Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Как кончаются «войны»

Уйти, не потеряв лица   Поскольку акции открытых акционерных обществ обращаются на рынке постоянно, соответственно и смена собственников, частичная или кардинальная, — явление вполне заурядное.

В течение всего прошлого года «Деловой квартал» внимательно след за событиями в сфере передела собственности, активизировавшимися в Свердловской области по мере того, как промышленные предприятия выбирались из кризиса и становились достаточно привлекательным объектом купли-продажи. Отдельные конфликты продолжаются и сегодня, переходят в стадию перманентного противостояния, появляются новые «горячие точки» (самый свеж пример — Уралэлектротяжмаш, см. «ДК» №№ 3 и 5, 2001 г.). Но есть и факты позволяющие с некоторым осторожным оптимизмом надеяться, что, возмож1 «боевой» этап передела собственности постепенно отходит в прошлое. Г явились примеры того, что стороны пытаются договориться.

Уйти, не потеряв лица...

 

Поскольку акции открытых акционерных обществ обращаются на рынке постоянно, соответственно и смена собственников, частичная или кардинальная, — явление вполне заурядное. Вопрос в том, как именно происходит переход предприятий из одних рук в другие — у нас, как известно, часто скандально, с судами, а иногда даже и потасовками. Это характерная особенность смены собственников «по-российски», порожденная в первую очередь отсутствием корпоративной культуры и слабостью законодательной базы. Вторая отличительная черта таких конфликтов заключается в том, что они, как правило, фокусируются на фигуре генерального директора предприятия, который на поверку оказывается не просто высшим управленцем, а тоже акционером. Чаще всего основа конфликта между собственником и менеджером именно в этом: «свой» человек в кресле генерального директора дает возможность полностью контролировать предприятие, его финансовые потоки, но многолетняя привычка многих директоров чувствовать себя полновластным хозяином завода плохо сочетается с современным понятием «наемный менеджер». Стремясь упрочить свое положение либо вообще стать стратегическим собственником, они скупают акции у мелких акционеров-работников предприятия (иногда «сброс» акций сознательно провоцируется невыплатой зарплаты) или у внешних акционеров, владеющих небольшими пакетами. Тенденция эта усиливается тем фактором, что у нас еще не сложилась система мотивации эффективной деятельности наемных менеджеров в пользу всех собственников компании. Зарубежные крупные корпоративные структуры давно уже практикуют передачу достаточно солидных пакетов акций высшим управляющим как главнейшее условие их привязанности к фирме. У нас такая система пока совершенно исключена именно потому, что акционер, не владеющий контрольным пакетом, особенно сторонний (ген. директор, с которым прекращен контракт, чаще всего переходит в эту категорию), не имеет никакой выгоды от своего участия в обществе. Его акции — просто замороженный капитал.

Одним из примеров конфликта, протекавшего долго и нудно в течение не одного года и как раз основанного на недовольстве своим положением внешнего акционера, владеющего не контрольным, но достаточно крупным пакетом акций, была ситуация вокруг Кушвинского завода прокатных валков (КЗПВ). Вероятно, осознав, что попытки «силового» решения — путь тупиковый, акционер Шатов просто продал принадлежащий ему пакет и «вышел из игры». Конфликт прекратился, а с ним и закрыты различные уголовные дела в отношении генерального директора. КЗПВ можно считать уникальным предприятием, не только потому, что он выпускает один i продукции, но и потому, что сумел выстоять в достаток сложной обстановке. По мнению Радия Гималетдино ген. директора предприятия, периодически активизировавшийся скандал отбросил завод примерно на 2 года назад. Сегодня предприятие работает без внешних потрясений, спокойно и устойчиво, внедряя новые технологии, например, изготовление валков методом центробежного литья. И эта технология могла бы появиться на 2 года раньше. Но и некоторую пользу закончившегося конфликта г-н Гималетдинов видит: «Кто-то из великих правильно сказал, что за отсутствие врагов мы платим отсутствием успехов».

Еще один конфликт, по мнению наблюдателей, близок к завершению. Уход с предприятия генерального директора ОАО «Уралхиммаш» Алексея Глотова (в начале года он занял должность председателя Комитета по управлению городским имуществом) сыграл стабилизирующую роль и охладил страсти. Сегодня обязанности генерального директора исполняет Андрей Беседин, бывший зам. по коммерции. Как сообщила Наталья Гончаре начальник юридической службы, ситуация на предприятии стабилизировалась — и это, несомненно, в интересах работников завода. Хотя запрет на движение акций «Уралхиммаша» сохраняется, но окончательно решение о ; вом генеральном директоре (так же, как и о председателя Совета директоров — в настоящее время его нет) будет приниматься на очередном общем акционерном собрании, подчеркнем — очередном, предположительно в реле с.г. И поскольку г-н Беседин устраивает все стороны конфликта, будем надеяться, что собрание это не вызов очередного витка противостояния. Конфликт уже стоил предприятию, по некоторым оценками, 20% объемов заказов и ухудшения отношений с солидными партнера

 

...к всеобщей пользе...

 

Стоит еще вспомнить, как публично и скандал: происходил переход собственности из одних рук в дру с сопутствующей сменой руководствующей команды Качканарском ГОКе. С вооруженными захватами, привлечением общественности, властных и правоохранительных органов, СМИ и даже авторитета Государственной Думы. Отголоски этого конфликта слышны до сих пор. Но, похоже, и здесь поставлена точка. Дамир Гареев, б ший председатель Совета директоров ГОКа, и представитель немецкой компании «Девис интернейшнл» (20% УК) Ойген Ашенбреннер заявили о юридической законно смены руководства комбината и о своем отказе от дальнейшей борьбы. Хотя еще один участник конфликт бывший ген. директор Джалол Хайдаров — не отступил.

Но, скорее всего, это уже не существенно. А существенно то, что в результате деятельности нового собственника — Уральской горнометаллургической компании (УГМК) — и общего оздоровления обстановки комбинат вышел на стабильную эффективную работу. Примерно по тому же сценарию (и даже частично с теми же фигурантами) развивался конфликт на Серовском металлургическом заводе. Правда, с одной существенной особенностью: г-н Баков, бывший ген. директор завода, пытался не только найти защиту у Президента страны и министра внутренних дел, но и втянуть в противостояние рабочих завода. Именно на этом и потерпел окончательное фиаско — потомственные металлурги не простили ему остановки предприятия. И хотя г-н Баков публично своего поражения не признал, но переключился на другую сферу деятельности. И это явно пошло на пользу заводу: подписано мировое соглашение с кредиторами (сумма долгов предприятия подошла к 200 млн руб.), возобновлены работы по реконструкции предприятия.

Разрешилась ситуация и на Камышловском заводе строительных материалов (КЗСМ). Перипетии конфликта освещались нами достаточно подробно (см. «ДК» №№ 34-36, 45, 2000 г.). Выход найден стандартный — через введение на заводе процедуры внешнего управления на 1 год. Существенно здесь то, что если еще в конце прошлого года участники конфликта пытались прибегнуть к разным силовым акциям, то сейчас все кредиторы (они же акционеры и конфликтующие стороны) согласились с таким решением арбитражного суда и с кандидатурой Юрия Суз-далева в качестве внешнего управляющего. Его первое появление на заводе в ноябре прошлого года с полномочиями внешнего наблюдающего было встречено в штыки.

В качестве «двигателя» конфликта на КЗСМ, как и на Уралхиммаше, выступали структуры, связанные с г-ном Федулевым. Похоже, что стратегические задачи этой команды несколько другие, чем у УГМК: здесь речь идет чаще всего не о стратегических, а о портфельных вложениях. А в таком случае главная цель всякого приобретения — со временем выгодно его продать. Что мы и наблюдаем: пакет Уралхиммаша, принадлежавший г-ну Федулеву, уже перешел в другие руки.

 

...Путем разумных компромиссов

 

Наконец, закончилось еще одно противостояние — на ОАО «Пневмостроймашина» между собственником «Некоммерческое партнерство «Объединение заводов «Финпромко», которого представлял председатель Совета директоров предприятия Владимир Павлов, и генеральным директором завода Владимиром Семеновым.

В пятницу, 16 февраля, на брифинге участники зачитали свои заявления для прессы:

 

Владимир Семенов, ген. директор:

—  Сегодня я в последний раз выступаю в роли генерального директора. Конфликтная ситуация, которая развивалась в последние несколько месяцев, на заводе заканчивается. Долгие переговоры привели обе стороны к цивилизованному мирному итогу. Я подписал заявление об увольнении по собственному желанию. Оно удовлетворено. Полагаю, что такое окончание является наиболее логичным завершением конфликта и подает пример цивилизованного решения любых спорных конфликтов, возникающих между собственником и менеджером. Спасибо за внимание.

 

Владимир Павлов, председатель Совета директоров

—  В результате наших многочисленных переговоров мы пришли к общей точке зрения — окончить наш спор мирным цивилизованным путем. В связи с этим мною подписано заявление об отзыве кассационной жалобы на решение суда. На этом конфликт исчерпан. Спасибо за внимание.

 

Стороны настолько сами устали от конфликта, длившегося несколько месяцев и прошедшего через многочисленные судебные разбирательства, что найдя обоюдоприемлемый выход, с облегчением пожали друг другу руки и разошлись. Новым генеральным директором предприятия назначен Евгений Киселев, ранее занимавший должность первого заместителя ген. директора.

Стоит заметить, что НП «Финпромко» объединяет сегодня более 20 заводов Свердловской области и Башкортостана, причем большая часть из них вошла в состав партнерства только в прошлом 2000 г. Среди них такие крупные предприятия, как УралАТИ, карпинс-кий Эльмаш, Уралбурмаш, Кушвинский завод прокатных валков и др. Как правило, приходу Финпромко на предприятие предшествует детальное рассмотрение ситуации. По словам президента корпорации Анатолия Павлова, «ни одно приобретение не было сделано без предварительного изучения рынка, финансового состояния предприятия, его возможностей и перспектив, кадрового состава». А конкретная работа на предприятии часто начинается со смены менеджмента: по мнению руководства корпорации, беспросветное существование многих заводов — лишь наполовину результат общей сложной экономической ситуации, непродуманной приватизационной и налоговой государственной политики, вторая половина — неспособность руководства, его неграмотность в рыночных вопросах, а иногда и просто недобросовестность. Конечно, смена собственника — достаточно болезненный процесс: особенно там, где менеджеры предприятия сами владеют определенным пакетом акций (что при нашем способе приватизации не редкость). Как раз для Финпромко характерно легальное, мирное и достаточно осторожное внедрение корпорации на предприятие. В качестве примера может служить УралАТИ, куда компания пришла в апреле прошлого года. На предприятие был назначен новый генеральный директор и команда профессиональных экономистов, принявших на себя финансовую, коммерческую, сбытовую, бухгалтерскую службы. При этом бывший ген. директор Лев Зверев занял пост председателя Совета директоров. Смена генерального директора на Карпинском электромашиностроительном заводе (в начале февраля на эту должность был назначен Александр Белослудцев, бывший главный инженер) тоже была одобрена большинством акционеров предприятия. Так что конфликт на Пневмостроймашине — для Финпромкс ситуация исключительная.

Кажется, это в практике разрешения подобных ситуаций первый случай, но, надеемся, не последний. Может быть, этот пример подвигнет и других участников различных собственнических разборок на поиск компромиссов.

Возможно, что приведенные примеры мирного разрешения конфликтов собственников — только внешняя сторона развития ситуации и на самом деле конфликты продолжают тлеть. Важно, чтобы за время установившегося сегодня хрупкого равновесия укрепилось желание и умение договариваться и учитывать взаимные интересы. Любые попытки вмешательства в конфликт властных структур (конечно, в том случае, если государство не является одним из акционеров) только усугубляют ситуацию, создавая иллюзию возможности ее стабилизации не экономическими и правовыми методами, а с помощью «телефонного права». Компания владеющая контрольным пакетом акций, имеет праве и возможность самостоятельно строить свои взаимоотношения с менеджерами, не забывая при этом об интересах и других акционеров и о скрупулезном соблюдении законов.

 

 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.