Подписаться
Курс ЦБ на 24.01
61,95
68,68
Деловой квартал / Новости / Индивидуальный предприниматель во внешней торговле - 05.10.2000

Индивидуальный предприниматель во внешней торговле - 05.10.2000

06:00   05.10.2000

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от  14.06.92 г. № 629 "О частичном изменении по-  рядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (в ред. Указа Прези

(Окончание. Начало в № 36.)

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от
 14.06.92 г. № 629 "О частичном изменении по-
 рядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2283, Указа Президента РФ от 15.03.99 № 334) 75% валютной выручки, под которой понимают все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), не позднее чем через семь  календарных  дней после поступления указанной выручки (части выручки) на счета резидента подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ через банки и другие кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют по отношению к рублю на день продажи валюты, в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ. При этом резиденты, осуществляющие возврат кредитов (займов) в иностранной валюте, полученных ими до даты подписания настоящего Указа, за счет не менее 25% средств в иностранной валюте, причитающихся им по заключенным ими или  от их имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), осуществляют обязательную продажу 50% валютной  выручки до момента выполнения резидентами своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов).
Однако, в соответствии с п.1 Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" только юридические лица осуществляют обязательную продажу  75% валютной  выручки  от  экспорта товаров (работ,  услуг, результатов  интеллектуальной деятельности) через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковских операций  в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют к рублю  (по  курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке РФ) на день (момент) продажи.
Таким образом, индивидуальные предприниматели не обязаны продавать 75% получаемой ими валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) и могут все полученные средства в иностранной валюте оставлять и накапливать на своих валютных счетах. Такое положение особенно выгодно, когда предполагается осуществлять как экспортные, так и импортные операции. Индивидуальному предпринимателю для оплаты импорта не требуется дополнительно покупать иностранную валюту, он может использовать для этих целей всю свою экспортную валютную выручку.

Импортные операции
Главным требованием валютного законодательства при осуществлении резидентами импортных операций, является необходимость оформления паспорта импортной сделки. Правила оформления паспортов импортных сделок установлены Инструкцией Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года № 30 и № 01-20/10538 соответственно. В преамбуле Инструкции ЦБ РФ № 30 сказано, что этот нормативный акт устанавливает порядок контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, осуществляемых только юридическими лицами — резидентами РФ.
Таким образом, предприниматели без образования юридического лица не обязаны оформлять паспорт импортной сделки .
Далее, в соответствии со ст.4 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые Центральным банком РФ.
Покупка и продажа иностранной валюты в РФ производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается.
Порядок приобретения физическими лицами наличной иностранной валюты регулируется Инструкцией ЦБ РФ пунктах обмена иностранной валюты, открываемых уполномоченными банками. При приобретении физическими лицами наличной иностранной валюты через обменные пункты не существует каких-либо ограничений. Другое дело — безналичная иностранная валюта. Активное проведение предпринимателями без образования юридического лица различных внешнеэкономических операций просто немыслимо без необходимости осуществления безналичных международных расчетов в иностранной валюте. Согласно п.п. "е" п.10 ст.1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" приобретение иностранной валюты относится к числу валютных операций, связанных с движением капитала. В соответствии с п.2 ст.6 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами (и физическими и юридическими лицами) в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Общим правилом проведения валютных операций, связанных с движением капитала, является то, что для этого необходимо получить специальную лицензию (разрешение) ЦБ РФ. Однако, в соответствии с п.1.16 Положения ЦБ РФ "Об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 года № 39 без разрешений Банка России осуществляются покупка иностранной валюты через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке РФ в безналичном порядке физическими лицами (резидентами и нерезидентами) за счет средств на рублевых счетах, открытых на имя соответствующих физических лиц в кредитных организациях.
Таким образом, физические лица вправе без каких-либо ограничений покупать безналичную иностранную валюту за счет средств на их рублевых счетах.
После августовского кризиса 1998 года порядок приобретения иностранной валюты резидентами на внутреннем валютном рынке был в значительной степени усложнен, однако эти изменения не коснулись физических лиц.
В соответствии с п.2 Указания ЦБ РФ от 20 октября 1998 года № 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", действие этого Указания не распространяется на операции покупки иностранной валюты на валютном рынке, совершаемые физическими лицами.
Напомним, что основными требованиями Указания ЦБ РФ № 383-У является то, что иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке и зачисленная на его специальный транзитный валютный счет, должна быть переведена Исполняющим  банком  по распоряжению резидента о переводе в соответствии с основаниями,  указанными в Поручении  на покупку,  не  позднее  7 (семи) календарных дней со дня зачисления купленной иностранной валюты на  специальный  транзитный  валютный счет резидента.
В случае, если списание со специального транзитного валютного счета резидента купленной иностранной валюты в соответствии с основаниями ее покупки на валютном рынке не осуществлено в течение 7 (семи) календарных дней со дня зачисления купленной иностранной валюты на  специальный  транзитный  валютный счет резидента, иностранная валюта подлежит обратной продаже на валютном рынке.
Другим важным требованием Указания ЦБ РФ № 383-У является то, что для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке резидент должен иметь строго определенные основания, перечень которых не так уж велик.
Основанием покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ являются:
- платежи по  договорам  об  импорте  товаров в РФ, подпадающим  под  систему таможенно-банковского валютного контроля (Инструкция Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года № 30 и № 01-20/10538) (Код 11);
- платежи по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, не подпадающим под систему таможенно-банковского валютного контроля (Код 12);
- платежи по договорам, связанным с импортом в Российскую Федерацию работ    (услуг результатов интеллектуальной деятельности) (Код 13);
- погашение основного долга по финансовым кредитам, предоставленным на срок менее 180 дней (Код 14);
- выплата процентов и прочие платежи по  финансовым  кредитам, предоставленным на срок менее 180 дней (Код 15);
- выплата процентов и прочие платежи по  финансовым  кредитам, предоставленным на срок более 180 дней (Код 16);
- выплата процентов,  дивидендов и иных  доходов  по  вкладам, инвестициям (Код 17);
- платежи по иным текущим валютным операциям (переводы неторгового характера, снятие на оплату командировочных расходов, прочие платежи, разрешенные законодательством РФ) (код 18);
- погашение основного долга по финансовым кредитам, предоставленным на срок более 180 дней (Код 21);
- платежи по иным валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании лицензий  (разрешений) и документов о регистрации Банка России (Код 22);
- платежи по  иным  валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым без лицензий (разрешений) и документов о регистрации Банка России в  соответствии с действующим законодательством РФ (Код 23);
- выплата комиссионного вознаграждения  уполномоченному  банку за осуществление операций в иностранной валюте (код 31).
На какие-либо прочие цели иностранная валюта резидентам на внутреннем валютном рынке РФ не продается.
Как мы уже сказали, действие Указания ЦБ РФ № 383-У не распространяется на операции покупки иностранной валюты на валютном рынке, совершаемые физическими лицами, поэтому индивидуальные предприниматели могут приобретать иностранную валюту на любые цели, и что самое главное, приобретенная иностранная валюта не подлежит обязательной обратной продаже в случае, если по истечении семи календарных дней с момента приобретения денежные средства не будут переведены контрагентам в соответствии с основаниями приобретения валюты. Это дает возможность предпринимателям накапливать безналичную иностранную валюту на своих валютных счетах.
На индивидуальных предпринимателей не распространяется также действие Указания ЦБ РФ от 22 марта 1999 года № 519-У "О порядке покупки юридическими лицами — резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию".
Главным требованием Указания ЦБ РФ № 519-У является то, что одновременно с перечислением уполномоченному банку, выполняющему Поручение на покупку, суммы рублей, за которую будет покупаться иностранная валюта, юридическое лицо-резидент обязано открыть в Исполняющем  банке  депозит в размере средств, перечисленных  на  покупку  иностранной  валюты.
Возврат суммы депозита осуществляется Исполняющим банком в соответствии с договором депозита после представления в Исполняющий банк заверенной нотариально либо самим юридическим лицом-резидентом копии грузовой таможенной декларации, подтверждающей ввоз товаров в РФ, а также в иных случаях, устанавливаемых Банком России.
Индивидуальные предприниматели не обязаны вносить указанный депозит при покупке иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для целей оплаты импорта товаров.
На индивидуальных предпринимателей не распространяется действие Указания ЦБ РФ от 30 декабря 1999 года № 721-У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".
В соответствии с требованиями Указания ЦБ РФ № 721-У резиденты-юридические лица при приобретении иностранной валюты для целей оплаты импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на сумму более $ 10000 США обязаны представлять в уполномоченные банки, через которые приобретается иностранная валюта, заключение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, при осуществлении импортных операций физические лица, которыми являются индивидуальные предприниматели, освобождены от обязанностей оформлять паспорта импортных сделок, вносить депозита при приобретении иностранной валюты для целей оплаты импорта товаров, а также получать и представлять в уполномоченные банки при приобретении иностранной валюты для целей оплаты импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности заключение ВЭК России об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.
На индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица не распространяется действие Указания ЦБ РФ от 12 февраля 1999 года
№ 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства".
Указание ЦБ РФ № 500-У было издано в целях пресечения нарушений валютного законодательства, совершаемых резидентами РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности; усиления контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями юридических лиц — резидентов, связанными с переводами иностранной валюты из РФ по контрактам, обладающим признаками фиктивности; сокращения утечки капитала за рубеж, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением уполномоченными банками функций агентов валютного контроля. Суть требования Указания ЦБ РФ № 500-У заключается в том, что клиенты при осуществлении платежей по внешнеэкономическим контрактам обязаны представлять в уполномоченные банки документы, на основании которых осуществляются валютные операции. Полученные от клиента документы должны помочь уполномоченному банку как агенту валютного контроля выявить готовящиеся или совершаемые валютные правонарушения. Можно сказать, что любая внешнеэкономическая операция, хотя бы немного отличающаяся от стандартной покупки товаров, должна привлечь внимание контролирующих органов.
Подводя итоги, можно сказать, что использование при проведении внешнеэкономических операций индивидуальных предпринимателей  без образования юридического лица позволяет обеспечить максимальную конфиденциальность сделки, значительно упростить процедуру приобретения иностранной валюты, а также приобретать и накапливать иностранную валюту для запланированной внешнеторговой операции заранее, по более выгодному курсу. n

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.