Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Компания Giftoman оцифрует клиентов ритейла и общепита

Екатеринбургская компания Giftoman тестирует инновационное устройство для оцифровки данных клиентов ритейла и общепита. Сейчас этот огромный массив информации почти не используется.

Рынок ритейла сейчас очень активно развивается, говорит основатель сервиса Giftoman Алексей Костарев. Лидирующие компании хотят стать ближе к покупателю и делать каждому персональное предложение в зависимости от того, что он покупает. Причем это происходит и в продуктовом ритейле, и в быстром питании, и в сфере продажи одежды, отмечает он.
 
Для оцифровывания данных покупателей и разработано устройство для считывания чека — «Усач». Его смысл в следующем: оно позволяет в режиме реального времени получить контактные данные покупателя практически на кассе, зафиксировать сумму покупки и состав чека без смены кассового оборудования, говорит г-н Костарев. В «Усаче» есть 3G-модем и плата собственной разработки. На разработку и доведение устройства до ума потратили год.
 
Компания Giftoman оцифрует клиентов ритейла и общепита 1
Фото: Алексей Костарев
 
«Устройство вставляется в разрыв между чековым принтером и POS-системой. Никакой настройки и инсталляции не требуется. Карты печатаются, когда покупатель приходит на кассу, и после печати чека устройство знает сумму и дает сигнал на планшет. Покупателю предлагается начать использовать карту и накапливать бонусы в конкретной точке», — объясняет механику работы «Усача» его изобретатель.
 
В момент покупки покупателю ничего не нужно объяснять, он просто сканирует карточку на планшете, и с этого момента она привязана к сумме чека и купленным товарам, продолжает Алексей Костарев. Далее покупатель в удобное время отправляет SMS, после чего магазин знает данные покупки и контактный номер.
 
Сейчас основной сбор данных о покупателях ведется при помощи анкет, но их заполняет 1-3% покупателей, говорит создатель устройства. Главные же проблемы в том, что данные, которые люди пишут в анкете, недостоверны, их нельзя проверить, в большинстве сетей они так никогда и не доходят до системы.
 
«Здесь же компания получает данные о покупателе через три секунды после того, как отбит чек. Сейчас, по нашей статистике, мы оцифровываем 10-80% покупателей в различных точках, то есть из 10 человек, заходящих в точку продаж, до восьми попадают в базу с данными, верными на 100%. Сейчас мало кто задумывается о процессе накопления данных покупателей, но лидеры начинают обращать на это внимание. Если ты не накапливаешь базу данных своих покупателей, то это неразумно. В бизнесе нет ничего более ценного», — говорит г-н Костарев.
 
Создатель «Усача» подчеркивает, что система не имеет ничего общего со спамом.
 
«Спам — это когда тебе предлагают что-то ненужное. Когда банк присылает SMS, что зачислена зарплата, это спамом не считается. И если в продуктовом говорят, что проанализировали твои покупки за два месяца и предлагают специальные цены, то это не спам. Сейчас много цифрового шума, и эта история о том, чтобы сделать персональное предложение. Нужно иметь достоверные, оперативные и полные данные, и если хотя бы одного этого параметра нет, то строить дальнейший маркетинг уже нельзя. Впрочем, можно уже ничего не посылать, а просто оперировать этой информацией», — рассказывает он.
 
Пока устройство применяется вместе с сервисом Giftoman, говорит Алексей Костарев. Компания ориентируется на ритейл, имеющий от четырех точек. Сейчас «Усач» работает в некоторых заведениях Subway, Ping Pong и магазинах одежды и общепите в «Успенском», где уровень оцифровки достиг 40%, а в Subway и Ping Pong — около 25%. Эта история «вдолгую»: показатели фактически зависят от вовлеченности персонала, который обычно не прилагает усилия, но «Усач» собирает в 20-30 раз данных больше, чем анкеты, говорит предприниматель.
 
Есть распространенное заблуждение, что небольшая сеть не может позволить себе такое решение — то же самое было с компьютерами в прошлом, сравнивает создатель устройства.
 
«Пока на рынке почти нет таких технологий, и у американских конкурентов — по большому счету тоже. Сейчас мы закручиваем массовые пилотные проекты и готовы больше вкладывать, а не брать. Эта история больше про новаторов, и интересны нам те, кто готов играть вдолгую. У любой системы есть кредит доверия, поэтому единственный механизм с точки зрения ритейла — выстраивание персональных предложений. Компании чувствуют, что рынок меняется, и начинают задумываться. Сильные игроки понимают, что это необходимо, но это не волшебная таблетка. Хотя, если не пользоваться ей, то проиграешь точно», — считает г-н Костарев.
 
В этом направлении будут точно появляться новые стартапы, и это хорошо, заключает предприниматель.
 

Справка DK.RU

За два года работы компания Giftoman, созданная партнерами по фонду RedButton Capital Алексеем Костаревым и Сергеем Показаньевым, четыре раза меняла бизнес-модель одноименного сервиса. Первоначально (апрель 2012 г.) сервис позиционировался как интернет-магазин подарочных сертификатов на покупку бытовой техники и электроники. Стартап рассчитывали монетизировать за счет неактивированных сертификатов. Подобные сервисы на Западе зарабатывают за счет того, что порядка 50% выданных сертификатов остаются неиспользованными. В Екатеринбурге это не сработало: за полгода все 100% сертификатов были обналичены.
 
Вторая инкарнация Giftoman, которую прозвали «оцифрованным сарафанным радио», была запущена осенью 2012 г. Обновленный сервис ориентировали на заведения общепита: рестораны или кафе, подключенные к Giftoman, выдавали каждому клиенту купон и предлагали передать его другу. Если друг в заведении предъявлял купон — подарок получали оба. Идея провалилась из-за сопротивления сотрудников общепита: не все смогли объяснить призовую механику, а объяснения занимали много времени.
 
Третью версию запустили в апреле 2013 г. — как инструмент для формирования регулярного потока постоянных клиентов для малого и микробизнеса. Со следующей механикой: пользователь приходит в заведение, подключенное к программе Giftoman, и, оплачивая покупку или услугу, на кассе получает карту, которую сразу активирует через SMS. Рядом с кассовым аппаратом у участников программы стоит планшет с выходом в Интернет. После подтверждения регистрации (ответное SMS) клиент считывает с карты QR-код и получает первый подарок. Также можно накопить бонусы и получить более ценный подарок. Монетизация обновленного Giftoman строилась на стоимости привлечения: цена обслуживания одного клиента составляла от 16 до 39 руб./мес. (в среднем предприятия платили сервису 5 тыс. руб. ежемесячно).
 
В начале 2014 г. сервис пришел к новой бизнес-модели. Теперь Giftoman ориентируется на работу с торговыми сетями, имеющими не менее трех точек, и является, по сути, системой повторных продаж.
 
«Она позволяет, во-первых, привлечь покупателя. Мы совместно с партнерами предлагаем подарки и бонусы за покупки по индивидуальной карте. Второе — возвращаем им покупателей. Предлагаем индивидуальные предложения с учетом их истории покупок. И, наконец, продаем: разовые клиенты становятся постоянными и возвращаются к нашим партнерам снова и снова. Так увеличиваются их продажи», — рассказывал DK.RU г-н Костарев весной этого года.
 
А в начале лета запустил совместный проект с ТЦ «Успенский» — по внедрению системы лояльности, работающей по принципу кросс-маркетинга: покупатель активирует кобрендинговую карту, после чего делает покупки в магазинах ТЦ и получает бонусы и подарки.
 
Авторы: Андрей Пермяков, Сергей Дружинин.
Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.