Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

К труду и обороне — будьте готовы

Секретные материалы Структура, численность и состав службы безопасности предприятия или фирмы определяются реальными потребностями организации и степенью конфиденциальности ее информации. В завис

Иметь на уважающем себя предприятии службу безопасности нынче принято, заведено, модно, наконец. Зайдите в любую контору — не увидев охранника на посту, наверняка подумаете: ”Э, фирма-то не солидная”. Но выглядеть “не хуже других” — еще не повод вооружаться до зубов, в деле безопасности все решает целесообразность охранных действий. Зачем коммерческому ларьку боевое подразделение и техника на десятки тысяч долларов, если товара там на копейки? А вот крупная корпорация, сэкономив на охранной структуре, может и проиграть по-крупному. Не прав и тот руководитель, который не относится серьезно к построению службы безопасности у себя в фирме, считая, что деньги сами по себе сделают все как надо. В действительности, создание условий для безопасного бизнеса — это сложный и многогранный процесс.

Секретные материалы

Структура, численность и состав службы безопасности предприятия или фирмы определяются реальными потребностями организации и степенью конфиденциальности ее информации. В зависимости от масштабов и мощности фирмы охранная деятельность может обслуживаться силами специальных центров безопасности или полномасштабной службой компании с развитой штатной численностью. Если исходить из того, что фирма уже занимает определенное место на рынке (ей есть, что терять, и есть, кого опасаться), то среди основных задач создаваемой службы безопасности будут:

обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;

организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;

выявление и локализация возможных каналов утечки конфиденциальной информации как в повседневной деятельности, так и в экстремальных ситуациях;

обеспечение режима безопасности при проведении встреч, переговоров, совещаний;

охрана зданий, помещений, оборудования, продукции;

обеспечение личной безопасности руководства, ведущих сотрудников и специалистов;

оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.

Помимо общеизвестных функций службы безопасности, касающихся непосредственно охранных мероприятий, необходимо при условии абсолютного доверия сотрудникам службы максимально распространить их полномочия на “внутреннюю жизнь” фирмы. Так, доверенные лица из подразделения безопасности должны участвовать в разработке таких документов, как Устав, коллективный договор, договоры подрядов, контракты, заключаемые с сотрудниками, должностные инструкции. Оградить коммерческую тайну от происков злоумышленников и конкурентов профессионал сможет эффективней, если получит доступ к производственной, коммерческой, финансовой информации, будет в курсе заключаемых сделок, перспективных проектов. Сотрудники службы безопасности (далее — СБ) должны проводить служебные расследования по фактам разглашения конфиденциальных сведений, потери или хищений документов, проводить плановые мероприятия по “чистке” помещений, обладающих потенциальными каналами утечки информации. Несомненно, полезно поддерживать контакты с правоохранительными органами и СБ фирм-партнеров, используя оперативную информацию в корпоративных интересах.

Что касается построения СБ, здесь руководитель предприятия может использовать несколько моделей исходя из собственных возможностей и конкретных задач. Однако есть ряд обязательных принципов. Прежде всего, СБ должна быть самостоятельной организационной единицей, подчиняться непосредственно директору (президенту) компании, возглавляющий ее начальник, как правило, занимает должность заместителя руководителя. Рекомендуемые структуры СБ коммерческой фирмы или предприятия представлены на схемах 1 и 2.

Приведенный “джентльменский набор” служб и отделов подразумевает выполнение следующих основных функций. Отдел режима и охраны: охрана офиса, других зданий, оборудования, прочих ценностей, обеспечение личной безопасности руководящего состава фирмы в экстремальных ситуациях (силы — начальник отдела, личный состав охраны, караульная техника, оружие, автотранспорт, помещения, средства связи). Перед специальным отделом стоит цель предотвратить экономический, финансовый ущерб, он занимается подбором и расстановкой кадров, личным изучением сотрудников и проверкой их лояльности (силы — юристы, адвокат, техника наблюдения, оргтехника). Группа инженерно-технической защиты занимается сохранностью информации и интеллектуальной собственности фирмы с помощью технических средств разведки (силы — руководитель-оперативник, оперативник-агентурист, спецтехника нападения и защиты).

Враг не дремлет

Ключевая роль в деятельности СБ предприятия должна отводиться аналитическому звену, добывающему и обрабатывающему информацию о фирмах-конкурентах, маркетинговых условиях, действиях криминальных сил, направленных против вашего бизнеса. Это — работа группы обеспечения безопасности внешней деятельности. В ее составе надо иметь людей, способных выявить возможности утечки коммерчески важной информации и предотвратить ее. Профессионалы в этих случаях пользуются как методами промышленного шпионажа, так и легальными путями сбора информации о конкурентах. В их обязанности входит:

прогноз интереса конкурентов к конкретным материалам и разработкам предприятия;

выявление причин и обстоятельств, способствующих утечке коммерческой информации;

оценка надежности и эффективности защиты предприятия от внутренних и внешних угроз;

участие в анализе, разработке и внедрении мер по защите интересов предприятия.

Особое внимание группа безопасности внешней деятельности должна уделять глубокому и тщательному анализу деятельности своих “экономических врагов”.

В современных условиях работа предприятия зачастую требует гибкой переориентации производства и сбыта с учетом сложившихся условий на товарном рынке. В выгодном положении оказываются фирмы, руководство которых способно лучше других оценить рыночную ситуацию, вовремя приспособиться к развивающейся рыночной конъюнктуре, верно оценить реальные отношения с партнерами и конкурентами. Оружие “недобросовестных конкурентов” известно — это промышленный шпионаж, коррупция, фальсификация продукции конкурентов и др. Предвосхитив “поведение” конкурента, можно сделать адекватные ответные шаги.

Бойся партнеров, дары приносящих

Политика тотального недоверия для безопасности бизнеса — вещь полезная, но, как говорится, жить в экономическом обществе и быть свободным от него нельзя. Поэтому грамотному руководителю надо верно определить степень конкурентных отношений в таких их нюансах, как сотрудничество, взаимодействие, соперничество, противоборство... Сотрудничество конкурирующих субъектов на современном рыночном пространстве — уже не диковина. Такие прогрессивные деловые отношения складываются между торговыми организациями и поставщиками, производителями-смежниками, предприятиями, поделившими между собой сферы влияния. Фирмы могут также взаимодействовать при проведении отдельных торговых операций, выполнении конкретных контрактов с целью получения максимальной прибыли.

Борьба за внешние рынки и сферы приложения капитала — главное орудие соперничества. Конкуренцию принято условно разделять на добросовестную и недобросовестную. К проявлениям последней относится продажа по ценам ниже себестоимости с целью подрыва позиций конкурента и его вытеснения с рынка, злоупотребление господствующим положением на рынке, тайный сговор на торгах и создание теневых картелей, ложная информация и реклама и т. п. “Добросовестные” конкуренты так не поступают. Они пытаются бороться честными методами, автоматизируя производство, совершенствуя структуру управления, улучшая качество выпускаемой продукции и проч.

Противоборствующие компании ведут борьбу за монопольное владение рынками сбыта, прибегая к насильственному захвату конкурентов, их поглощению. Здесь наиболее тесна связь коммерции с чистой воды криминалом, и, соответственно, именно при таких раскладах четкая работа СБ приобретает решающую роль.

Известно, что план маркетинга фирмы является основополагающим организационно-методическим документом ее деятельности. В нем с предельной конкретностью определяются стратегические и тактические цели и способы их достижения.

Одним из разделов такого плана должен быть анализ действий конкурентов и их отношения с вашей фирмой. Определив реальные, а не декларированные отношения с “противником”, профессиональный руководитель службы безопасности может спрогнозировать действия той или иной заинтересованной стороны, расширить или сократить круг “подозреваемых” при проведении следственных действий.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.