Подписаться
Курс ЦБ на 28.05
71,06
77,90

IQ больше не играет роли. Что на самом деле определяет, умен человек или нет

35 165
IQ больше не играет роли. Что на самом деле определяет, умен человек или нет
Иллюстрация: pixabay.com

Способность к неявному обучению важна для человека как воздух. То, что некоторые называют интуицией — на самом деле важнейшая способность разума замечать закономерности и детали.

Есть масса исследований того, как мы изучаем что-то преднамеренно, «явно». Например, списки слов или инструкции. «Неявное обучение» изучено куда меньше. Попросите ребенка пяти лет объяснить грамматические правила языка, и он не будет знать, что сказать. Однако он их хорошо знает: ведь он умеет говорить связными предложениями. Это бессознательное приобретение абстрактных знаний и есть пример «неявного» обучения, пишет The British Psychological Society.

Особенно большую роль неявное обучение играет для маленьких детей, но и взрослые очень от него зависят. Оно «признано базовой системой, которая лежит в основе обучения во многих областях, включая язык и музыку», отмечают авторы новой статьи, опубликованной в Cognition.

Предполагается, что между людьми существует небольшая разница в способностях к неявному обучению, ведь это эволюционно примитивная стратегия обучения. Но, хотя это базовая система, которая сильно влияет на наше функционирование в повседневной жизни, до сих пор было непонятно, насколько стабильна эта система для разных типов задач.

В последнем исследовании восполнены некоторые из пробелов. Стало понятнее, как работает интеллект, и как разные типы людей лучше подходят для определенных работ.

Прия Калра из Висконсинского университета и ее коллеги дали 64 здоровым молодым людям четыре вида заданий, которые требовали неявного обучения. В одном из них нужно было обнаружить искусственную грамматику (изучив наборы строк с буквами, построенными по неизвестным грамматическим правилам, участники должны были понять, какие строки в новом наборе «грамматически верны», а какие нет). Вторая задача требовала изучить, вызовет ли конкретная группа изображений тот или иной результат (участникам предоставили обратную связь, чтобы помочь разобраться).

В третьем задании люди должны были предсказать, где на экране появится круг, основываясь на предыдущем опыте, когда круг иногда появлялся в предсказуемой последовательности позиций, а иногда — нет. Четвертая задача заключалась в «неявном» изучении визуальных категорий: с помощью обратной связи нужно было поместить абстрактные визуальные стимулы в одну из двух категорий.

Читайте также: Школы препятствуют нашему обучению», — Сет Годин об образовании и излишнем беспокойстве

Явное обучение могло частично помочь в решении задач, но исследователи постарались проанализировать и принять во внимание его вклад для каждого участника.

Спустя неделю после первого испытания участники вновь выполнили разные версии заданий, а также прошли тесты на оперативную память, явное обучение (нужно было сознательно выучить список слов) и IQ.

В итоге в трех из четырех задач на неявное обучение исследователи обнаружили умеренную связь между начальным результатом участника и тем, насколько хорошо он проявил себя через неделю. Это говорит о том, что люди стабильно способны к обучению. Иная ситуация сложилась с искусственной грамматикой. Исследователи думают, что явное обучение «подорвало» неявное во второй части исследования.

Также удалось установить, что то, насколько хорошо участнику удавалось неявное обучение, не имело отношения к его IQ или результатам оперативной памяти. Это доказывает результаты более раннего исследования, в котором явное и неявное обучение связывали с различными областями и структурами мозга. Например, гиппокамп важен для явного обучения, а для неявного — нет, тогда как повреждение базальных ганглиев и мозжечка ухудшает неявное, но не явное обучение.

Эти данные подтверждают существование совершенно не связанных когнитивных способностей, — добавляют исследователи.

Это также показывает, что человек может быть умным по показателям тестов на IQ, но при этом неуспешным в неявном обучении, в отличие от человека с низким IQ. Исследователи отмечают, что для некоторых жизненно важных задач, таких как выявление едва различимых признаков опухоли во время медицинского обследования, способности к неявному обучению могут быть большим преимуществом.

Самое читаемое
  • «Отлетались! Международный туризм в прежнем, привычном виде умер» — Евгений Енин«Отлетались! Международный туризм в прежнем, привычном виде умер» — Евгений Енин
    39 410
  • Татьяна Черниговская: «Базовые координаты разъехались. Мораль как минимум пошатнулась»Татьяна Черниговская: «Базовые координаты разъехались. Мораль как минимум пошатнулась»
    27 566
  • «Ужас кризиса-2020 в том, что кирпичом по голове получили самые модернизированные города»«Ужас кризиса-2020 в том, что кирпичом по голове получили самые модернизированные города»
    26 212
  • На ресторанном рынке начались поглощения. Две компании сменили владельцевНа ресторанном рынке начались поглощения. Две компании сменили владельцев
    32 797
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.