Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Интернет-ритейл: Суперрынок для супермаркета

Покупки в Интернете перестали быть экзотикой. В Екатеринбурге в онлайн-магазины ходят около 80% интернет-пользователей — больше, чем в Москве и Петербурге.

С российскими ритейлерами в Сети конкурируют иностранные, прежде всего, онлайн-магазины Китая. Их первый удар ощутила «Почта России».

«Деловой квартал» № 38 (896) от 21 октября 2013 г., стр. 22-24

Интернет-торговля — один из самых динамичных сегментов бизнеса в России. По данным исследовательского агентства Data Insight, объем рынка за десять лет вырос в 1 000 раз — до 390-405 млрд руб. в 2012 г. Прогноз на 2013 г. — 480-500 млрд руб. Мониторинг ВЦИОМ динамику подтверждает: если с сентября по декабрь 2011 г. один житель России в среднем потратил на интернет-покупки 3,4 тыс. руб., то за этот же срок в 2012 г. почти в два раза больше — 6,5 тыс. руб.

В исследовании агентства Gemius говорится, что суммарный охват российской аудитории онлайн-магазинов достиг 2/3 от общего числа пользователей Интернета — или 40 млн человек. Екатеринбург — лидер по охвату: здесь услугами интернет-магазинов пользуется 81,6% аудитории Сети. На втором месте — Санкт-Петербург (73,9%), Москва — на третьем (72,1%). В комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга отмечают, что планку в 1 тыс. собственных интернет-магазинов город преодолел еще в 2012 г. Причем в 2011 г. их число не превышало 500. Всего в России, по расчетам Александра Алехина, IT-директора OZON.ru, работает порядка 30 тыс. онлайн-магазинов.

Курс на укрупнение

Первый екатеринбургский интернет-магазин появился в 1995 г. История не сохранила его названия, как и десятков других, появлявшихся и бесследно исчезавших в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Срок жизни первых продающих сайтов составлял от нескольких месяцев до года. Низкий уровень проникновения Интернета не позволял набрать критическую массу покупателей и закрепиться на рынке.

Ситуация изменилась в 2008-2009 гг. Борис Лепинских, генеральный директор E96.RU, полагает, что решающую роль сыграл кризис: доходы сократились, люди стали искать, где купить дешевле. Дешевле оказалось в Интернете. С г-ном Лепинских согласен Станислав Беглов, генеральный директор LOGO.RU и NORD24.RU: «Желание сэкономить побороло недоверие, а затем покупки в Интернете вошли в привычку. Конечно, и надежность интернет-магазинов повысилась. Но это не стало главным фактором спада недоверия. Просто привычное вызывает меньше отторжения, чем новое». По словам г-на Беглова, пиком электронной коммерции в Екатеринбурге стали 2010-2011 гг., когда рынок рос на 20-25% в год. «Москва и Петербург достигли пика в 2008-2009 гг., города-миллионники — двумя годами позже. Сегодня бум интернет-торговли добрался до городов с населением 100-500 тыс. человек», — подчеркивает он.

Юрий Занин, директор по развитию агрегатора предложений фирм и интернет-магазинов ELL.ru, отмечает тренд: рынок интернет-торговли монополизируют крупные игроки. «В свое время такой же путь проходила офлайн-торговля — небольшие магазины вытеснялись сильными местными и федеральными сетями. Так что все закономерно», — говорит он. Борис Лепинских подтверждает: в Екатеринбурге E96.RU конкурирует с интернет-проектами как местных («НОРД», «Кардинал»), так и федеральных сетей («М.Видео», «Эльдорадо», «Связной», «Евросеть»), плюс — с магазинами pure online, т. е. не привязанными к традиционной рознице (Enter.ru, E5.ru). Станислав Беглов добавляет: «Если раньше считалось, что целевые аудитории традиционных и онлайн-ритейлеров мало пересекаются, то сегодня офлайн и онлайн борются за одного покупателя. По сути, оба этих канала сливаются в один, и в перспективе никто не будет их разделять».

Меняются и каналы взаимодействия покупателя и продавца. Если на заре электронной коммерции «Почта России» была единственным инструментом отправки покупок, а собственные пункты выдачи мог позволить себе только OZON.ru, то к 2010-м гг. на смену пришла курьерская доставка. «Завоз на дом и оплата наличными — самый распространенный вариант, — отмечает г-н Беглов. — Таков российский менталитет: мы готовы платить только после того, как нам доставят товар, и готовы немного переплатить за его транспортировку». Г-н Занин добавляет, что «Почтой России» отправляются в основном одежда и детские товары. Пункты выдачи пользуются спросом у покупателей компьютеров, гаджетов и аксессуаров. Но в продовольственном ритейле они не прижились, продолжает Дмитрий Углов, генеральный директор Da-Mart.ru (работает в альянсе с ГК «Кировский»): «Изначально мы рассчитывали на самовывоз — выдачу заказов организовали в «Кировском» на ул. Маневровой. Покупателям это оказалось не очень нужно».

Относительно новый сервис — автоматизированные почтовые станции или постоматы. Летом 2012 г. «Почта России» установила их в крупнейших екатеринбургских ТРЦ — «КомсоМОЛЛ», «КИТ», «Европа» и т. д. Чтобы воспользоваться услугой, при покупке товара через интернет-магазин необходимо выбрать способ отправки «Почта России — через постомат». На телефон покупателя отправляется SMS с пин-кодом, который нужно ввести в автомат. Оповещения о доставке посылки также приходят с помощью SMS. Такой вид отправки имеет ограничения по габаритам и весу (не более 10 кг). Кроме того, в постомате посылка пролежит всего три дня, и если ее не забрали — отправляется в отделение «Почты России». Чуть позже сеть постоматов в Екатеринбурге открыла компания PickPoint (специализируется на доставке посылок и работает с 450 интернет-магазинами, среди которых Nokia, Quelle, Faberlic, «СИТИ Обувь» и др.).

Интернет-магазины: удар по почте

Постоматы «Почты России» — это реакция на рост популярности иностранных интернет-магазинов, и как следствие — на взрывной рост числа международных посылок. За счет постоматов ФГУП планировало разгрузить почтовые отделения. Впрочем, проблема оказалась глубже. В апреле 2013 г. «Почта России» объявила о коллапсе. В официальном сообщении она пояснила: каждую иностранную посылку должен досмотреть таможенник, но этих рук не хватило. На таможне застряло около 500 т посылок из-за рубежа. Значительный объем международной корреспонденции из Москвы был переброшен на обработку в регионы. Проблему решили спустя сутки, но ценой незапланированных трат из кармана ФГУПа.

Число международных посылок, которые поступают в Екатеринбург, растет с каждым годом, констатирует Анна Первушина, руководитель группы по связям с общественностью свердловского управления Федеральной почтовой связи (филиал ФГУП «Почта России»). «По итогам 2012 г. объем зарубежной корреспонденции увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. В основном за счет дистанционной торговли. И, думаю, динамика сохранится», — говорит она. По ее словам, посылки из-за рубежа поступают в Екатеринбург через Москву — так выстроена логистическая цепочка. Отсюда — задержки с доставкой. Автоматизированный сортировочный центр (АСЦ), который взял бы на себя эту функцию, планируют построить только к 2015 г. «Чтобы закрывать сегодняшние потребности, в России нужно создать 35 АСЦ, но пока их всего два — в Подмосковье и Петербурге. В ближайших планах «Почты России» — запустить центры в Ростовской области, Новосибирске и Минеральных Водах. К 2015 г. планируется открыть шестой — в екатеринбургском аэропорту Кольцово», — отмечает г-жа Первушина.

Оскар Хартманн, гендиректор и основатель KupiVIP.ru, подмечает экономическую угрозу, которую несут иностранные интернет-магазины: потеря налогов и пошлин для государства, невозможность развития местных компаний. «Местные ритейлеры, работающие в России, вынуждены платить пошлины на импорт и добавлять к стоимости товаров НДС. Для примера, магазин обуви должен заплатить 20% за ввоз товара и 18% НДС с каждой покупки. Западные онлайн-магазины лишены таких нагрузок из-за лазейки в налогообложении, которая позволяет ввозить товары стоимостью до 1 тыс. евро без налогов. Как результат — те же самые ботинки, но купленные российским потребителем за границей, будут дешевле минимум на 38%. Эта несправедливость представляет огромную долгосрочную угрозу для России», — отмечает г-н Хартманн.

По мнению Всеволода Страха, генерального директора интернет-магазина «Сотмаркет», иностранные интернет-ритейлеры начали настоящую экспансию в Россию лишь в конце 2012 г. Так, крупнейшая в мире аукционная площадка eBay, которая имеет русскоязычный интерфейс с 2010 г., в июне 2012 г. открыла российское представительство, а с апреля 2013 г. запустила рекламу на федеральных телеканалах в городах-миллионниках. Онлайн-магазин iTunes Store (продажа музыкального контента) зашел в Россию в декабре 2012 г., а весной 2013 г. открыл русскоязычную службу поддержки. В январе 2013 г. по¬явилась электронная торговая площадка компании Nintendo, занимающаяся продажами игровых консолей и видеоигр. В апреле о намерении зайти в Рунет заявили британский ритейлер Marks&Spencer и американский Amazon. В начале осени интернет-магазины в России запустили испанские сети Zara и Oysho. В сентябре открытие магазина в Интернете анонсировала британская марка женской одежды Karen Millen. Планы строит и финский Stockmann — об этом на форуме Finnish Business-2013 в Екатеринбурге заявила Маиса Романайнен, вице-президент, директор подразделения торговых центров концерна Stockmann: «Сегодня сегмент покупок через Интернет набирает обороты, и Россия в этом направлении развивается динамичнее, чем Финляндия».

И это только известные бренды. В действительности иностранных интернет-магазинов в России уже несколько сотен. Впереди остальных — Китай. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), три из пяти популярных зарубежных онлайн-магазинов у российских покупателей — это китайские Aliexpress.com, Alibaba.com и Taobao.com, опережающие американские Amazon и eBay. Екатеринбург, кстати, к дальнейшей экспансии китайских ритейлеров подготовился: «Почта России» объявила, что в октябре откроет в городе специальный пункт выдачи посылок из-за рубежа. ФГУП ожидает, что в ноябре-декабре россияне получат из иностранных интернет-магазинов на 20-25% посылок больше, чем в конце 2012 г., причем в основном — из Китая. Китайские власти уже договорились с почтой, таможней и аэропортом Кольцово открыть грузовой рейс Харбин — Екатеринбург. Заказы со всего Китая будут аккумулировать в Харбине и потом перевозить на Урал.

Всеволод Страх полагает, что иностранные интернет-магазины вытеснят российские, если ничего не предпринимать: «Столичные интернет-магазины не хотят возить товар в регионы. Логистика — краеугольный камень онлайн-торговли: легко возить в Петербург, но попробуйте отвезти груз куда-то, где живет 10-20 тыс. человек. У китайцев — сопоставимые сроки доставки, а цены в два-три раза ниже».

К экспансии иностранных интернет-магазинов подготовился и «Яндекс». С ноября поисковик запускает новую схему: если сейчас пользователи выбирают нужный им товар на «Яндекс.Маркете», а потом переходят на сайт магазина, то появится возможность сразу положить понравившийся товар в корзину и оформить заказ. Руководство «Яндекса» рассчитывает брать с магазинов фиксированную комиссию за покупку — 1% от стоимости заказа.

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.