Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Интеллектуальная собственность: спаси и сохрани

“Куда идем мы с Пятачком — большой, большой секрет” Интеллектуальная собственность — это, попросту говоря, коммерчески ценные идеи. Не обязательно “ноу-хау” или запатентованные разработки, главное

Незнание того, что составляет интеллектуальную собственность делового человека, фирмы или предприятия, — это уже шаг к невосполнимым потерям. В большинстве случаев предпринимателям приходится самим определять, что в их бизнесе относится к интеллектуальной собственности, которую — во благо собственного успеха и процветания — целесообразно держать в тайне и защищать.

“Куда идем мы с Пятачком —

большой, большой секрет”

Интеллектуальная собственность — это, попросту говоря, коммерчески ценные идеи. Не обязательно “ноу-хау” или запатентованные разработки, главное, что информация такого рода не относится к числу общеизвестной. В руках делового человека интеллектуальной собственностью могут служить знания, которые помогают разрабатывать и изготавливать новую продукцию, выгодно продавать товар или каким-то другим способом увеличивать свою прибыль, методы управления производством, химические формулы, технологический процесс, список клиентов, анализ конкурентоспособности и т. п. Чаще всего руководитель обладает большей интеллектуальной собственностью, чем даже представляет себе. В эту категорию могут входить самые обычные, на первый взгляд, вещи: к примеру, знание слабостей или хобби своих клиентов... Эта информация могла быть получена практически без затрат или даже случайно. Тем не менее она становится своего рода “ружьем на стене”, которое может однажды выстрелить, и само ее существование определенно дает фирме преимущества перед конкурентами.

Главным критерием в выборе средств охраны интеллектуальной собственности следует считать ее ценность. Эта ценность в первую очередь определяется приносимым доходом, а также компенсацией возможных затрат на ее защиту. Для конкурентов же ценность необходимой информации должна компенсировать риск, связанный с ее добычей. Немаловажно верно определить стоимость информации. Помимо реальной (включающей затраты на ее приобретение) существует потенциальная стоимость идей и сведений (учитывающая возможную прибыль при их реализации). В качестве последней можно привести пример “негативной” информации (о том, чего не надо делать), которая позволяет не расходовать средства на тупиковые разработки. Необходимо учитывать, что информация недолговечна — следствие научно-технического прогресса, который часто делает разработки устаревшими еще до того, как они выходят на рынок. Это обстоятельство заставляет конкурентов охотиться прежде всего за новыми идеями, а, скажем, не за образцами изделий, на создание которых уже затрачено время. Естественно, для успешного ведения дел необходимо беречь ценные идеи и оперативно их использовать. Что, увы, не всегда происходит.

Притчей во языцех стал метод непрерывной разливки стали, изобретенный в СССР и успешно применяемый во всем мире. В стране создано огромное количество медпрепаратов, формулы которых “уплыли” за рубеж. Теперь мы покупаем патенты на их производство. Японский бизнесмен официально поблагодарил журнал “Юный техник” за его приложение “Сделай сам”. Используя чертежи, помещенные в этом журнале, японец запатентовал несколько изобретений и сделал миллионное состояние... Не лучше обстоят дела и внутри страны. Теперь уже стало очевидным, что в основе процветания ряда частных предприятий лежит присвоение интеллектуальной собственности тех фирм, где недавно работали их сотрудники. “Разгул рынка” привел к усилению конкуренции между коммерческими структурами, которые зачастую используют запрещенные приемы борьбы. Опыт показывает: кто не заботится о безопасности своей собственности, теряет до 30% возможной прибыли. Не случайно рекомендуемый процент отчислений на интересы службы безопасности составляет 25% дохода.

Чтобы тайное не стало явным

Принято различать два вида интеллектуальной собственности: промышленную (научно-техническую, технологическую) и коммерческую (деловую, финансово-кредитную) информацию. Каждая из них имеет особенности в способах использования и защиты. Сфера применения промышленной информации чрезвычайно широка: сюда могут быть отнесены открытия, изобретения, методы производства, технологии, дизайн. К промышленной информации также относятся:

• информация о научных изобретениях, патентах на стадии их разработки и оформления;

• конструкторская документация (описания, схемы, чертежи) проводимых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ;

• электронная схема какого-либо устройства;

• программное обеспечение электронно-вычислительной машины;

• рецепты приготовления блюд;

• процесс производства и др.

В отличие от промышленной информации сфера применения коммерческой информации не так обширна. Такая информация, как правило, помогает ответить на два вопроса: как планировать получение денег и как их получать. Ее предметом могут быть все свойственные данному предприятию или деловому человеку особенности, индивидуальные детали коммерческой деятельности, деловые связи, места закупки сырья и товаров, сведения о поставщиках, о предполагаемых прибылях, методика ценообразования. Обладание подобными сведениями дает фирме фору перед конкурентами. Итак, к коммерческой информации относятся:

• информация о банковских кредитах;

• сведения о заключаемых контрактах или предложениях об их заключении;

• планы сбыта продукции;

• список клиентов;

• анализ конкурентоспособности;

• система маркетинговых мероприятий;

• деловая переписка;

• заработная плата сотрудников;

• бухгалтерские и финансовые отчеты;

• информация личного характера, которая может быть использована против фирмы.

Защита такой информации целесообразна также, если Вами интересуются не только партнеры и конкуренты, но и рэкет.

Приступая к разработке плана по защите секретов фирмы, необходимо определить для себя, что отличает Ваше предприятие от фирмы-конкурента, или — чего бы не хотелось раскрывать “противнику”. При этом можно составить список имеющихся технологий и деловой информации, которую Вы намерены уберечь от “дурного глаза (уха)”. Идентифицировав информацию, можно подходить к выработке политики по защите и использованию информации фирмы. К сожалению, многие компании слишком поздно начинают заниматься вопросами защиты информации и — терпят убытки.

Естественно, когда будет составляться вышеупомянутый перечень, необходимо точно знать, что действительно принадлежит фирме, а что — кому-то еще. Нередко возникают сомнения по поводу права собственности на изобретения или новшества, внедренные сотрудниками фирмы. Ответ на этот вопрос зависит от того, что входит в обязанности сотрудника и чем он пользовался при внедрении своей идеи. Если он был нанят фирмой специально для конкретной разработки и эта идея непосредственно относится к его сфере деятельности, то она, несомненно, принадлежит фирме. В случае, когда работник предприятия работал над какой-то темой, не относящейся к кругу его обязанностей, но использовал при этом ресурсы (технические возможности, сырье), принадлежащие фирме, можно говорить о частичном праве работодателя на идею. И, наконец, если сотрудник был полностью самостоятелен в своей деятельности, право собственности принадлежит только ему.

Операция “Ы”

Для того чтобы обеспечить эффективную защиту интеллектуальной собственности, необходимо провести ее анализ. Требуется, во-первых, определить потенциальную ценность информационной собственности, во-вторых, оценить ее уязвимость (устойчивость к средствам разведки или поражения) и, в-третьих, спрогнозировать возможные угрозы. Определение потенциальной ценности информации обезопасит наиболее важные секреты, утечка которых способна нанести ущерб, значительно превышающий возможные затраты на их защиту. При этом важно установить:

• какая информация нуждается в защите?

• кого она может заинтересовать?

• какие элементы информации наиболее ценны?

• каков “срок жизни” этих средств?

• во что обойдется их защита?

Оценка уязвимости информации дает возможность выявить характерные особенности и недостатки объекта защиты, которые могут облегчить проникновение противника к секретам компании. Главный результат такой работы — выявление возможных источников и каналов утечки информации.

Подсчитать потери, которые фирма может понести в результате хищения или уничтожения интеллектуальной собственности, очень сложно. По мнению специалистов, невозможно точно определить вероятность реализации конкретной угрозы и размер связанного с ней ущерба. В зарубежных публикациях предлагается ряд методик оценки этих величин. Наиболее простая из них заключается в приписывании каждой угрозе некоей вероятности (Х), которая определяется исходя из имеющихся статистических данных. Аналогичным образом оценивается и величина предполагаемого ущерба (Y), наносимого при реализации каждой из угроз. Сумма произведений этих величин по всем возможным угрозам позволяет установить возможные потери, а тем самым и размер средств, которые целесообразно затратить на защиту.

Если Вы пришли к выводу, что та или иная информация нуждается в защите, — пора действовать. Имейте в виду, что Вы преследуете две цели — предотвратить или значительно усложнить хищение секретов и довести до сведения всех сотрудников фирмы мысли о важности конкретных секретов и мерах наказания за их разглашение. Зарубежный опыт в области защиты интеллектуальной собственности и отечественный — в защите гостайны показывает, что эффективной может быть лишь комплексная система защиты, сочетающая следующие меры:

• законодательные (использование законодательных актов, регулирующих вопросы защиты интеллектуальной собственности);

• морально-этические (выполнение правил поведения, сложившихся в коллективе, нарушение которых ведет к потере авторитета);

• физические (создание препятствий для доступа к охраняемому оборудованию и информации);

• административные (организация соответствующего режима секретности, пропускного и внутреннего режима и т.д.);

• технические (применение электронных и других устройств для защиты информации);

• криптографические (шифровка информации);

• программные (применение специальных программ для защиты информации).

Следует отметить, что не все компоненты описанной системы защиты равноценны. Чаще всего в ходу у “новых русских бизнесменов” т.н. административные и физические меры воздействия. На остальном — экономят.

Эффективную систему защиты сложно разработать и без привлечения опытных специалистов в сфере безопасности — так сказать, собственными силами. Лучше всего, если будут подобраны соответствующие кадры (иногда достаточно одного специалиста). Собственнику информации также не следует уклоняться от “боевой подготовки”, лучше быть в курсе дела и прислушиваться к советам коллег, которые непосредственно участвуют в работе.

Защитил дело — гуляй смело

Оборонять рубежи своей собственности сегодня невозможно без достижений научно-технической мысли. Благо наличие всевозможных технических систем безопасности оставляет свободу выбора. На вооружении и всегда “под рукой” надо иметь физические, аппаратные, программные и криптографические средства защиты. Все это сгодится для охраны территории, зданий, внутренних помещений, оборудования, хранилищ, складов, собственно “носителей информации”, осуществления контролируемого доступа в защищаемые зоны, воспрепятствования визуальному наблюдению, подслушиванию и фотографированию, нейтрализации побочных электромагнитных излучений и наводок, исключения возможности перехвата электромагнитных излучений средств связи, несанкционированного получения информации с помощью технических средств разведки...

Знающий руководитель службы безопасности должен уметь организовать защитные мероприятия по охране информации от наблюдения и фотографирования, подслушивания, перехвата. Чтобы обезопасить фирменные владения от чрезмерного любопытства “извне”, необходимо оптимально расположить офисное оборудование, исключив прямое или дистанционное наблюдение, применять светонепроницаемые стекла, занавески, драпировки, пленки и др. защитные материалы. Помещения лучше выбирать, обращенные окнами в безопасные зоны. Логичным выглядит использование программных средств “гашения” экранов компьютеров после определенного времени работы.

Уберечься от “слухачей” в наше время сложно, однако в любом случае следует принять меры предосторожности. К примеру, установить звукопоглощающие облицовки, специальные тамбуры дверных проемов, двойные оконные переплеты, приобрести средства акустического зашумления объемов и поверхностей (стен, окон, отопления, вентиляции), закрыть возможные каналы утечки по телефонным, электрическим сетям, системам радиокоммуникаций и охранно-пожарной сигнализации. Для особо важных переговоров необходимы специально аттестованные помещения.

Защита от перехвата побочных электромагнитных излучений и наводок сводится, в частности, к размещению источников таких излучений на максимальном удалении от границы охраняемой зоны, экранированию помещений и средств канальных коммуникаций, использованию пространственного и линейного электромагнитного зашумления, автономных телефонных систем, не имеющих выхода за территорию, установке подавляющих фильтров в информационных цепях и многому другому.

Следует иметь в виду, что окупаемость затрат на защиту собственной информации (как видите, меры технически трудоемки и дорогостоящи), во многом зависит от собственного, пусть небольшого, подразделения промышленной разведки. Универсальность технических средств защиты позволит даже в рамках проведения маркетинговых исследований получать информацию, ставящую фирму в весьма выгодные условия. В моей практике есть случаи правильного (с точки зрения обеспечения безопасности) поведения фирм, которое принесло конкретные, в том числе финансовые результаты. Так, в одном из екатеринбургских офисов специально оборудованное помещение для переговоров не только позволяло исключить работу радиозакладок и внесенных диктофонов, но и контролировалось начальником службы безопасности из его кабинета. При этом велась запись всех переговоров. Один из клиентов, пришедший со своим заместителем на переговоры о закупке большой партии продукции, под благовидным предлогом был оставлен на некоторое время в помещении. Располагающая обстановка, кофе, а также представившаяся возможность еще раз подготовиться к предстоящим переговорам вылились в краткую беседу гостей, из которой была почерпнута важная информация (о том, что пришедшие уже сделали выбор в пользу продукции данной фирмы, а не конкурентов, стал ясен перспективный план клиента по сотрудничеству, была названа реальная цена, по которой он готов взять продукцию). Безусловно, полученные данные были оперативно использованы.

В следующем номере “ДК” мы поговорим о построении службы безопасности и способах оценки конкурентных отношений.

Гротек: 65-85-73.

Легион: (34369) 2-69-60.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.