Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Клининговые услуги - 14.05.2007

эксперты Елена Апсит генеральный директор компании «Чистый свет» Антон Бармин директор клининговой компании «Чистая планета» Наталья Кокаулина генеральный директор клининговой компании «Дом-сервис»

За прошедший год у крупнейших местных клининговых компаний появились серьезные конкуренты. В битву за самые привлекательные заказы — объекты ежедневной уборки — вступили москвичи, предложив более низкие цены на услуги. Местные игроки называют эти успехи временными, рассчитывая, что постепенно критерий цены отойдет для заказчика на второй план.

эксперты
Елена Апсит
генеральный директор компании «Чистый свет»
Антон Бармин
директор клининговой компании «Чистая планета»
Наталья Кокаулина
генеральный директор клининговой компании «Дом-сервис»
Андрей Ридингер
заместитель директора клининговой компании «Чистая полоса»
Наталья Семилетова
генеральный директор клининговой службы «Чистый Дом»
Галина Филоненко
генеральный директор клининговой компании «Профи Блеск»

Как московские клининговые компании теснят местных операторов
Зачем вводить лицензирование клининговой деятельности
Перспективен ли рынок ЖКХ для клининговых фирм

Как замечают эксперты, рынок клининговых услуг уже прошел начальные стадии развития. Клиентам больше не приходится объяснять, что такое клининг, зачем он нужен и почему за него следует платить. Многие заказчики осознали преимущест­ва аутсорсинга по сравнению с собст­венным штатом уборщиц. Задача клининговых компаний на нынешнем этапе развития — научить клиентов выбирать партнера по качест­ву, а не по цене услуги.

Объем заказов продолжает расти

По данным Ассоциации предприятий индустрии чистоты Урало-Сибирского округа (АПИЧ УСО), в Екатеринбурге около 74 клининговых компаний. Число игроков увеличилось за последний год на 60%, но далеко не все активно проявляют себя на рынке. «На самом деле, если просматривать СМИ и списки участников тендеров, наберется лишь 10-15 организаций, которые постоянно на слуху», — рассказывает НАТАЛЬЯ КОКАУЛИНА, генеральный директор клининговой компании «Дом-сервис». АНДРЕЙ РИДИНГЕ , заместитель директора клининговой компании «Чистая полоса», классифицирует операторов по количеству сотрудников: «Крупной можно назвать организацию, штат которой превышает 300 человек. Средняя насчитывает 100-300 работников, небольшая — 50-100, маленькая — менее 50 сотрудников». Согласно ТОП-листу «ДК», в уральской столице четыре компании со штатом свыше 300 человек — «Чистая полоса», «Профи Блеск», «Технологии чистоты», «Территория чистоты». Их же эксперты относят к лидерам рынка по обороту.

Все участ­ники рынка отмечают увеличение объема заказов. Андрей Ридингер: «Пока рынок кажется практически бездонным. Его росту способствует ввод новых объектов недвижимости, каждому из которых требуется уборка».

Основные направления деятельности компаний — ежедневное обслуживание (уборка в ТЦ, офисных зданиях), разовая уборка (послестроительная при сдаче новостроек или генеральная уборка квартир и коттеджей), продажа уборочной техники, инвентаря и химических средств, реализация и аренда грязезащитных покрытий.

Чем крупнее фирма, тем шире спектр услуг. Организации с большим штатом сотрудников обычно специализируются на ежедневном обслуживании, а средние — на разовой уборке. «При разовых заказах процент наценки выше в среднем в 2,5-3 раза, чем при работе на постоянных объектах. Но послестроительная и генеральная уборка связаны с поиском новых клиентов, и работа здесь технологически сложнее», — подчеркивает АНТОН БАРМИН, директор клининговой компании «Чистая планета». По его словам, за год объем разовых заказов в целом по рынку увеличился на 20-30%, преимущественно за счет послестроительной уборки в новых жилых домах. Ежедневная уборка ТЦ и офисов приносит гораздо больший доход, отмечает г-н Бармин, но лишь из-за значительных объемов работ, измеряемых в тысячах кв. м, маржа здесь меньше. Как считает Андрей Ридингер, рентабельность этого направления около 10%.

Москвичи уводят заказчиков ценами

Стремительный рост местного рынка чистоты (по оценке игроков, за последний год его объем увеличился на 50%) делает его более привлекательным для московских операторов. Полтора года назад в Екатеринбурге открыла представительст­во первая столичная компания «Ронова Клининг». В 2007 г. появилась московская фирма «Чистый свет», она пришла вслед за своим клиентом — гипермаркетом «Ашан». «Доля рынка москвичей в уральской столице не больше 10%, — полагает НАТАЛЬЯ СЕМИЛЕТОВА, генеральный директор клининговой службы «Чистый Дом». — Их присутствие заметно, они всегда на виду, так как убирают крупные ТЦ».

Как полагают игроки рынка, москвичам легче получить заказы федеральных операторов, поскольку переговоры с потенциальными клиентами идут в столице. «Когда строилась «Мега», мы занимались там уборкой «Ашана». С мая по ноябрь сопровождали весь процесс — от вывоза мусора до мытья полов. Но для нас не стало неожиданностью, что после открытия гипермаркет начала обслуживать неместная компания — переговоры шли на уровне московского руководства», — заключает Наталья Кокаулина. Г-жа Семилетова отмечает, что подобная тенденция характерна для всей России: «Крупные сети предпочитают пользоваться услугами одних и тех же структур во всех городах».

Планы экспансии москвичей не ограничиваются только обслуживанием федеральных клиентов. Их интересует и местный рынок. Клининговой фирме «Чистый свет» уже удалось заключить договор с ТРЦ «Карнавал». Также руководство компании заявило о намерении работать с небольшими по площади зданиями коммерческого и административного назначения (см. «ДК» № 3 от 29 января 2007 г.). Региональные игроки считают, что федеральные клининговые компании привлекают екатеринбургских заказчиков прежде всего низкой стоимостью услуг. «Москвичи выставляют демпинговые цены — на 30% ниже, чем у местных фирм», — констатирует Андрей Ридингер. Снижать цены, по словам руководителей клининговых компаний, возможно, лишь экономя на зарплате, количестве людей на объекте, химии, но все это незамедлительно скажется на качестве уборки. «Нам предлагали работать по низким ценам, но мы отказались. Основная статья расходов в клининге — зарплата. Как ее сократить? Если убрать с объекта часть людей, то какой-то территориальный участок будет не охвачен, а это сразу отразится на качест­венном состоянии этого участка. Если урезать заработную плату, неизбежной станет постоянная текучка и нехватка кадров, что тоже недопустимо. Можно сократить издержки за счет химических средств, например: мыть водой или заменять моющие средства на более дешевые и уменьшать их расход, но в любом случае будет грязно», — рассуждает ­ГАЛИНА ФИЛОНЕНКО, генеральный директор клининговой компании «Профи Блеск». На ее взгляд, московские операторы на время захода на рынок планируют убытки или закладывают маленькую прибыль: «В их стратегии сейчас зарабатывание денег — не приоритет».

Представители московских фирм, впрочем, уверены в высоком качестве своих услуг. ЕЛЕНА АПСИТ, генеральный директор компании «Чистый свет», говорит, что их организация не демпингует, но способна предоставить более низкие цены на услуги благодаря российскому масштабу. «Мы имеем возможность напрямую сотрудничать с производителями оборудования и расходных материалов, размещая крупные заказы, а значит, добиваться существенных скидок при заключении договоров с поставщиками, — объясняет г-жа Апсит ценовую политику компании. — В своей работе мы также стараемся максимально использовать современные технологии, позволяющие повышать качество и сокращать издержки».

Пока снижение цен — действенный инструмент для захвата рынка: заказчики выбирают клининговые компании, ориентируясь на стоимость услуг. Игроки рынка сходятся во мнении, что скоро взгляды клиентов изменятся. «Идет насыщение и перенасыщение местного рынка торговыми центрами, рано или поздно ТЦ начнут соперничать не только по критериям местоположения, представленности марок, ценовой политике, но и по чистоте. Тогда демпингующие компании не выдержат конкуренции, если, конечно, не изменят стратегию», — уверен Антон Бармин. По его словам, процесс смены приоритетов с цены на качество будет идти постепенно, в течение пяти лет. Так, местная компания «Чистая полоса» заключила контракт на уборку РЦ «Киноплекс» в ТЦ «Карнавал». Андрей Ридингер: «Мы получили заказ, несмотря на то что цены московской фирмы-конкурента были несколько ниже».

Фирмы-однодневки портят имидж клининговых компаний

Иногородние игроки — не единственная проблема местных клининговых организаций. Руководители компаний говорят, что дополнительные трудности им создают мелкие фирмы-однодневки. «Это бич клинингового бизнеса, — убеждена Галина Филоненко. — Их притягивает видимость легкой работы и хорошей прибыли в короткие сроки. Они не задумываются о том, как организовать процесс уборки, какое оборудование использовать». По словам г-жи Филоненко, чтобы правильно выстроить процесс, в компании должен быть технологический отдел. Он составляет перечень работ, учитывая отделочные материалы, проходимость объекта, определяет необходимое количество уборщиков, химических средств, оборудования и т. п. На основании этих цифр для заказчика составляется смета. «Мелкие компании ничего этого не умеют. Задача маленькой фирмы — любым способом зайти на объект. Не представляя четко затратную часть, они выставляют демпинговые цены», — объясняет г-жа Филоненко. В итоге таким компаниям нередко удается обойти конкурентов и получить заказ, констатируют эксперты, но через несколько месяцев либо фирмы сами уходят с рынка, либо клиент прощается с ними из-за грязи на объекте. «Они портят репутацию клининга, — подчеркивает Галина Филоненко. — Во-первых, мешают нормально выстраивать тендерные отношения с заказчиком. Во-вторых, после них очень трудно заходить на объект: клиент уже с недоверием относится ко всем клининговым компаниям».

Отсеять неблагонадежные фирмы, как считают эксперты, можно лишь введением лицензирования клининговой деятельности. Игроки рынка надеются, что осмотрительнее станет и сам заказчик. «Хотелось, чтобы клиент, проводя тендер, рассматривал не только цену, но и опыт работы организации, материальную базу, число сотрудников, тогда и разочарований не будет», — заключает г-жа Филоненко.

Уборщиков привлекают соцпакетами

По мере развития клининговых компаний меняется их поход к найму персонала. На рынке острый дефицит кадров. «Три года назад, когда мы открылись, было намного проще набрать людей. Стоило только дать объявление в газету, на следующий день появлялись толпы соискателей и в отдел кадров поступала масса звонков, — рассказывает Наталья Кокаулина. — Сейчас найти сотрудников практически невозможно. Дает о себе знать демографический спад, молодежи очень мало, меняются взгляды, студентам зазорно что-то мыть, убирать. Для них эта работа непрестижная и стыдная, хотя заработок неплохой».

Один из способов восполнить пробелы в штате — использовать иностранную рабочую силу. Привлечь трудовых мигрантов гораздо легче — они охотнее берутся за уборку, соглашаются на меньшие деньги. Однако высоки и риски: приняв на работу иностранца, компания может столкнуться с проблемами оформления документов или языковым барьером. Плохое знание русского языка сильно влияет на качество работы: человеку трудно объяснить, что и как делать. Поэтому руководители клининговых компаний неоднозначно относятся к найму гастарбайтеров и стараются повысить привлекательность своей фирмы для соотечественников.

Увеличивать зарплаты компании не могут. Заработная плата в клининге зависит от продолжительности рабочего дня, количества смен, интенсивности и вида уборки. На ежедневном обслуживании операторам платят 5-10 тыс. руб. в месяц. При разовой уборке доходы выше, там сотрудник бригады может получить 9-14 тыс. руб. в месяц. Особенно сложно удерживать персонал на постоянных объектах. «Заработная плата при ежедневной уборке составляет 60% стоимости обслуживания. Если ее увеличить, мы поднимем сумму контракта на 20-30% и компания станет неконкурентоспособной», — объясняет Антон Бармин.

Поэтому руководители ищут нематериальные способы мотивации персонала. Наталья Семилетова убеждена: самый дей­ственный метод привлечения сотрудников — предоставление жилья. «Поскольку работа непрестижная, то приходят к нам в основном малоимущие или приезжие. Если снимать для них жилье, пусть по 4 кв. м, то они останутся работать надол­го. Сейчас мы задумались об общежитии, просматриваем на периферии брошенные здания. Конечно, экономический эффект будет заметен только лет через пять», — говорит г-жа Семилетова.

Второй стимул — обучение. Учебных заведений, где готовили бы кадры для клининга, нет. Поэтому во многих фирмах организовано внутреннее обучение. Его цель — повысить качество работы и удержать кадры. «После курсов персонал проходит тестирование. По результатам мы присваиваем сотруднику 1-ю, 2-ю или 3-ю категорию. От нее зависит зарплата. Это неплохая мотивация для людей — появляется возможность роста», — рассказывает Наталья Семилетова. Она уверена, что операторам-клинингерам необходимо осваивать не только технологии работы и химию, чтобы они могли различить щелочь, кислоту, нейтральный раствор, — с ними должен также работать психолог. Его задача — повысить самооценку сотрудника, поднять престиж компании. Г-жа Семилетова: «Психологическая поддержка нужна для того, чтобы человек чувствовал: он делает важное дело и должен смотреть свысока на тех, кто мусорит».

Компании присматриваются к рынку ЖКХ

Реформа ЖКХ, появление многочисленных товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управляющих компаний (УК) открывают для клининговых организаций новую нишу — уборка подъездов и придомовых территорий, вывоз мусора в жилых домах. Участники рынка по-разному оценивают перспективы этого направления. «Очень сложно заходить на рынок ТСЖ. Мы делали предварительные расчеты, которые показали, что, если товарищество хочет получать качественные услуги по уборке в течение всего дня, жильцам придется платить больше, чем сейчас», — сообщает Галина Филоненко. Наталья Кокаулина уточняет: «Приемлемая для компании цена, при которой нам интересно заниматься этим бизнесом, — 150 руб. ежемесячно с одной квартиры в 9-этажном доме, с учетом ежедневной уборки подъезда».

Наталья Семилетова называет рынок одновременно и перспективным, и сложным: «В прошлом году мы пришли к компромиссу с клиентом, остановившись на расценках 1,05 руб. в месяц за уборку 1 кв. м придомовой территории и 3,5 руб. ежемесячно за 1 кв. м подъезда. Это с учетом ежедневной влажной уборки кабины лифта и одного-двух этажей, подметания через день всего подъезда и влажной уборки всех этажей раз в неделю и при наличии доступа к воде». По словам г-жи Семилетовой, такие расценки невыгодны, клининговой компании пришлось согласиться на них, чтобы зайти на рынок. В дальнейшем, надеется Наталья Семилетова, стоимость услуг удастся поднять.

Компания «Чистая полоса» начала сотрудничество с ЖКХ в прошлом году. «Не могу сказать, что экономически это очень выгодно. Сверхприбылей здесь быть не может: жильцы не станут платить за уборку больше, чем за продуктовую корзину, — говорит Андрей Ридингер. — Но мы считаем это направление перспективным». Г-н Ридингер надеется, что со временем у управляющих компаний и ТСЖ появятся дополнительные финансовые ресурсы. А жильцы, в свою очередь, будут готовы больше платить за чистоту в подъезде и во дворе.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.