Подписаться
Курс ЦБ на 28.01
62,30
68,77
Деловой квартал / Новости / Исследование рынка консалтинговых услуг Екатеринбурга

Исследование рынка консалтинговых услуг Екатеринбурга

06:00   27.07.2000

В целом, консалтинговые услуги можно разделить на несколько видов: - аудит и оценка; - финансово-экономический консалтинг; - управленческий консалтинг (в чистом виде); - маркетинг; -

Прежде всего, следует отметить, что консалтинг, как вид услуг является весьма закрытым сектором бизнеса. Это связано, прежде всего, с конфиденциальностью информации, получаемой консультантом в ходе работы. Поэтому все оценки и цифровой материал носят достаточно приблизительный характер.

В целом, консалтинговые услуги можно разделить на несколько видов:
- аудит и оценка;
- финансово-экономический консалтинг;
- управленческий консалтинг (в чистом виде);
- маркетинг;
- юридический консалтинг (в том числе налоговый);
- кадровый консалтинг;
- стратегический менеджмент;
- консалтинг в области информационных технологий.
Кроме того,  в зависимости от ситуации, когда клиент прибегает к помощи консультанта, консалтинг может быть «текущий» и «антикризисный».
По способам предоставления услуг консалтинг подразделяется на экспертный и процессный.
Состояние и развитие рынка консалтинга в стратегическом плане зависит от готовности потенциального клиента потребить предлагаемые услуги.
Можно выделить два основных типа клиентов, готовых к использованию консультантов:
1. Предприятие (фирма) находящееся в исключительно сложной ситуации (процедура банкротства, резкое снижение объемов производства, неконкурентноспособность  производимой продукции и т.д.).
2. Предприятие (фирма) имеющее положительную динамику развития, желающее выйти на новый уровень ведения бизнеса.
Естественно, такое деление достаточно условно.
Соотношение клиентов первого и второго типа выявляет степень стабильности экономической обстановки в регионе и стране в целом. И, чем определеннее будут перспективы движения экономики в целом и, соответственно,  конкретных предприятий и компаний, тем активнее они будут прибегать к услугам  консалтинговых фирм для решения задач своего развития, а не выживания.
Кроме того, на деятельность консультантов, специализирующихся в налоговой и юридической сферах, большое влияние оказывают властные структуры всех уровней – принятие новых законодательных и нормативных актов закономерно вызывает рост потребности в этих услугах.
В целом, если оценить ситуацию, сложившуюся в РФ и Свердловской области, следует признать ее благоприятной для развития консалтинга.
Определенная стабилизация экономической обстановки, наметившийся рост производства (а значит и предприятий, имеющих положительную динамику)  в целом ряде отраслей, влекут за собой увеличение числа потенциальных клиентов.
На первый взгляд рынок консалтинговых услуг в Екатеринбурге достаточно развит. До 150 различных фирм и организаций продекларировали деятельность в этой области. Однако, при ближайшем рассмотрении реальная картина несколько иная.
Наиболее развитыми и структуированными сферами консалтингового бизнеса на сегодняшний день являются аудит, оценка (вместе – до 30 фирм), кадровый консалтинг (имеется в виду подбор и обучение персонала) (до 15 фирм и агентств), а также юридические услуги (до 20-25 фирм) Эти три вида консалтинга занимают, по оценкам опрошенных специалистов,  свыше половины рынка (в денежном выражении).  Именно в этих сферах уже сложился достаточно устойчивый круг фирм, предлагающих данные услуги и в целом удовлетворяющих существующий спрос. «Новичков» в этом секторе сейчас уже практически нет.
Проведенное исследование, которое основывалось на данных, полученных из рекламных материалов, а также интервью с участниками рынка, показало, что в остальных сферах консалтинга реально действуют и имеют соответствующую репутацию, как правило,  не более 5-6 фирм. Именно им и уделено основное внимание в данном исследовании.
При этом, в городе практически отсутствуют крупные фирмы, большинство имеет в своем штате не более 8-10 консультантов и до 15-20 специалистов, регулярно работающих по договорам.
Следует также отметить, что подавляющее большинство крупных предприятий общероссийского значения пользуется услугами зарубежных и московских консалтинговых фирм, поэтому основную массу клиентов местных консультантов составляет так называемый «средний бизнес».
В целом, по оценкам опрошенных экспертов, структура рынка консалтинга в  Екатеринбурге по видам услуг выглядит в примерно так:
Российский рынок консалтинговых услуг в целом, по оценке журнала «Эксперт» на данный момент составляет примерно 200-300 млн.долл. в год. Исходя из  того, что Свердловская область дает около 8% от общего объема  промышленного производства и услуг по РФ, рынок консалтинга по области составляет  около 550 млн.руб.
В целом по России на долю западных консалтинговых компаний приходится до 70% рынка, по всей вероятности, для Екатеринбурга  этот процент если и ниже, то ненамного, скорее всего не менее 50%, т.е. не менее 270-300 млн.руб.
По оценкам опрошенных в ходе исследования специалистов 4 принявшие участие в рейтинге «Эксперта» екатеринбургские консалтинговые фирмы («Уральская группа антикризисных технологий, «Налоги России», «Активные формы», «Новое решение») в совокупности имеют до 50-60%  от общей выручки местных консультантов.  Результаты рейтинга  «РА Эксперт» также показали, компании, принявшие участие в исследовании, составляют около половины общероссийского рынка консалтинга.
Конечно, целый ряд указанных в исследовании фирм действует не только на территории Свердловской области. Но данный фактор лишь уменьшает возможную долю местных фирм на рынке.
В целом, можно предположить, что объем консалтинговых услуг, оказываемых в Екатеринбурге и области местными фирмами составляет не более 35-40 млн.руб. в год.
Исходя из вышесказанного, рынок консалтинговых услуг делится между зарубежными, московскими и местными фирмами примерно в следующей пропорции:
Таким образом, на Екатеринбургском рынке консалтинга фактически доминируют зарубежные (западные) и московские компании. Именно они обслуживают наиболее крупные предприятия региона и, соответственно,  получают наиболее значительные заказы. Причина – они имеют устойчивую репутацию, большой штат квалифицированных специалистов, обладают всеми необходимыми условиями для осуществления масштабных комплексных консалтинговых проектов.

Исходя из структуры услуг, предоставляемых консалтинговыми фирмами, среди них ясно прослеживается тенденция   к расширению поля  деятельности. Направление расширения – главным образом, смежные сферы консалтинга. Так, ряд фирм, специализирующихся на аудите и оценке, финансовом анализе («Контур-аудит», «Русский стандарт», «Центр деловых экспертиз и проектов»), запускают тренинговые и обучающие программы. И наоборот, те, кто ранее занимался только обучением, проявляют интерес к комплексным проектам, включающим в себя как маркетинг, так и финансово-экономический анализ деятельности заказчика (Золото-Платина институт, «Центр подготовки специалистов»).
Кроме того, достаточно явно вырисовывается «клиентская» и отраслевая специализация ряда фирм. Так «Урал-ЭСОН» базируется на обслуживании ТЭКа, «Новое решение» отдает предпочтение работе с собственниками, «Золото-Платина институт» в сфере «чистого консалтинга» работает в основном с предприятиями и фирмами, тесно связанными «Золото-Платина банком», «Центр инновационного бизнеса» изначально был предназначен для поддержки передовых технологий и производств, во многом остается в этих рамках и сейчас.
Практически все фирмы ориентируются в основном на клиента – производителя товаров или услуг, работающего непосредственно на потребительском рынке. Исключение составляют «Уральская группа антикризисных технологий», «Урал-ЭСОН» и «Новое решение».
До 2/3 клиентской базы подавляющего числа консалтинговых фирм составляют постоянные заказчики (т.е. те, с которыми осуществлено 2-3 проекта). Исключение составляют Золото-Платина Институт, Центр «Директор» (основа их деятельности обучающие программы и тренинги), а также Уральская группа антикризисных технологий и Центр инновационного бизнеса (их специализация  в большой степени  предопределяет незначительную долю постоянных клиентов).
Активная рекламная кампания в СМИ, в т.ч. деловых изданиях характерна прежде всего для фирм, занимающихся подпором персонала, и тех, чьим основным видом деятельности является обучение – Золото-Платина институт, Центр «Директор», Екатеринбургская палата товаропроизводителей.
Основная масса участников рынка консалтинга  действует через рекомендации, связи во властных структурах, формируя свой пакет заказов без сколько-нибудь видимой  общедоступной рекламы.
Несомненно, консалтинг является весьма перспективным направлением в сфере услуг, имеющим достаточно большой потенциал.
На сегодняшний день можно выделить две тенденции развития этого бизнеса в Екатеринбурге.
Первая – переход от разовых и достаточно узких по целям, задачам и формам исполнения исследований и  тренингов к комплексным проектам, охватывающим одну или несколько взаимосвязанных ключевых проблем, стоящих перед заказчиком.
Вторая – рост требований к качеству консалтинга, а значит – и к профессионализму консультантов, что влечет за собой необходимость специализации как отдельных специалистов, так и консалтинговых фирм в целом.
В связи с этим, перед консалтинговыми фирмами встают, на первый взгляд, две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, именно комплексные проекты, включающие в себя несколько видов консалтинга, становятся основным направлением деятельности консультантов, и консалтинговая фирма должна быть в состоянии охватить их целиком. С другой стороны, лишь специализация на одном или нескольких смежных видах консалтинга может обеспечить высокий профессиональный уровень выполняемых работ.
В результате, выходом из данной ситуации может быть создание 2-3 крупных консалтинговых компаний (по примеру Москвы и Санкт-Петербурга) или холдингов, в рамках которых возможно выполнение практически любых проектов. Однако, по мнению практически всех ведущих консультантов Екатеринбурга, это может произойти в весьма отдаленной перспективе. С другой стороны, существует вероятность, что такие крупные компании будут не в состоянии оперативно реагировать на изменение запросов заказчиков и в короткие сроки менять формы и методы работы, внедрять новые виды услуг.
Существует другой путь, и именно он, по всей вероятности, уже начал реализовываться в Екатеринбурге. Заключается он в налаживании неформальных партнерских отношений между несколькими фирмами, занимающимися различными видами консалтинга, и их взаимном подключении к комплексным проектам друг друга. В перспективе такие отношения могут быть оформлены документально и, в конце концов, привести к созданию в городе нескольких «консалтинговых групп». Однако, в этом случае достаточно остро может встать вопрос о сохранении конфиденциальности информации, полученной консультантом от клиента. То есть опять возникает проблема неформальных, но весьма жестких договоренностей между консалтинговыми фирмами.
Практически, на такой путь уже встали консалтинговые фирмы, вошедшие в «Уральскую группу антикризисных технологий».
Если рассматривать тенденции развития различных сфер консалтинга, то здесь, по мнению опрошенных специалистов,  будет постепенно возрастать удельный вес стратегического менеджмента и маркетинга,  управленческого консалтинга, а также консалтинга в области информационных технологий. Именно в этих сферах в ближайшие годы  возможен наибольший рост рынка.

Ниже перечислены основные консалтинговые фирмы Екатеринбурга, действующие в сферах финансово-экономического, инвестиционного, управленческого консалтинга, стратегического менеджмента и маркетинга, даны их краткие характеристики. (Специалисты всех указанных фирм были опрошены в ходе исследования.)

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ (6 консультантов) – одна из немногих фирм, с момента образования в 1996 году, позиционирующая себя в качестве консалтинговой. Специализация – управленческий и финансовый консалтинг, стратегический менеджмент и маркетинг, обучающая деятельность, как в рамках конкретных проектов, так и вне их.

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ПАЛАТА ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА –ориентация на малый бизнес. Один из новых проектов – создание базы данных в Интернете и осуществление «дистанционого консультирования».

ЗОЛОТО-ПЛАТИНА ИНСТИТУТ – зарегистрирован в 1995 году.
Осуществляет широкий круг обучающих программ и курсов процессного консультирования, рассчитанных как на длительный срок (до года и более), так и краткосрочных (от нескольких дней до нескольких месяцев). Основной упор делается на психологический аспект – на формирование «психологии лидера». Институт активно привлекает к участию в своих программах специалистов консалтинговых фирм, преподавателей вузов.

МАРКЕТИНГ-БЮРО – (5 консультантов) на рынке консалтинговых услуг с 1996 года. Виды деятельности:
- комплекс маркетингового исследования рынка
- комплекс проектирования рекламной и PR-кампаний
- инвестиционнный консалтинг (бизнес-планирование)
- оценка перспектив компании на рынке
- выработка стратегии развития
- консультации по отдельным вопросам финансового менеджмента.

НАЛОГИ РОССИИ – известная не только на Урале, но и в РФ компания. Специализация – оценка, аудит, инвестиционный и финансово-экономический консалтинг.

НОВОЕ РЕШЕНИЕ – зарегистрирована в 1995 году, число консультантов – 6.
Услуги ориентированы преимущественно на решение проблем собственника предприятия
Сфера специализации:      - управление экономикой и финансами    - управление рыночными позициями 
- управление холдингом как объединением разнообразных бизнесов.

РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ – (8 штатных консультатнтов), специализация – оценка, финансово-экономический и управленческий консалтинг.

УРАЛЬСКАЯ ГРУППА АНТИКРИЗИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – одна из наиболее крупных консалтинговых групп (в нее входят несколько самостоятельных фирм) Екатеринбурга по объему предоставленных услуг (в денежном выражении). Создана в 1996 году. Сфера деятельности – антикризисное управление в широком смысле этого слова, т.е. оценка, финансово-экономический и инвестиционный консалтинг, стратегический менеджмент и маркетинг.

УРАЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ГРУППА (4 консультанта) – специализация маркетинг. Кроме того консультанты Группы активно участвуют в обучающих программах Золото-Платина института, Екатеринбургской палаты товаропризводителей.
Значительную часть проектов Группа осуществляет вне территории Свердловской области.

УРАЛ-ЭСОН – работает на рынке 10 лет. Создана на базе Кафедры систем управления УПИ .
Ориентируется, в основном, на крупные и дорогостоящие комплексные проекты на предприятиях ТЭКа, а также, в последнее время и ВПК.

ЦЕНТР ДЕЛОВЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРОЕКТОВ (5 консультантов) – специализируется на финансово-экономическом и инвестиционном консалтинге.

ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА – (8 консультантов).
Фонд «Уральский учебно-научный Центр Инновационного Бизнеса» создан в 1996 г. в рамках Программы Госкомвуза РФ «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы» в сети 12 аналогичных инновационых центров по России.
Цель создания – оказание консалтинговых, информационных, маркетинговых услуг менеджерам и специалистам инновационных фирм, разработчикам новых технологий, специалистам, занятым в сфере сертификации научно-технической продукции, трансфера технологий, рекламы и сервиса инновационных разработок.

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «ДИРЕКТОР» – занимается процессным консалтингом по широкому спектру вопросов (менеджмент, маркетинг, управление финансами и персоналом) в рамках бизнес-тренингов.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.