Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
61,80
68,29
Деловой квартал / Новости / Когда директор на коне?

Когда директор на коне?

06:00   20.07.2000

Директора бывают разные Большинство современных руководителей находят свой стиль управления где-то между полюсами сверх-контроля и демократичности. Наиболее утрированно разницу индивидуальных

Мы продолжаем цикл статей, посвященных проблеме внутрифирменного обучения. Своя специфика есть в обучении персонала низового, среднего звена управления. По-особому должен быть организован и процесс обучения для высшего менеджмента. Сегодня мы остановимся на том, чему и как учатся директора.

Директора бывают разные...
Большинство современных руководителей находят свой стиль управления где-то между полюсами сверх-контроля и демократичности.
Наиболее утрированно разницу индивидуальных стилей можно представить на армейском примере. Один командир роты, из тех, про кого говорят "слуга царю, отец солдатам...", пестует своих бойцов с утра до ночи, приходит в часть до подъема и уходит после отбоя: на полигоне собственноручно корректирует сектор обстрела каждого пулемета, заставляя зазубривать решения типовых тактических задач. Второй — работает лишь от звонка до звонка, разъясняет солдатам основные положения Устава, необходимые для решения широкого круга вопросов, делая упор на ответственность и зрелость личного состава. Когда наступает пора Больших Учений, обе роты показывают одинаковые результаты. Почему? Да потому, что к одному и тому же результату ведут разные дороги. Старый служака делает упор на необходимых навыках, а его коллега — дает возможность проявлять инициативу и думать своей головой.
Этот нехитрый пример иллюстрирует распространенную директорскую дилемму: как строить взаимоотношения с подчиненными? Добиваться: делай как я? Или же рисковать, поощряя самостоятельные подходы и терпеливо дожидаться результата?
Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, какую функцию директор выполняет в организации. Он только управленец или же в том числе и предприниматель-собственник?
С точки зрения директора-собственника, которому важно расширение собственного бизнеса, победа над конкурентами, управленческие решения будут приниматься исходя из стратегий, нацеленных на достижения. Он более склонен к риску и эксперименту, в том числе и в отношении персонала.
Наемный директор более осторожен. Еще бы! Он должен эффективно распорядится переданной ему властью, доказать свою способность нести ответственность за использование должностных полномочий.
Кем бы ни был директор — собственником или наемным топ-менеджером,  рано или поздно возникает потребность в пополнении собственных знаний по менеджменту, маркетингу, психологии. И тогда возникают резонные вопросы: а как сделать это и готов ли директор учиться?
Большинство директоров отвечает на этот вопрос утвердительно и практически. Вместе с тем немногие, отправившись на учебу, в итоге остаются довольны ее результатами. Подчас директор переживает стойкое ощущение, что не научился чему-то  более важному, и что, возможно, другие директора выбрали более удачные курсы, семинары,  стажировки и т.д. Почему так?
Одно из объяснений — несмотря на молодость многих современных директоров, это, как правило уже сложившиеся личности с определенным жизненным и трудовым опытом, сформировавшимися убеждениями, стилем деятельности. Эта особенность делает директоров не всегда восприимчивыми к новым знаниям, вырабатывает определенный скепсис в отношении тематики обучения, подачи материала, подготовки ведущих. С другой стороны, представление о том, что кому-то из коллег досталась более интересная программа или более сильные преподаватели — часто не больше, чем иллюзия, но всегда подтверждение имеющегося интереса к чужому опыту.
Не всегда отдавая себе в этом отчет, руководитель большую часть новых знаний черпает из окружающей его действительности, насыщенной различной информацией, и прежде всего из сферы практической организационной деятельности, в том числе из опыта других.

Тренинг – не панацея,
но что-то в этом роде...
Руководитель тренинговых программ Уральского кадрового агентства Елена Блехарская: Проведение ежемесячных тренингов профессиональных навыков для специалистов по продажам из разных сфер экономики, позволило нам точнее понять потребность самих директоров в обучении.
Директора, проходившие тренинг продаж вместе со своими менеджерами, часто оказывались  более активными  во всех упражнениях и заданиях тренинга. В итоге, признавая полезность совместного обучения одним и тем же эффективным подходам, к примеру, в отношениях с клиентами для достижения общих результатов фирмы, они  уже в ходе тренинга понимали, что только этого им в  директорской работе недостаточно. Надо собираться в кругу "себе подобных", имеющих аналогичные управленческие проблемы. Так возникла идея тренинговых занятий для директоров.
Конечно, научить  кого-то быть директором или научить стопроцентно эффективно управлять в полной мере нельзя, но можно помочь совершенствовать определенные способности  в этой деятельности и пополнять необходимую информационную базу для индивидуального развития.
Тренинг-семинар в этом смысле как форма обучения идеален. Особенно если дополнить учебные часы возможностью неформального общения в обстановке, отдаленной от привычных забот и максимально располагающей к получению позитивных эмоций.
Линара Юркина, тренер-консультант по вопросам использования человеческих ресурсов: Любого директора в той или иной степени волнует проблема власти и личного влияния. Это и влияние на подчиненных,  на деловых партнеров, на соучредителей, на конкурентов. Каждый директор сталкивается с подобной проблемой рано или поздно. Причем это не зависит ни от его опыта в сфере управления, ни от образовательного уровня, ни от возраста.
На тренинге руководитель учится целостно понимать процессы, происходящие на уровне микромира — фирмы, организации — и макромира — государства, общества в целом. Происходит более глубокое понимание того, что стоит за каждым конкретным человеком, сотрудником, каковы мотивы его поведения в организации, в партнерских отношениях.
- Ни для кого не секрет, что зачастую люди в руководителе ищут покровителя, "героя", отца, — подчеркивает Линара Юркина, — таким образом на руководителя возлагается ответственность не только за нормальное функционирование организации, а и за личное благополучие своих сотрудников-подчиненных.
Общение в кругу равных себе по статусу позволяет не просто результативно "говорить на одном языке", но и снимать с давно ждущих своего решения проблем налет "псевдо-уникальности", не позволяющий их эффективно преодолевать. Ведь для кого-то уникальность собственного бизнес-детища ассоциируется именно с кажущейся спецификой проблем. На получение знаний об общих закономерностях человеческого поведения, развития организации, на обучение классическим способам разрешения проблемных ситуаций и направлены такие занятия.
Прикладные психотехнологии в настоящее время воспринимаются руководителями несколько с иных позиций, нежели ранее. Перелом в мышлении произошел как раз в сторону рассмотрения их как огромного ресурса, служащего целям развития организации. Ни для кого не секрет, что любая фирма является зеркалом для своего руководителя, только не все хотят в него смотреться... А между тем, именно здесь можно увидеть ответы на большинство вопросов, волнующих "директора наших дней".
В ходе тренинга директор формирует  свою "ресурсную базу", на основании которой можно эффективно осуществлять управленческую и иную жизнедеятельность, повышать индивидуальные возможности. В этой "базе" и новые знания, и алгоритмы решения, и прецеденты, и многократно(по числу участников группы тренинга) умноженный оптимизм веры в свой будущий успех.
Week-end, господа, week-end !
Идея тренинг-семинара для директоров с элементами  "тусовки" нашла практическое воплощение в начале  июля в пансионате "Селен".
Некоторые из тех, кого приглашали принять участие в тренинг-семинаре накануне сетовали на то, что трудно будет совмещать обучение и отдых. Но для  тех, кто стал его участником такое совмещение отнюдь не оказалось камнем преткновения, они прекрасно переключались с одного вида занятий на другие.
Конечно, если катание на лошадях пансионат "Селен" рекламирует как вид отдыха, то для большинства наших участников, впервые усевшихся на лошадь, это было продолжением открытия своих  новых возможностей, принесло гамму новых, не испробованных еще ощущений.  В прямом и переносном смысле участники тренировались, как оседлать проблему и оказаться верхом на коне.
- На тренинге я посмотрела на свои управленческие проблемы под новым углом зрения, было много новой информации по психологии общения, по переговорному процессу, — говорит директор компании "Регион Бизнес Центр" Надежда Виноградова. — Считаю, что полученная информация  практически применима как в деловой сфере, так и в личной жизни (приемы защиты личности  в конфликтах, при проведении изменений в фирме, методы саморегуляции).
По мнению другого участника тренинга Константина Балашова, директора торговой фирмы, известной в городе своими магазинами "Райский сад" и "Грация": Победу надо предопределять заранее, и подобные тренинги дают возможность хорошо подготовиться перед выходом "на поле боя", каким, конечно же, является бизнес.
Отвечая на вопрос, вынесенный в название нашей статьи, хотелось бы  процитировать еще одного из участников — директора фирмы "Уралпромсервис-2" Валентину  Гученко: Два тренинговых дня дали мне хорошую "подпитку" для работы, я получила подтверждение внутренней уверенности в правильности своих мыслей и поступков...

Какими бы квалифицированными и исполнительными не были сотрудники, знания, воля и индивидуальный стиль Директора определяют будущее компании. Желаем всем думающим директорам почаще оказываться "на коне", для этого использовать все возможности, которые позволяют укреплять уверенность в своих силах и  становиться компетентнее и решительнее. n

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.