Подписаться
Курс ЦБ на 23.10
77,08
91,35

«История с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня городских управленцев»

Илья Борзенков
Илья Борзенков. Иллюстрация: Личный архив в сети Facebook

«Корону надо сдать в музей, подхалимов не слушать, с начальством вести себя ровно и его одобрения не искать. Это невероятно трудно, но к этому нужно хотя бы стремиться», — Илья Борзенков.

В конце прошлой недели в городе разгорелся скандал. Коммунальные службы уложили асфальт прямо на недавно законченную работу питерского каллиграфиста Покраса Лампаса. Супрематический крест с цитатой из манифеста Казимир Малевича на Площади первой пятилетки создавали 20 человек в течение четырех дней. Масштабное граффити рисовали в рамках легального фестиваля уличного искусства «Стенограффия», работа была полностью согласована мэрией.

Реакция на «благоустройство» последовала от чиновников всех уровней. Губернатор Евгений Куйвашев в своем инстаграм-аккаунте назвал произошедшее возмутительным. Мэр Алексадр Высокинский обещал «надавать району по ушам». При этом Facebook пестрел едкими комментариями горожан, сводившимися к тому, что власть в мегаполисе некомпетентна от и до, и если по-хорошему, надо бы менять команду управленцев. 

Екатеринбургский бизнесмен Илья Борзенков не понаслышке знаком с работой законодателей и муниципальных служб: в начале 2000-х был депутатом Заксобрания Свердловской области, в 2006-2008 гг. работал вице-мэром Екатеринбурга по вопросам экономики и финансам. Ранее в колонке на DK.RU он писал: решения мэрии никто не поддерживает, недовольство горожан растет, хотя есть совершенно простые способы изменить эту ситуацию.

Теперь же Илья Борзенков подробно объясняет, какими качествами должны обладать топ-чиновники, где взять таких управленцев, и нужно ли менять систему в принципе.

Илья Борзенков, основатель сети по продаже бытовой техники и электроники «Норд»:

— Прочитав мой прошлый пост в защиту несчастных Высокинского и Ко, один любознательный друг-политолог попросил пояснить, чем же так важна преемственность, целостность и адекватность системы управления. И чем опасна наметившаяся деградация системы управления Екатеринбургом. Пятничная охренительная история с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня большинства городских управленцев.

Многие искренне считают, что для успеха в управлении городом достаточно воли, харизмы и горящих глаз. На мой взгляд, это очень вредное заблуждение. Хороший топ-чиновник (как, впрочем, и гендир в бизнесе) — это менеджер, технократ, а не политик. Что же ему нужно, чтобы справиться с непростой работой?

Во-первых, нужна профессиональная компетентность. А именно: профильные знания, юридическая грамотность, глубокое понимание ключевых регламентов, процедур, предыстории важных вопросов и обязательств своих предшественников. Компетентность в управленческой системе нарабатывается годами, а с уходом ключевых сотрудников утрачивается почти мгновенно.

Во-вторых, требуется командность. Это умение подобрать партнеров и исполнителей, понять их сильные и слабые стороны, рационально распределить обязанности, поставить достижимые цели, вдохновить, мотивировать, организовать, проконтролировать, внедрить позитивные и продуктивные ценности (корпоративную культуру), обеспечить управление проектами и взаимодействие с другими командами (в том числе, вышестоящими), помочь осознать и исправить ошибки, защитить и прикрыть спину товарищам. К сожалению, главный принцип подбора чиновников — знакомство или личная преданность. Поэтому вместо слаженного достижения общих целей часто получается «кто в лес, кто по дрова».

В-третьих, важны коммуникативные навыки. Управленческая работа — это целые дни разговоров. С партнерами, с подчиненными, с начальством, со СМИ, с общественностью. Нужно уметь слушать и понимать собеседников, быть простым, доходчивым, грамотным и ответственным. И не выглядеть балаболом и прожектером. А еще неплохо бы уметь при необходимости перейти на английский, все-таки в глобальной экономике коммуницируем.

В-четвертых, очень желательна склонность к компромиссу. Это способность согласовать противоречивые позиции, избежать непродуктивных конфликтов, умение поступиться малым ради большого успеха, контролировать свое эго, не упрямиться, не обижаться, не мстить, не причислять несогласных к врагам. К сожалению, в типичной властной управленческой культуре компромисс считается проявлением не мудрости, а слабости. Но без него никак.

В-пятых, нужно критическое мышление. Это адекватная самооценка, понимание своих ограничений, умение просить и принимать советы экспертов, внимательно анализировать возражения, признавать свои ошибки и, напортачив, просить прощение. Корону надо сдать в музей, подхалимов не слушать, с начальством вести себя ровно и его одобрения не искать. Это невероятно трудно, но к этому нужно хотя бы стремиться.

В-шестых, требуется креативность. Это способность найти неожиданные ходы (решения «в лоб», как правило, не проходят), ярко презентовать свои идеи. Управленческая деятельность на 90% — рутина, поэтому серые будни приходится постоянно «раскрашивать». Иначе любимая работа быстро превращается в постылое болото.

Скажете, найти человека с этими 6К нереально, мечта? Вовсе нет. Именно такими топ-менеджерами и управляются все успешные компании. И генеральных директоров там никто на прямых выборах из числа сотрудников не избирает. Их акционеры назначают. И, в отличие от Отцов города, после этого ограничиваются стратегическими решениями, не занимаясь «ручным подруливанием» по оперативным вопросам.

Так что в выборах мэра по «советской» системе нет заведомой порочности. И прошлая система (избранный мэр + сити-менеджер) тоже была вполне работоспособной. Главное — какие знания и умения имеются или отсутствуют у обладателей высоких властных должностей, а также насколько они готовы учиться и расти в профессии.

Поэтому не надо сидеть и ждать, когда Екатеринбургу вернут прямые выборы. Это важно для легитимности власти, но не для повышения ее эффективности. Эффективность же «прокачивать» городской команде ничто не мешает прямо с этого понедельника. Было бы желание.

«История с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня городских управленцев» 1

Самое читаемое
  • Ни сухпайков, ни пенсии в 37 лет. Минфин предлагает «резать» расходы на армию. Чего ждать?Ни сухпайков, ни пенсии в 37 лет. Минфин предлагает «резать» расходы на армию. Чего ждать?
  • Времени хватает на все и всегда. У вас не так? Значит, вы живете в мире иллюзийВремени хватает на все и всегда. У вас не так? Значит, вы живете в мире иллюзий
  • Юристы и врачи — первые на очереди. Профессии, которые вымрут совсем скороЮристы и врачи — первые на очереди. Профессии, которые вымрут совсем скоро
  • «Почему мы должны нанять именно вас?». Как отвечать на хитрый вопрос«Почему мы должны нанять именно вас?». Как отвечать на хитрый вопрос
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.