Подписаться
Курс ЦБ на 16.10
71,23
82,72

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ
Иллюстрация: DK.RU

Средний бизнес ждет от государства помощи, но особенно на нее не рассчитывает. Уроки прежних кризисов пошли собственникам на пользу — они не ввязываются в авантюры и рассчитывают только на себя.

Свердловская область восстановила утраченные позиции. В последнем рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном АСИ по итогам 2016 г., ей присвоили более высокую категорию. Создатели рейтинга, решившие, что деловой климат на Урале потеплел, ссылаются на данные статистики и опросы предпринимателей. Возвращение региона в группу лидеров — хороший знак, считают аналитики, ибо разрыв между верхней и нижней частью списка с каждым годом увеличивается. Традиционное исследование среднего бизнеса, подготовленное «Деловым кварталом» совместно с Райффайзенбанком, позволяет судить, насколько эти выводы справедливы. 

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 1

 

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 2

Как бы не стало хуже

В опросе участвовали компании с годовой выручкой от 480 млн руб. до 5 млрд руб., занятые преимущественно в сфере оптовой / розничной торговли (42%) и в промышленности (23%), что соответствует структуре среднего бизнеса Свердловской области. Большинство предприятий — старожилы, работающие от 10 до 20 лет (46,5%) и более (28%). Многие пережили не один экономический кризис, и ответы их руководителей отражают накопленный за это время опыт.

Уральский бизнес считает 2015-2016 гг. особенно трудными. Нет отраслей, представители которых могли бы заявить, что их компании ждет устойчивый рост. Оценки и прогнозы стали сдержанными. Если в 2014 г. развивать бизнес собирались 63% опрошенных, а в 2015 г. таковых было не меньше половины, то в 2016 г. число оптимистов сократилось. 42% респондентов признали — бизнес несет потери, а еще 5% заявили, что ситуация намного хуже, чем раньше.

В 2017 г. средний бизнес избегал категоричных выводов. Формулировку «несколько лучше — несколько хуже» выбрало примерно одинаковое число респондентов — 42 и 45% соответственно. Половина участников опроса уверены, что в следующем году ничего не изменится.

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 3

 

Инвестировать намерены 34% предприятий. Годом ранее вкладываться в развитие собирались 42,5% участника опроса, а в 2015 г. — почти половина. Изменились и цели инвестиций. Теперь компании интересует только расширение производства или модернизация как одно из условий развития. Тратить деньги на покупку других бизнесов, обучение сотрудников, рекламу и продвижение товаров / услуг никто не планирует.

Из-за падающего спроса заметно увеличился интерес среднего бизнеса к работе с госструктурами. Об этом сообщили 53% опрошенных — почти вдвое больше, чем в 2014-2016 гг. Говоря о трудностях, сопутствующих поставкам для казенных нужд, собственники предприятий упоминают сжатые сроки, необходимость предоставлять обеспечение по контракту и большое количество сопровождающих документов. Чтобы облегчить жизнь бизнесу, они предлагают чиновникам ввести предельные сроки оплаты по госконтрактам и упростить систему согласований при подписании договоров. Участников опроса, избежавших трудностей в работе с госструктурами, не нашлось.

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 4

Себе на уме

На господдержку малого и среднего бизнеса в 2017 г. Свердловская область потратит 470,8 млн руб. из федерального и областного бюджетов. В этот раз решили обойтись без субсидий и грантов — государство выделяет средства только на возвратные инструменты: поручительства по кредитам и гарантиям, льготные инвестиционные кредиты и микрозаймы. Шанс получить деньги есть, но опросы показывают, что средний бизнес редко обращается в фонды, призванные поддерживать предпринимателей, и не всегда представляет себе их возможности.

По данным опросов, интерес среднего бизнеса к фондам поддержки постепенно снижался. В 2014 г. работать с ними хотели 71,4% компаний, в 2015 г. их стало 53%, в 2016 г. — 28%. В 2016-2017 гг. с региональными и муниципальными фондами сотрудничали менее 25% опрошенных — они искали заказчиков среди крупных предприятий и холдингов, рассчитывали на юридическую поддержку и доступ к госзаказу. При этом 63% собственников считают, что никакой выгоды не получили.

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 5

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 6

Все эти годы средний бизнес мало интересовался предложениями фондов провести маркетинговые исследования, поддержать кооперацию между средними и крупными предприятиями, пристроить компанию в индустриальный парк или бизнес-инкубатор. Однако в 2017 г. участники опроса назвали инновационную инфраструктуру (те же индустриальные парки и бизнес-инкубаторы) приоритетным направлением инвестиций для региональной власти. Двойственную позицию среднего бизнеса объяснили сотрудники Райффайзенбанка. По их мнению, владельцы компаний полностью сфокусированы на своей работе и полагают, что системное решение отраслевых задач — прерогатива государства (предприятия платят налоги, а власть тратит полученные деньги на развитие бизнеса).

По той же причине, за редким исключением, участники опроса не входят в бизнес-объединения большой четверки — СОСПП, УТПП, «Опора России» и «Деловая Россия» (хотя «Деловая Россия» позиционирует себя как защитник интересов среднего бизнеса). В свою очередь руководители общественных структур не видят в этом большой беды. Членство в союзах не означает, что предприниматель будет перекладывать свои проблемы на других участников, говорят они. Те, кто не готов добиваться цели самостоятельно, могут не беспокоиться.

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 7

Одни не могут, другие не хотят

Отдельной темой стали отношения среднего бизнеса с властью. Респонденты заявили, что административный климат в регионе их не устраивает. Никто из опрошенных не поставил свердловским чиновникам «отлично», а оценки «хорошо» оказались единичными. Предприниматели считают, что им приходится работать с троечниками. Положительная сторона — в том, что годом раньше ситуация была еще сложнее, а теперь стороны научились понимать друг друга.

Судя по отзывам, одна из проблем, с которыми среднему бизнесу не удается справиться — это доступ к ресурсам естественных монополий (подключение к энергосетям, газовым, тепловым сетям и сетям водоснабжения), о чем представители среднего бизнеса упоминают всякий раз, как их об этом спрашивают. Судя по откликам, к лучшему все меняется постепенно. Ускорить процесс может только недовольство федерального центра. Так было в 2012 г., когда Владимир Путин попенял губернатору Евгению Куйвашеву, что в Свердловской области подключение предприятий к энергосетям занимает 360 дней. Не прошло и трех лет, как министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов доложил: сроки удалось сократить до 92 дней. Возможно, проблемы с другими монополиями тоже решатся, если набраться терпения.

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 8

Самым дефицитным ресурсом средний бизнес назвал доступ к контрактам крупных компаний. При этом участники опроса соглашаются, что наладить кооперационные связи между малым / средним бизнесом и крупными предприятиями без участия посредников не получается. Но к усилиям чиновников, которые пытаются создавать биржи контрактов, центры кооперации и региональные каталоги инвесторов, они относятся скептически. Представители власти и бизнес-объединений признают, впрочем, что примеров успешного сотрудничества гигантов индустрии с местными производителями в регионе немного.

Изменилась и кадровая политика среднего бизнеса. Если в 2014 г. собственникам не хватало управленцев, то в 2016-2017 гг. речь зашла о дефиците квалифицированных рабочих. Смену приоритетов рекрутеры объясняют тем, что после кризиса 2014-2015 гг. бизнес начал сокращать управленческий и административный персонал, а потребность в работниках, создающих продукцию, стала более очевидной.

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 9

В целом запросы среднего бизнеса к власти за последние три года почти не изменились. Респонденты подтвердили: их компаниям, как и раньше, недостает налоговых каникул, финансовой поддержки государства (от прямых субсидий до компенсаций процентных ставок по кредитным и лизинговым договорам) и сокращения бюрократических процедур. Предприниматели уверяют, что готовы искать общий язык с чиновниками, прежде всего, по стратегическим вопросам. Но предлагаемые варианты сотрудничества не вызывают у них особого интереса. В 2016 г. 40-50% бизнесменов считали важным участвовать в коллегиальных органах власти, в разработке стратегических документов региона и поиске отраслевых и профессиональных приоритетов развития, а теперь число энтузиастов заметно поубавилось.

Но собственных программ никто не предлагает.

Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ 10

Методика исследования

Мониторинг среднего бизнеса  — совместный проект «Делового квартала» и Райффайзенбанка, осуществляется с 2014 г. при поддержке правительства Свердловской области. Задачи исследования — отразить консолидированное мнение субъектов среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области о текущем уровне взаимоотношений с властными структурами и крупными предприятиями; обозначить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается средний бизнес в этих отношениях; отразить уровень самочувствия среднего бизнеса с точки зрения ожиданий предпринимателей и их видения перспектив.

В 2017 г. исследование проводится в четвертый раз.

Сроки и выборка исследования

Мониторинг проходил с 25 июля по 25 августа 2017 г., участие в исследовании приняли 86 руководителей и собственников компаний, представляющих различные отрасли бизнеса, действующих в Свердловской области, с годовой консолидированной выручкой от 480 млн руб. до 5 млрд руб.

Как проходил мониторинг

Параметры для анкетирования представителей среднего бизнеса разработаны «Деловым кварталом» совместно с Министерством экономики Свердловской области в 2014 г. В 2014, 2015, 2016 и 2017 гг. специалисты Уральского филиала Райффайзенбанка провели добровольное анкетирование своих клиентов — руководителей и собственников средних предприятий — по заданной выборке .

Результаты исследования

Конечной целью мониторинга является разработка в 2017-2018 гг. нормативных правовых актов (проекты региональных законов, постановлений правительства Свердловской области, иные документы), затрагивающих интересы среднего бизнеса в регионе. Отчет будет направлен в правительство области, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также отраслевым союзам.

Самое читаемое
  • Наука легко решает практические задачи: исследования УрГЭУ для бизнеса и властиНаука легко решает практические задачи: исследования УрГЭУ для бизнеса и власти
  • «Новый стимул для вакцинации». Татулова предложила продавать алкоголь по QR-кодам«Новый стимул для вакцинации». Татулова предложила продавать алкоголь по QR-кодам
  • Силовики смогут блокировать любые денежные переводы на 10 дней без решения судаСиловики смогут блокировать любые денежные переводы на 10 дней без решения суда
  • Правительство разрешит крупным компаниям «выращивать» себе поставщиковПравительство разрешит крупным компаниям «выращивать» себе поставщиков
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.