Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Йо-хо-хо,и все права защищены

В России к авторским правам всегда относились как к некому забавному казусу. Виной ли тому душевная широта русского человека, или причина кроется в семидесяти годах народовластия, мы не знаем. Во в

В России к авторским правам всегда относились как к некому забавному казусу. Виной ли тому душевная широта русского человека, или причина кроется в семидесяти годах народовластия, мы не знаем. Во всяком случае, когда в нашей стране появились бытовые видеомагнитофоны, никто как-то особо не задумывался, что следует платить деньги не только изготовителю отдельной видеокассеты, но и производителю записанного на ней фильма. Это сейчас в Европе пытаются запретить писать фильмы с телевизора (хотя, казалось бы, дело это сугубо частное), намереваясь даже ввести налог на чистые видеокассеты. У нас в начале 90-х все было проще. Появилась сеть киосков, где счастливый обладатель видеотехники мог приобрести кассету аж с двумя фильмами. Названия фильмов печатали на машинке и приклеивали к корешку. Получалось дешево и удобно. Качество, конечно, было неважным, но выбирать особо не приходилось. Постепенно рынок стал приобретать какие-то цивилизованные черты. Появились крупные отечественные видеостудии, которые начали покупать права на Западе. Заплатив немалые деньги, дистрибьюторы, естественно, грудью встали на защиту своей собственности. Дабы отличаться от пиратов, они ввели в обиход красивые коробки и голографические наклейки. Правда, пираты довольно скоро научились подделывать все эти внешние атрибуты. И все же им пришлось несколько потесниться. Благосостояние населения выросло — спросом стали пользоваться более дорогие и качественные лицензионные видеокассеты. Но тут грянул кризис. Последствия для лицензионного видеорынка были самые печальные. Если раньше, по оценкам независимых экспертов, доля лицензионной видеопродукции в Екатеринбурге составляла 30-35%, то сейчас от силы 15. И в ближайшее время здесь вряд ли что-то изменится...

Как должно быть

В Голливуде существует ряд крупных студий, фильмы которых распространяются на видеокассетах исключительно в виде «готовой» продукции и могут записываться только в Москве под контролем американского представителя. Эти голливудские студии обслуживаются у нас в основном тремя фирмами: «Видеосервисом» (большая часть фильмов «Columbia TriStar», «Sony», «Buena Vista» — конгломерат в составе «Disney», «Touchstone» и «Hollywood Pictures»), «Премьер Видео Фильмом» («Universal Pictures», «Paramount», «DreamWorks») и «Варус Видео» («Warner Brothers»). В последнее время заметно активизировалась фирма «West Video» («Miramax», «New Line Cinema», и не только). Блокбастеры выходят также у «Союза». Качество «готовой» продукции, как правило, отличное. Производится она на профессиональных тиражных студиях типа «Panasonic» или «Sony» — весьма дорогостоящих. Качество контролируется прямо в процессе записи. С каждого аппарата идет сквозной сигнал. Если возникает сбой, кассета перезаписывается с самого начала. Возможный брак — 0,5%. Кроме того, фильмы дублированы и записаны на исходные кассеты высокого качества. Плюс отчисления правообладателю. Все это, естественно, увеличивает цену.

Другие, менее известные студии были не столь придирчивы и допускали последующее тиражирование своих фильмов. Широкое распространение получила практика сублицензий. Означало это следующее. Дистрибьютер в Москве покупал права на производство фильма, переводил его, записывал мастер-кассету и печатал коробки. После чего любой производитель мог купить лицензию на дальнейшее тиражирование. Получив, к примеру, 100 коробок на фильм и мастер-кассету, он имел право сделать 100 копий картины и благополучно их продать. Если аппаратура у него была достойная, качество конечного продукта оставалось вполне приемлемым. Если нет — брак мог достигать 40%. В любом случае, местные студии не могли себе позволить покупку аппаратуры слежения, контролирующую качество в процессе записи. Исходные кассеты тоже были «попроще» — отсутствовал дубляж. Соответственно, цена кассеты по сублицензии была ниже, чем у готовой продукции.

После кризиса выпускать на видео что-либо, кроме блокбастеров, стало просто невыгодно. Раньше многие могли себе позволить купить за 30 руб. низкопробный боевик: как говорится, посмотрел и выбросил. Сейчас, когда цены на лицензионную продукцию выросли до 70-80 руб., люди предпочитают покупать фильмы известные, крупнобюджетные, с хорошими актерами. В связи с этим сублицензионное тиражирование кануло в Лету. А тиражные студии остались — но об этом ниже.

Как есть

Сегодня лицензионные кассеты занимают ничтожную долю рынка. Все остальное пространство заполнено кассетами пиратскими, права на производство которых никто не приобретал. Откуда же они берутся?

Как только фильм выходит на экраны США, буквально через несколько дней появляются так называемые «экранные копии». На премьере в зале сидит человек с видеокамерой и добросовестно записывает происходящее на экране. Поэтому на пленку иногда попадает интерьер кинотеатра или головы зрителей. Полученная кассета привозится в Москву, быстренько переводится — и вот уже она продается на Горбушке (рынок возле ДК им. Горбунова). Надписи на коробочках самые разные, но названий известных русских студий на них, как правило, нет, ибо это слишком рискованно. Поэтому если вы видите название студии, о которой никогда не слышали — всякие там «Одеон-Видео», «Каравелла Видео», — то перед вами, скорее всего, откровенно пиратская продукция. Если до кризиса экранки составляли порядка 10% общего оборота, то сейчас — уже порядка 30%. В экранной копии появляется буквально каждый второй фильм. Качество у экранок обычно отвратительное (хотя бывают исключения).

Спустя некоторое время появляются копии с лазерных видеодисков. В Америке прокатчики получают от студии-производителя для ознакомления лазерный диск или видеокассету суперVHS, так называемую промоушн-копию фильма. Каждые 5-10 минут по экрану пробегает надпись, что эта копия — не для продажи, и если она случайно попала к вам, следует немедленно позвонить по указанному телефону и сообщить об этом прискорбном факте. Между тем не все американцы так добропорядочны. И если к ним приходит «наш» человек и предлагает за 1000 долларов записать с лазерного диска пять кассет SuperVHS, через день эти кассеты могут быть уже в Москве. Далее фильм переписывается на обычный VSH, уже с переводом, и расходится по городам и весям. Самый вопиющий случай произошел с фильмом «Выкуп» с Мелом Гибсоном. Его украли со студийного просмотра. В результате чего он появился у нас в июне 1996 г. в копии. А на экраны США этот фильм вышел только в ноябре. Качество у лазерных копий обычно хорошее, ибо при записи с SuperVHS потерь практически не происходит. Минусов немного: надписи на экране, перевод одним голосом, да цвета порой чуть-чуть отличаются от оригинальных. Бывает еще, что на звуковую дорожку лазерной копии накладывается старый перевод с экранки; это ухудшает качество звука. В последнее время американцы, похоже, ужесточили контроль на своих студиях, и промоушн-копии стали доходить до нас позже, иногда спустя полгода после выхода фильма на большой экран. Эти долгие полгода нетерпеливым российским зрителям приходится довольствоваться экранками.

Есть еще монтажные копии. Это, как правило, лазерный диск, который был записан на студии для внутреннего пользования; качество у него чуть похуже. Либо это копия с кинопленки. Как такие вещи попадают к нам? Это вопрос моральной чистоплотности работников голливудских студий. Потому что заплатить $ 5-6 тыс. за несколько бобин с фильмом, вытащенных с монтажной студии, для наших пиратов не проблема. А у голливудских тружеников доходы составляют в среднем $ 25-30 тыс. в год, и лишние 5 тыс. им не помешают. Монтажная копия может отличаться от окончательного варианта фильма; у нее даже может быть другой конец. Например, «монтажка» «Четырех комнат» аж на 27 минут длиннее самого фильма. На монтажных копиях в нижней части экрана обычно светится счетчик.

Наконец, довольно редкий сорт пиратских изделий — «телевизионка». Это фильмы, которые ловят со спутника или записывают в Европе с кабельных каналов. Например, год назад вышел фильм «Универсальный солдат-3». Это был эпизод какого-то телесериала, в названии которого были слова «Универсальные солдаты». Пираты списали его с эфира и стали тиражировать. Так же появился «Меркурий в опасности-2». Качество у телевизионных копий обычно ниже всякой критики (полосы, зернистость), а в углу экрана светится логотип.

Всей вышеуказанной продукцией пираты совершенно спокойно могут торговать и полгода, и год, до тех пор пока фильм не выйдет на лицензионном видео. После того как это происходит, пираты покупают соответствующую упаковку (ее оформление скопировано с лицензионной; можно вообще купить одну коробку и допечатать с нее сколько угодно в любой типографии) и продолжают торговать. Причем зачастую используют те самые старые пиратские копии. А некоторые и упаковку не меняют. («У нас осталась старая полиграфия, куда же ее девать?») Другие покупают кассету из тиража и записывают с нее. Если у них хорошая техника, потери качества почти не происходит. Наконец, некоторые заказывают фильмы в Москве и получают оттуда запечатанные готовые кассеты, своего рода «пиратскую готовую продукцию». В Москве уровень записи выше и брака почти не бывает. Привезенные кассеты зачастую даже дешевле записанных здесь, ибо выпускаются громадными тиражами.

Скажи мне, отчего...

Единственное в нашем городе место, где торгуют только лицензионной продукцией, — магазины сети «Глория». Кроме того, «свеженькие» лицензионные кассеты можно купить в «Титанике», «Эолисе» и на складе «Видеосервиса» в ДК «Урал». Да у пары торговцев в КОСКе. Другие торговые точки если и предлагают лицензионку, то, как правило, старую, «залежалый товар».

Видеопиратство — дело крайне выгодное, поскольку рассчитано на массовый спрос. Производственные затраты невелики. Исходные кассеты (так называемые BULK’и) изготавливаются в России и от курса доллара зависят слабо. Поддельные голографические наклейки стоят недорого. То же касается и коробок — за время кризиса они подорожали незначительно. За права платить не надо. Единственный существенный расход — аппаратура. Но она быстро окупается...

Казалось бы, чего проще — поймать за руку всех пиратов и по крайней мере оштрафовать? Почему-то никто этого не делает. Возможно, потому, что сей прибыльный бизнес обычно связывают с криминальными структурами. Впрочем, это не более чем предположение. Пока в нашей стране соответствующая правовая база оставляет желать лучшего, а уровень доходов населения крайне низок, пиратство будет жить и процветать. Позволить себе купить лицензионную видеокассету может далеко не каждый. Но дело не только в цене. От выхода фильма в американский прокат до выпуска его в России на лицензии нередко проходит год. Немногие зрители способны ждать так долго. Самые нетерпеливые покупают экранки: пусть качество безобразное, зато посмотрел фильм раньше всех. Наконец, многие хорошие картины наши дистрибьютеры вообще обходят стороной. Мировую классику мы смотрим в основном по телевизору. Не зря в Москве на Горбушке 4-часовая кассета с записью двух редких фильмов стоит аж 180 руб. (3-часовая — 150 руб.).

Кроме того, пиратство напрямую связано с низкой культурой потребления (которая опять же от бедности). Если у человека дешевый видеоплейер, маленький телевизор, качество продукции для него не так уж и важно. А если у него дорогой видеомагнитофон с Hi-Fi-звуком, телевизор с большим экраном, вот тогда он заинтересован в приобретении действительно качественных видеокассет.

 

 

Мы с тобою так похожи...

Можно ли отличить лицензионную кассету от пиратской? Можно, хотя и сложно. Вот несколько рекомендаций.

1. Не ищите лицензионные кассеты там, где их нет (см. выше). Пока что самое проверенное — покупать в «Глории» (если вас не смущает цена).

2. Полезно стать читателем журнала «Видео-магазин». Там публикуются сведения о том, какая фирма купила права на тот или иной фильм и когда он выйдет. Попутно можно узнать, что сейчас идет на экранах США. Соответственно, если вы видите кассету с фильмом, который недавно вышел в Америке, то, вероятнее всего, перед вами пиратская продукция, причем почти наверняка экранка. Или если вы знаете, что «Премьер Видео Фильм» выпускает «Влюбленного Шекспира» в сентябре, вам уже вряд ли захочется покупать его в августе. Информацию о выходе фильмов на видео можно также найти в Интернете, где ведущие дистрибьюторы имеют свои сайты. Их адреса:

www.video.ru — «Видеосервис»;

www.varus.ru — «Варус Видео»;

www.premwf.ru — «Премьер Видео Фильм».

3. Как уже говорилось выше, фильмы крупных голливудских студий выпускают в основном «Видеосервис», «Премьер Видео Фильм», «Варус Видео» и «West Video». Если эмблема российской студии совпадает с голографией, то кассета, скорей всего, лицензионная. Если же не совпадает или голографии нет вообще — подделка. «Любимые» надписи на пиратской голографии — «Home Video», «Лицензировано», «студия такая-то» — и дальше неразборчивое название. Еще очень популярен значок «звездочка в кружочке». Иногда официальные дистрибьюторы клеят голографию прямо на коробку. Встречаются также коробки с тиснением эмблемы выпускающей фирмы, подделать которое непросто.

4. У «Видеосервиса» есть дочерняя фирма Pyramid. «Видеосервис», главным образом, занимается фильмами студий «Columbia TriStar» и «Buena Vista». А остальные фильмы, которые они выпускают, — английские, немецкие, дешевые американские — в основном выходят под маркой «Pyramid». (Это отнюдь не значит, что фильмы студии «Pyramid» плохи. Среди них попадаются весьма любопытные, типа «Шоссе в никуда» Дэвида Линча; просто это не массовый спрос). На коробке кроме эмблемы «Pyramid» должна присутствовать эмблема «Видеосервиса», а на кассете — его голография, золотистый пятиугольник. Впрочем, если кассета выпущена давно, во времена расцвета сублицензий, голографии «Видеосервиса» на ней может и не быть.

5. Лицензионные фильмы обычно дублированы либо озвучены на разные голоса.

6. У лицензионной продукции непосредственно на кассете обычно имеется так называемый «пятак» — бумажная наклейка с названием фильма. А «Лазер-видео» вообще делает на кассете оттиск с этой информацией. Кстати, голографию свою «Лазер-видео» тоже клеит по-умному: голографическая наклейка соединяет кассету с коробкой, так что нельзя вынуть кассету, не повредив голографии.

7. Следует обращать внимание на качество картона и полиграфии. Не должно быть серого картона, смазанных букв, неестественных цветов, чистых фрагментов на коробке. Иногда с одного взгляда видно, что коробка переснята.

8. Кассета должна быть запакована методом конверта, а не методом шва. Если на «шов» идет обычный полиэтилен, то на «конверт» — более дорогой целлофан, который прочнее и прозрачнее. Хотя большинство пиратов сейчас также используют «конверт».

9. Многие считают, что самый надежный ориентир — цена, но это не совсем так. Пиратская кассета может стоить 80 руб., как московская (к счастью, такие случаи — редкость). В то же время отпускные цены на кассеты «Видеосервиса» колеблются от 48 до 55 руб., «Премьер Видео Фильма» — 56 руб. и выше (например, фильм «Спасение рядового Райана» в пластиковой коробке стоил 75 руб.), «Варус Видео» — от 60 руб., «West Video» — от 65 руб., «Пирамиды» — 42-48 руб. Соответственно, в розницу эти кассеты должны продаваться дороже (до 80 руб.). Кассеты за 40 руб. — однозначно подделка. Некоторую путаницу вносят лицензионные кассеты, выпущенные более года назад: естественно, они дешевле.

В Москве кассеты дороже: в розницу — до 120 руб. Считается, что люди в провинции меньше зарабатывают. И если у «Видеосервиса» отпускная цена фильма для Москвы может быть 70 руб., то для регионов — 48 руб. Но на кассете при этом появляется специальная наклейка: «Запрещена реализация в Москве и Московской области».

10. О происхождении кассеты полезно поинтересоваться у продавцов. Обычно они честно признаются, если это экранка или лазерная копия.

Куда течет река

Сейчас видеопираты чувствуют себя на редкость комфортно. Их бизнес процветает. Пока официальный дистрибьютор наскребет денег на покупку фильма, может пройти целый год. За этот год пираты выпустят фильм во всех возможных вариантах, так что когда он появится в легальной продаже, покупать его будет некому. Поэтому многие лицензионные торговцы ушли с рынка. Пространство освободилось, а спрос даже увеличился. Если раньше в КОСКе с одного места продавалось порядка 70-80 лицензионных кассет и 50-60 пиратских, то сейчас до 60 лицензионных и 150-200 пиратских (причем лицензионку предлагают единицы).

Другое последствие кризиса — разорение мелких дистрибьюторов и вымывание из ассортимента редких и малобюджетных картин. В США существует три категории фильмов: одни идут в широком прокате, другие — в ограниченном, третьи выпускаются только на видео. Похоже, фильмы третьей категории надолго исчезли с нашего рынка, и мы обречены смотреть одни блокбастеры.

Что касается самих пиратов — это все больше крупные студии, нередко те самые, которые еще недавно занимались сублицензионным тиражированием. Кустари вымирают. Уходят в прошлое бытовые магнитофоны. У нынешних видеопиратов, как правило, хорошая аппаратура и большой опыт работы. В результате качество пиратской продукции неуклонно повышается и стремится к лицензионной. Появляется все больше кассет с Hi-Fi-звуком. Улучшается перевод: если переводчик не нравится публике, его больше не приглашают. Положительно сказывается на качестве и улучшение ворованных оригиналов.

Наконец, еще одна тенденция — бурное развитие системы видеопроката. Всего год назад прокатчики предлагали почти исключительно пиратские кассеты дурного качества. Когда разразился кризис и лицензионка стала многим не по карману (а смотреть свежие фильмы хотелось), видеопрокат как бы возродился на новом уровне. Появились пункты, которые предлагали исключительно лицензионную продукцию. Естественно, прокат таких кассет стоил недешево (заметьте, что кассета при этом оставалась в собственности прокатчика). Но сейчас все постепенно возвращается на круги своя. Лицензионный еще недавно прокат все чаще разбавляется пиратскими кассетами. И оптимизма это не внушает...

Автор благодарит Максима Ячевского за неоценимую помощь в подготовке материала

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.