отдать все, о себе не думает. Очень много слов, поток сознания, цифр при этом нет вообще. Инвестировать в них категорически запрещено, если только нет цели избавиться быстро от денег. Созидатели и деньги — два антипода, люди дела, но не денег. Отдать себя обществу — основная цель жизни!

УПРАВЛЕНЦЫ

Управленец может только управлять. Редко когда он сам способен организовать бизнес самостоятельно. Управление, как правило, отрицает предпринимательство. Или умеешь добывать, или управлять. А управление ничем не созданным — фейк!

Хороший управленец — пилот «Формулы 1». Рулить может, но на болид ни денег, ни умений не наскребет, даже если продаст всех родственников на органы.

ПРОДАВЦЫ

Продавец не может продать то, чего нет, а так как он не Созидатель, то будет вечно слугой двух господ, а значит, посредником. Чтобы прилично себя чувствовать, нужны большие обороты, а без умения масштабировать — это не более чем мечты.

В качестве бонуса еще два типа:

НАЕМНИКИ

Они могут быть разными, и порой сами не знают, кто они такие. Речь об оборотнях и лицедеях бизнеса, наемниках любого вида — консультантах, адвокатах и т.д.

Дело в том, что мозг консультанта или адвоката в спокойном состоянии работает максимум, как мотор автомобиля на нейтрали, как-то держит обороты, и все. Но как только речь заходит о заказе, можно услышать настоящий гул мотора, который наращивает обороты в моменте. После того как заказ получен и предоплата внесена, мозг консультанта работает, как ракета, и только в таком случае может что-то получиться. В спокойном состоянии пытай — не пытай, дело никуда не сдвинется.

Каждый Наемник знает, какого минимума он может добиться в проекте. Если заказчик доволен, проект закрыт, акт подписан, а консультант считает, что дело не доведено до логического конца, он будет продолжать его делать, пока сам себе не отчитается, что все ок. Начинать любой новый проект можно только без сожаления о прошлом, иначе качества не будет, дискомфорт начнет сильно давить.

У Наемников нет морали, правил поведения и т.д., когда заказ получен. Реально это боевая машина, которая максимально нацелена на результат. Тот, кто берет Наемника, должен понимать, что все моральные обязательства нужно взять на себя, Наемник свободен от любых ограничений, ничто не должно препятствовать выполнению задания. При этом весь накопленный опыт, связи, возможности будут использованы по максимуму. Другими словами, с каждым проектом консультант становится сильнее во всех смыслах. Рэмбо, не иначе!

Наемники — лицедеи! С коммерсантами они коммерсы, с самозанятыми — люди дела, с корпоратами — также на одной ноге. Многолетняя тренировка быть своим с любыми людьми дает о себе знать. Если вы думаете, что знаете личность Наемника, то ошибаетесь, он как многоликий Шива со множеством лиц и характеров, иначе задачу не выполнить.

Летчик живет в небе, моряк в море, Наемник — в период выполнения заказа.

Если вы узнали себя, то поймите одно самое важное о себе: вы — человек заказа. 

КОРПОРАТЫ

Это люди, постоянно «живущие» в толпе или работающие в стае, тут уж как кому проще понять. Стабильность — вот какое слово на 100% характеризует корпоратов. Этот выдуманный ими мир похлеще любой страны Оз или любого иного фэнтези. В плане сказок о своем мире им нет равных, ведь если не сочинять сказки о себе, то как поддержать спокойствие в рядах? Никак, то-то и оно. Поэтому чем крупнее контора, чем больше сказок и спокойствия. 

Вспомним мир коммерсантов — война, опасность, драки, осторожность, планирование, точность. А мир корпоратов — это фруктовый кефир вместе с полным отсутствием времени. Абсолютный мир, кроме подковерных интриг, никаких войн, если планирование, то на бумаге или словах, о действии мало кто думает, да и зачем? Зарплата капает, бонус будет, соцпакет по статусу положен. Жить хорошо!

Когда вокруг много людей, пропадает чувство ответственности не только за результат, но и за самого себя. Исчезает чувство опасности. Весь мир кажется таким же, как и внутри стен корпораций, научных институтов, госучреждений... 

Обычно они утверждают, что один в поле не воин, поэтому приходят на встречу минимум вдвоем, а то и втроем.

Все, как в том анекдоте про милицейский патруль времен СССР (один умеет говорить, другой думать, а третий по рации разговаривать). И так всегда, причем только для того, чтобы разделить ответственность или получить по доле безответственности. Эффективность здесь не в почете.

Ну что, узнали себя?

В своей предыдущей колонке на DK.RU Денис Яхно рассказывал про основные причины, по которым разваливается бизнес.

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.