Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Красноярость. Заметки участников кампании по выборам генерал-губернатора

В Красноярске из восьми кан-  дидатов сразу определились  три основных претендента —  Александр Лебедь, губернатор Зубов и лидер местных коммунистов Романов. Таким образом, выбор был невелик.

Не успели отгреметь выборы в Законодательное собрание Свердловской области, как началась красноярская кампания по выборам в губернаторы. По мнению многих наблюдателей, в Красноярске состоялась генеральная репетиция президентских выборов. Тем интереснее опыт специалистов по медиа-планированию, благодаря усилиям которых Лебедь одержал убедительную победу — вопреки прямо противоположным прогнозам.

В Красноярске из восьми кан-
 дидатов сразу определились
 три основных претендента —
 Александр Лебедь, губернатор Зубов и лидер местных коммунистов Романов. Таким образом, выбор был невелик. Это в Свердловской области лихие райтеры могли сразу на двоих-троих работать — в Красноярске такой номер не проходил. В Свердловской области, как известно, шла война компры — мало кто занимался имиджем своего кандидата — здесь куда охотней и ловчее крушили чужие имиджи. Там же никто ни рояля из кустов, ни тузов из рукава не доставал, предпочтение отдавалось самовосхвалению, изощренной рекламе, прямой ругани, клевете и провокациям.

Медиа-пасьянс
Популярнейшая красноярская газета “КомоК” из сотни своих страниц, наверное, четверть отдавала рассказам о том, какой хороший Зубов и какой плохой Лебедь. Откровенно прозубовскую позицию занимали “МК” в Красноярске” и “Красноярский комсомолец”, то есть хорошо известные в крае издания. Во втором туре к ним присоединилась коммунистическая “Красноярская газета”, решившая поддержать Зубова взамен выбывшего Петра Романова. На Лебедя работала партийная многотиражка “Честь и Родина” и газета “Красноярский край”, созданная “под выборы” (ей еще надо было завоевать авторитет у читателей). Остальные газеты сохраняли “вооруженный нейтралитет” — это когда печатается все, за что заплачено.
Из пяти телекомпаний только одна, “ТВК”, не столько поддерживала Лебедя, сколько была против Зубова. ТВ-КГТРК открыто агитировала за губернатора — незадолго до выборов краевая администрация назначила “своего” председателя. Три оставшиеся ТВ-компании также были на стороне действовавшей власти, разница в степени усердия. Местная телеведущая буквально медоточила, рассказывая в новостях “Афонтово” (ТВ-радиокомпания, аналог нашего “Четвертого канала”) о благодеяниях губернатора, и просто-таки подпрыгивала на стуле от злости, едва речь заходила о Лебеде….
Ситуация на радио складывалась также не в пользу Лебедя. В Красноярске “за” Зубова вовсю агитировала “Афонтово”, по много раз на дню крутила в эфире ролик “Черный лебедь, что ты вьешься...” и наотрез отказывалась брать информацию и ролики нашего кандидата. “Центр России” (ГТРК) сохранял видимость объективности — живой голос Лебедя в эфир, согласно указаниям из штаба Зубова, пропускали со скрипом, чуть ли не под угрозой судебных исков, но, с другой стороны, грязи было меньше, чем на краевом госТВ или “Афонтово”. С остальными радиостанциями Красноярска работать в первом туре было не менее интересно — на все сто уверенные в победе Зубова, они пытались диктовать свои правила игры. В команде Лебедя медиа-планированием, в основном, занимались люди АПЭК. Поэтому, вынужденные уступать по количеству предвыборных материалов, они были обязаны постоянно выигрывать в их качестве.
Известно, что немало россиян предпочитают “кухонное радио” другим СМИ как самый дешевый и технически простой способ получения информации. В Красноярском крае это радиолюбительство связано еще и с большими расстояниями. В Норильске краевое ТВ-ГТРК не ловится, зато на город вещает радиоцентр ГТРК. В Норильске по итогам первого тура за Зубова проголосовало 11,33% избирателей, за Романова — 4,47% и за Лебедя — 77,35%. По итогам голосования 17 мая за Зубова проголосовало чуть меньше, чем в первом туре, а за Лебедя — почти на 10% больше!
Интересно, что в ноябре прошлого года губернатор Зубов добился, чтобы РАО “Норильский никель” (собственность ОНЭКСИМ-Банка) начало регулярные платежи в областной бюджет, причем на 70% деньгами. Говорят, именно Зубов выбил в Международном банке реконструкции и развития кредит в $ 500 млн на развитие севера, население которого... дружно голосовало за Лебедя.

По ком стучат башмаки?
В Красноярском крае наша радиогруппа работала примерно с двадцатью станциями. Мы готовили информацию и репортажи в прямой эфир; записывали передачи “большого формата” (12-18 минут), которые транслировались по ГТРК согласно графику избиркома; создавали многочисленные радиоклипы и песенно-музыкальные номера, занимались их размещением и т.д. Во втором туре акцент был сделан на получасовые передачи — беседы в прямом эфире, которые транслировались, в первую очередь, в Красноярске, где Зубов имел большое преимущество. Для участия в этих передачах приглашались люди, действительно авторитетные в самых разных областях. При этом не требовалось, чтобы они были сторонниками Лебедя — прямая агитация могла насторожить и даже отпугнуть аудиторию.
Одной из самых интересных стала беседа с Всеволодом Севастьяновым, лидером фракции коммунистов в Законодательном собрании края. Прежде чем дать свое согласие, он дотошно расспрашивал одного из нас о причинах, побудивших работать именно на Лебедя. Ответы носили несколько туманный характер: мол, в Лебеде есть сильная человеческая энергия, в Зубове же нет ничего — когда он проходит мимо со своей свитой, вы ничего не ощущаете, только слышите стук башмаков... На следующий день Севастьянов устроил Зубову в эфире форменный разнос.
По итогам второго тура, разрыв в Красноярске сократился более чем вдвое. Число голосов, отданных за Лебедя, увеличилось на 60 тыс., причем в одном из центральных районов, Кировском, Лебедь сумел опередить Зубова. Общий итог голосования: 48627 – против обоих кандидатов, 540329 — за Зубова, 810763 – за Лебедя.
 
Деньги и власть
Красноярские выборы в очередной раз показали – просто деньги решают далеко не все. Все может позволить только реальная власть. Например, Зубов “помог” аппаратурой частной компании “Афонтово” загодя, то есть — за год до выборов. Бросайте хлеб свой по водам, и хлеб ваш вернется коржиком... Кто, интересно, после этого осмелится любой чих “пока еще действующего губернатора” не рассматривать как информационный повод? По мнению журнала “Миллион”, Зубов потратил больше всех. Хотя затраты у него в большей мере скрытые. Он имел возможность использовать свое служебное положение, его пропаганда была более завуалирована.
Только власть могла позволить такую роскошь, как растяжки и рекламные щиты (три на шесть) в центре города и на подступах к мосту через Енисей. На них Зубов изображался с телефоном в руке. Это, одновременно, напоминало рекламу “УралВесткома” и слоган “Человек или аппарат?” эпохи свердловских выборов депутатов в Верховный Совет СССР.
Трудно сказать, кто же лидировал по вливанию живых денег в предвыборной гонке, но если пересчитать затраты на наружную рекламу, эфирное время и газетное пространство, отданное губернатору, то уж в этом споре г-н Зубов точно опередит своего ближайшего соперника. Для примера: минута вещания на ТВ-ГТРК в самую страду стоила около $ 600, а там про Зубова “бесплатно” целые фильмы крутились. По пятницам, например, уже накануне самих выборов в первом и втором туре, сразу по нескольким ТВ-каналам показывали 10-минутный фильм, смысл которого сводился к простой мысли — военный человек по имени Лебедь не приучен думать, он приучен убивать.… В июне Зубов неожиданно воскрес на НТВ. Он грозил пальцем из Москвы — мол, “тратить деньги края Лебедю просто так мы не дадим”, и это звучало очень двусмысленно.
Сила инерции
Ни во время выборов, ни после никто не говорил в тех же “Вестях” или по НТВ, что поддержать Лебедя приехало всего несколько десятков человек. Это были специалисты из разных городов — Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Барнаула и Иркутска. Большинство в штабе составляли красноярцы. На Зубова из числа иногородних в основном работали москвичи. В том числе известная своей близостью к семейству Ельцина компания “Никколо Макиавелли” (символическое родство с универсальным принципом достижения цели) и имиджмейкеры Лужкова.
Кстати, сам Юрий Михайлович, побывавший в крае с агитацией за Зубова, вызвал повальное раздражение. “Зачем приехал сюда!” — со злобой кричали мэру женщины в некогда образцовом селе Шушенском, и Лужков, не привыкший оправдываться, начинал что-то мямлить о подписании договора между столицей и краем. В глазах населения обнищавшей провинции все именитые агитаторы из Москвы олицетворяли не Россию, а какую-то иную страну, страдающую ожирением крайней степени.
Имиджимейкеры Зубова действовали по рецептам 1996-го, победного для них года — создать дилемму Лебедь-Зубов, прочих игнорировать, Лебедем запугать, как большим злом, и т.д. Общая схема: Лебедь для Красноярска — чужой; выборы на губернаторский пост рассматривает как ступень к президентству; Лебедь — генерал, то есть вояка в чистом виде. Но в Сибири эти агитки не сработали. Для того чтобы определить общий уровень культуры советников и соратников Зубова, вовсе не обязательно знать, чему они учились в студенческие годы. В Красноярске живого классика кино Алена Делона, приехавшего по приглашению Лебедя, не пустили в кинотеатр “Луч” на запланированную встречу с поклонниками. Директор кинотеатра сгорала со стыда, но что могла сделать она, слабая женщина, с приказом краевого управления культуры?..
А вот образчики высказываний известных деятелей политики и культуры и предвыборные плакаты.
“С чего бы это Делон сюда приехал? По приглашению Лебедя? Да они и не знакомы вовсе…” — Зюганов из Москвы.
“Убийцу хотите себе в губернаторы выбрать?” — Владимир Жириновский, московский гость.
“Лебедь погубит Россию” — Геннадий Селезнев, московский гость.
“Пусть уж будет Зубов” — Алла Пугачева, московский гость.
“У Сибири своя сила!” — плакат с Зубовым.
“Зубов — за!” – лозунг на рекламных щитах “три на шесть”, первый тур.
“ЗубовЪ” — лозунг на рекламных щитах “три на шесть”, второй тур.
И, наконец, само совершенство – плакат с надписью “Зубов В.М.” на фоне цветов российского флага.
Имиджмейкеры Зубова всерьез поработали над созданием образа “губернатора-интеллигента”. Одна из установок для подконтрольных СМИ “Зубов местный и ученее Лебедя” должна была, видимо, означать, что он же лучше и во всем другом. Как это ни странно, профессор Зубов оказался плохим учеником. Сколько горьких разочарований принесла ему уверенность в собственной непогрешимости в ночь с 26 на 27 апреля, когда в прямом эфире по НТВ подводились итоги первого тура и на экране появились два главных претендента на кресло губернатора. Лебедь, со своими короткими фразами и улыбочкой победителя, был похож на сытого удава. Зубову досталась роль кролика; он силился вырваться из-под гипноза, не понимая, что противник на время потерял к нему интерес….
Во втором туре Зубов стал впадать в крайности. Проводил параллель “Лебедь — фашизм” и, одновременно, обвинял соперника в связях с еврейским капиталом. Угрожал не платить налоги в федеральный бюджет и заигрывал с коммунистами. На Первомае пристроился к колонне с красными флагами, но никто к нему так и не подошел. 9 мая на праздничной трибуне Зубов чуть ли не собственноручно отключал микрофоны, чтобы только не дать слово врагу — боевому генералу, вышедшему на центральную площадь во главе колонны ветеранов и сторонников.

Так на глазах избирателей губернатор-интеллигент неожиданно и быстро менялся, словно пытался прожить за один короткий отрезок времени, отведенный под выборы, сразу несколько жизней. И наблюдая за всеми этими превращениями, невольно приходило на ум крамольное сравнение: Зубов — зеркало российской интеллигенции конца ХХ столетия. После выборов, быстро сдав дела, Зубов снисходительно заявил – мол, не буду делать ничего, чтобы бы могло усугубить положение края. И тут же ушел в отпуск. Московские СМИ по привычке корили Лебедя: вот и первый результат генеральской победы, — до инагурации целых две недели, а край остался без власти….

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.