Подписаться
Курс ЦБ на 03.03
74,57
89,56

К вопросу о перемене климата

Максим БУЛАВИН, Евгений ЛЕВИТИН, Анна Рычкова НИГ ИНФорм-S История всеобщей оклиматизации Наверное, сегодня никто не сможет сказать, когда в нашем не избалованном погодными условиями Отечестве поя

Фрагменты исследования екатеринбургского рынка кондиционеров

Максим БУЛАВИН, Евгений ЛЕВИТИН, Анна Рычкова

НИГ ИНФорм-S

История всеобщей оклиматизации

Наверное, сегодня никто не сможет сказать, когда в нашем не избалованном погодными условиями Отечестве появился первый кондиционер. Самые ранние автографы на алюминиевых пластинах «оконников» БК уральцы оставили еще в те далекие советские времена, когда слово Tadiran могло ассоциироваться лишь с созвучной фамилией наполеоновского дипломата. Как бы то ни было, но уже к 1985 году на каждые двадцать свердловских предприятий приходился хотя бы один кондиционер. В последующие годы оклиматизация офисов шла темпами, сравниться с которыми могут только темпы инфляции и скорость появления новых телеканалов. Стремление бизнесменов противопоставить кондиционер непредсказуемой местной погоде было настолько сильно, что ему не стала помехой столь же непредсказуемая местная экономика. К 1991 году кондиционеры стояли на каждом десятом предприятии города, в 1995 году доля оборудованных кондиционерами предприятий составляла 13-15%, а за следующие неполные четыре года число пользователей климатической техники увеличилось почти вдвое. Сегодня имеет в эксплуатации один или более кондиционеров каждое третье екатеринбургское предприятие. По состоянию на середину августа 1999 года в Екатеринбурге работало около 33 тысяч единиц кондиционеров всех типов — начиная с простейших и старейших БК и заканчивая центральными системами. Цифры, безусловно, ориентировочные, поскольку единица для учета климатической техники не очень подходит — кондиционеры могут отличаться друг от друга не меньше, чем челнок Шатл от индейской пироги. В то же время приведенные цифры вполне позволяют судить о темпах развития рынка, потенциал которого по-прежнему превышает суммарный объем продаж всех екатеринбургских поставщиков в 2-2,5 раза. На протяжении 90-х годов темпы роста парка кондиционеров постоянно увеличивались: если в 1991-1992 годах они не превышали 5% в год, то только за 1998 год парк увеличился едва ли не на четверть.

Значительную часть парка по-прежнему составляет техника советского производства и отечественная техника 90-х годов выпуска. Это не удивительно,
особенно учитывая специфику рынка офисных помещений — значительная часть предприятий занимает офисы, арендованные в оснащенных «в застой» научно-исследовательских, проектных и прочих институтах, с годами превратившихся в дома контор. Состав парка по годам установки кондиционеров представлен на рисунке 1. Этими же причинами обусловлено преобладание оконных кондиционеров (свыше 60% существующего парка). Впрочем, лишних денег у уральского покупателя по-прежнему нет, и относительно недорогие оконники и сегодня сохраняют за собой значительную долю рынка: в 1996-1999 годах она колебалась в диапазоне от 30% до 40%. Судя по всему, существенных изменений в спросе на кондиционеры различных типов в ближайшие годы не предвидится.

Зато на протяжении 90-х годов значительные изменения претерпел состав покупателей. Если еще пять-шесть лет назад основными и практически единственными покупателями кондиционеров являлись предприятия, закупавшие технику для оснащения офисных или производственных помещений, то в последние годы все большее значение приобретают сегменты розничной торговли и общественного питания. Распределение общего числа проданных в 1998-1999 году кондиционеров между различными сегментами рынка представлено на рисунке 2, подготовленном на основании обобщения оценок экспертов. Следует отметить, что оценки экспертов в вопросе о том, кто и сколько кондиционеров покупает, существенно различаются, что в общем-то вполне объяснимо — каждый эксперт делает оценки на основе опыта своего предприятия. Так, например, вклад в продажи частных покупателей, покупающих кондиционеры для оборудования жилых помещений, оценивают совершенно по-разному — от 5% до 30%. При всей привлекательности этого сегмента, большинство экспертов оценивают перспективы его дальнейшего развития достаточно осторожно — в среднем, ожидается рост в следующем году на 10% к уровню этого года.

А как же торговля?

В постсоветские годы рынок кондиционеров успел пережить смену нескольких течений. Корейская техника, несмотря на крайне сдержанное к ней отношение даже самих поставщиков климатического оборудования, все же завоевала себе место под солнцем. В 1998-1999 годах на долю южных соседей Великого Кормчего приходилось 30-35% проданных в Екатеринбурге кондиционеров, причем тенденции последних четырех лет показывают, что позиции «корейцев», и, в первую очередь, LG, отнюдь не ослабевают. Оставшаяся часть рынка распределена между достаточно большим числом марок, ни одна из которых не может в настоящее время претендовать на лидерство. Следует отметить, что в отношении долей рынка, занимаемых различными марками, оценки экспертов расходятся больше всего. Интересно, что эксперты, предприятия которых часто имеют в ассортименте одни и те же марки, совершенно по-разному оценивают их рыночные позиции. В то же время, общий список марок, входящих в пятерку наиболее популярных в сезон этого года, в целом совпадает как в оценках различных экспертов, так и с предоставленными ЕВРОКЛИМАТом результатами опроса: Toshiba, Electra, Panasonic, Daikin, Hitachi. На протяжении последнего года заметно укрепились позиции отечественных кондиционеров Элемаш, хотя к российским их можно отнести только условно: технология сборки предоставлена Samsung, электроника — NEC, компрессор — Matsusita Electric. Зато сама разработка — чисто отечественная, из недров родной оборонки. Сложно сказать, чем обусловлен рост популярности этой марки — то ли сочетанием достаточно демократичной цены и хорошего уровня качества, то ли очень активной рекламой, но по продажам сезона 1999 года новый русский кондиционер вполне в состоянии тягаться с техникой таких известных марок, как Mitsubishi и DeLonghi. Состав парка кондиционеров, сложившийся за всю многолетнюю историю этого рынка, иллюстрирует рисунок 3 (на рисунке представлена структура той части парка, которая сложилась, преимущественно, во второй половине 90-х годов — не указаны БК и еще пара менее известных отечественных марок, которые и по сей день составляют едва ли не половину всех находящихся в эксплуатации кондиционеров).

Учитывая, что всякий рейтинг кого-нибудь да обидит, мы решили воздержаться от перечисления торговых фирм, занимающих лидирующие позиции на екатеринбургском рынке, хотя в этом вопросе наши эксперты были как нельзя более единодушны. Хочется обратить внимание на основную тенденцию — отмечавшуюся в последние годы концентрацию рынка. Хотя на страницах «Пульса цен» поставщиков кондиционеров по-прежнему достаточно много, результаты исследования показывают, что год от года суммарная доля продаж мелких поставщиков снижается, все большая доля рынка оказывается занята несколькими крупными фирмами, причем на шесть из них приходится более половины кондиционеров, проданных в Екатеринбурге с начала этого года.

По оценкам экспертов, около 35% единиц техники, проданной в Екатеринбурге в сезон 1999 года, относится к нижней ценовой группе (до $ 900). Обобщенные оценки показывают, что в следующем году ситуация, скорее всего, существенно не изменится. Можно ожидать лишь незначительное сокращение спроса на кондиционеры нижней ценовой группы и, соответственно, увеличение продаж кондиционеров средних цен — ориентировочно, на 5-10%. Судя по всему, не произойдет и значительного изменения розничных цен: если обобщить прогнозы экспертов, в следующем году цены могут снизиться не более чем на 2-3% в валютном выражении, хотя в отношении перспектив изменения цен мнения различаются.

В заключение хочется поблагодарить экспертов, оказавших нам помощь в проведении этого небольшого исследования. Ими стали специалисты и руководители следующих предприятий:

— Ардис-Про;

— АСП;

— Белка-Урал;

— Гринлайн

— Дата Крат;

— Евроклимат;

— Климаттехника;

— Комерс;

— Термоинжиниринг Плюс;

— ТОМ-УПИ;

— Хлебные Традиции. n

Самое читаемое
  • В Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньшеВ Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньше
  • Екатеринбургский девелопер для реализации своего проекта вложит в дороги Перми ₽200 млнЕкатеринбургский девелопер для реализации своего проекта вложит в дороги Перми ₽200 млн
  • Екатеринбург снова не дождется Владимира ПутинаЕкатеринбург снова не дождется Владимира Путина
  • Как начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. ИнструкцияКак начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. Инструкция
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.