Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Когда алкоголь полезен: 5 исследований

Снимает ли выпивка тревогу и помогает ли налаживать контакты с людьми? Выясняет автор блога Британского психологического общества Кристиан Джаррет.

На протяжении тысячелетий люди наслаждались употреблением алкоголя, который помогал им общаться. Причины кажутся очевидными на первый взгляд. Большинству из нас нужно выпить бокал-другой, чтобы расслабиться, снять запреты, поднять настроение. И все же многие десятилетия психологи и другие ученые силились найти доказательства так называемой «теории снижения напряженности», которая утверждала наличие у алкоголя расслабляющих, улучшающих настроение эффектов. Однако в лаборатории алкоголь часто не оказывал никакого эффекта или даже заставлял людей чувствовать себя хуже.

Новый обзор в журнале Behaviour Research and Therapy помогает понять это несоответствие между реальной жизнью и лабораторными условиями. Большинство ранних исследований предполагали, что эффект алкоголя прост: если дать дозу алкоголя человеку, сидящему в одиночестве в психологической лаборатории, то его фармакологические эффекты вступят в силу и сделают человека более веселым и менее тревожным.

Как объясняет в своем обзоре Майкл Сайетт из Университета Питтсбурга, реальность заключается в том, что положительные эффекты алкоголя сложным образом взаимодействуют с нашими мыслями и эмоциями, а также с социальными ситуациями, в которых мы находимся. Чтобы выяснить, почему выпивка в социуме так полезна, исследователям пришлось разработать более сложные, реалистичные эксперименты.

Алкоголь помогает насладиться текущим моментом

При умеренных дозах алкоголя мы, кажется, менее подвержены влиянию прошлых переживаний, наше настроение больше связано с настоящим моментом. В одном исследовании были изучены небольшие группы незнакомых людей. Сравнение меняющихся эмоций у тех участников, которые пили умеренное количество алкоголя, с теми, кто пил безалкогольный напиток или плацебо (они думали, что пьют алкоголь, но это было не так), показали, что алкоголь уменьшает «эмоциональную инертность» — то есть текущие эмоции участников, пьющих алкоголь, меньше зависели от их более ранних эмоций. Как пишет Сайетт в своем обзоре, алкоголь «увеличивает способность переживать настоящий момент, не связывая его с прошлым опытом».

Алкоголь снижает тревогу, но не страх

Умеренное опьянение, по-видимому, не уменьшает нашего страха перед надвигающейся угрозой, но уменьшает беспокойство по поводу непредсказуемых угроз, что может объяснить его привлекательность в социальных ситуациях. Непредсказуемая угроза больше похожа на проблемы социальных ситуаций, в которых вы никогда не знаете, когда можете в следующий раз подвергнуться оскорбению или попасть в неловкую ситуацию. Исследователи продемонстрировали этот эффект алкоголя, измерив реакцию участников на громкие звуки во время задания, в ходе которого часть из них знала, что точно получит слабый электрический удар, а другая не была уверена, получит или нет. Употребление алкоголя снижало реакцию участников и их субъективное чувство тревоги только тогда, когда угроза удара была неопределенной. «Этот эксперимент четко доказывает, что алкоголь снижает стресс лучше, когда существует неопределенность в отношении серьезности надвигающейся угрозы, чем когда угроза четко определена», — говорят исследователи.

Алкоголь снижает концентрацию внимания, помогает игнорировать заботы и угрозы

Когда мы слегка пьяны, запас умственных способностей у нас меньше, а значит, пока мы отвлекаемся на приятную или неугрожающую задачу — например, болтаем с друзьями — наш ум менее склонен выделять ресурсы на беспокойство о других вещах. В исследовании, опубликованном в 1988 году, участники были либо слегка пьяны, либо трезвы, и либо смотрели художественные слайды, либо сидели тихо в ожидании предстоящего выступления. Состояние алкогольного опьянения и просмотр художественных слайдов помогали уменьшить беспокойство по поводу предстоящей речи — то есть подвыпившие участники не могли беспокоиться о предстоящей речи, потому что произведение искусства отнимало их внимание. Алкоголь или произведения искусства по отдельности не имели такого эффекта.

Алкоголь усиливает социальные связи и ощутимость положительных эмоций

Не удивительно, что ранние исследования не смогли выявить полезные эффекты алкоголя: многие из них включали тестирование участников по отдельности, тогда как некоторые значимые эффекты алкоголя проявляются, по-видимому, конкретно в социальных ситуациях. Последние исследования начали охватывать эти социальные эффекты. Например, когда психологи снимали небольшие группы незнакомых людей, которые знакомились друг с другом, они обнаружили, что в тех группах, где люди были слегка пьяны, участники сообщали об увеличении чувства близости с их новыми знакомыми. Они демонстрировали более искренние «улыбки Дюшена» по сравнению с трезвыми группами или теми, которые пили плацебо. Более того, алкоголь увеличивал частоту «золотых моментов», когда все трое членов группы одновременно демонстрировали «улыбки Дюшена».

Мужчины и экстраверты получают больше преимуществ от умеренного употребления алкоголя

Исследования, в которых использовался один и тот же формат съемок групп незнакомых людей, узнающих друг друга, обнаружили, что экстраверты чаще говорят о влиянии алкоголя на улучшение настроения и социальные связи. Это может частично объяснить, почему у экстравертов чаще возникают проблемы с избыточным употреблением алкоголя. Аналогично, мужчины оказались более восприимчивыми к социальным последствиям алкоголя. Другие исследования, в которых количество разговоров служило мерой оценки веселья в компании, показали, что небольшие группы трезвых женщин кажутся более веселыми, чем небольшие группы трезвых мужчин, но это гендерное различие исчезает, когда участники употребляют алкогольные напитки. Исследователи говорят, что это показывает «большее влияние алкоголя на мужские группы, и таким образом определяет механизм, который поддерживает чрезмерное употребление алкоголя в контексте мужской выпивки».

Завершая свой обзор, Майкл Сайетт говорит, что ученым еще многое нужно узнать о выпивке в компании: например, многие социальные исследования до сих пор привлекали незнакомых людей, но ведь в большинстве случаев мы выпиваем с друзьями, и в этом случае точные последствия употребления алкоголя могут быть совершенно другими. Он также отмечает, что эти выводы о социальной выпивке могут открыть новые способы помочь тем людям, у которых есть проблемы с контролем потребления алкоголя. Например, понимание положительных психологических эффектов алкоголя может помочь врачам найти для своих пациентов другие, потенциально более здоровые способы увеличить удовольствие от общения.

По материалам Идеономики

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.