Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

High season

Справка. Бузько С.М. Закончил УрГУ, химический факультет. Работал на Кировградском медеплавильном комбинате, затем первым секретарем Кировградского горкома ВЛКСМ. В Свердловске — заместителем пред

Сергей Бузько, директор фирмы «Мир»: «Мы раскладываем пасьянс, и турист — участник игры под названием «поездка» Туристический аскетизм, взлелеянный в мрачных недрах соцлагерей, подогрел жажду народа к путешествиям. «Точка кипения» пришлась, очевидно, как раз на падение железых занавесов, и — плотину прорвало. В турбизнес, взлетевший на волне спроса на невиданные высоты, бросилось грандиозное число «искателей сокровищ». И до сих пор рынок туристических услуг, уже (местами) справившийся с эйфорией и обретающий стабильность, остается одним из противоречивых, сложных и ... непредсказуемых. Тем интересней взгляд на этот бизнес «изнутри». Наш сегодняшний собеседник — Сергей Михайлович Бузько, генеральный директор екатеринбургской турфирмы «Мир».

Справка.

Бузько С.М. Закончил УрГУ, химический факультет. Работал на Кировградском медеплавильном комбинате, затем первым секретарем Кировградского горкома ВЛКСМ. В Свердловске — заместителем председателя БММТ «Спутник», с 1991 года — директор турфирмы «Мир», профиль — международный туризм.

Из справочника «Кто есть кто на Среднем Урале».

 

— Фирма «Мир» сегодня многими признается одним из «китов» уральской туристической элиты. В то же время за плечами «Мира» нет многолетнего опыта монопольного владения туристическим пространством, как у других «грандов» — «ЕврАзии», «Спутника». Вы начинали в условиях уже складывающейся рыночной конкуренции, которая теперь стала просто жесточайшей...

— По официальным данным, в нашей области около 200 фирм, чья деятельность в той или иной степени касается туристической сферы. Даже в плодовитой на туруслуги Москве подобных агентств на душу населения, наверное, меньше. Другое дело — реально и качественно работают на уральском рынке от силы 20 структур. Но это — отдельный разговор...

«Мир» со времен основания не был государственным образованием, учредители фирмы — физические лица, ее работники. Надо сказать, официальный статус, владение фирмой для нас — достаточно номинальная вещь. Мы начинали дело с целью удовлетворения личных профессиональных амбиций — сделать действительно качественный турпродукт (а это до сих пор — определенная ниша на рынке), создать мощную, надежную и авторитетную туристическую компанию. Я считаю, во многом это удалось. В 1995 г. «Мир» вывез за рубеж более 6 тыс.туристов — вдвое больше, чем в предыдущем году. Оборот фирмы вырос на 40% Сезон-96 обещает неплохие перспективы продаж: думаю, на уровне 7 тыс.туров. У нас постоянные контакты с зарубежными партнерами в 24 странах мира, около 50 собственных программных маршрутов. Изначально мы делали ставку на продажу ярких исключительных впечатлений, было интересно предложить туристу нечто, чего не найти у других фирм. Кстати, именно «Мир» открыл для уральцев экзотику Юго-Восточной Азии: Филиппины, Гонконг, Сингапур. Индивидуальный отдых и сейчас — одно из главных направлений работы фирмы.

— Ваш опыт работы в системе советского (комсомольского) туризма пригодился?

— Екатеринбургский «Спутник» в свое время при глухой блокировке центра сумел пробить брешь в жестко зарегламентированном туризме. В 1986 г. в закрытый для иностранцев Свердловск мы привезли группу ирландских журналистов — сплошь «разведчиков» и «шпионов», по тем-то временам. Понятно, сейчас правила игры другие. Надо «пробивать» место под солнцем, но одни старые связи, «блат» здесь погоды не сделают. Нужен профессионализм.

Кстати, бытует железное мнение, что в туризм подались чуть ли не одни бывшие комсомольские работники, которые остались не у дел, а ничего «серьезного» не умели. Да будь они хоть вождями племени Мумба-юмба, без знания предмета, честности с клиентом, рыночной интуиции — ничего у них в этом сложнейшем бизнесе не получится. Рейтинг себе можно купить, репутацию — никогда. Между прочим, был конкретный случай, когда одна екатеринбургская фирма предлагала участие в подобном денежном рейтинге: плати $ 4 тыс. неучтенкой, и ты на первом месте. Слава богу, у наших коллег по бизнесу хватило мудрости не участвовать в таком «мероприятии».

— Какие методы конкуренции и способы борьбы за денежные знаки сегодня в ходу среди местных турфирм? Все ли чтут туристический кодекс?

— Хотя в целом я достаточно высоко оцениваю уровень «уральской школы», многое просто изумляет. Например, многочисленные предложения турфирмами со страниц печатных изданий так называемой визовой поддержки или продажи авиабилетов. Официально продавать билеты в Екатеринбурге имеет право только одна фирма — БМТ «Спутник». Ни одно посольство не делает визы без приглашения, а обещают таковые на каждом шагу. Я уже не говорю о работе без лицензий (масса примеров). Ничего не имею против перепродажи московских туров (для некоторых фирм это хлеб), но кто Вам поручится, да еще собственными деньгами, за далекого столичного «дядю»? По этой причине «Мир» принципиально не имеет дела с московскими посредниками. У некоторых своих, уральских фирм — того же «Спутника», «Евразии» — купить разработанный маршрут можно: качество их турпродукта не вызывает сомнений. Ненормальная, с точки зрения экономики просто абсурдная ситуация у нас с разделением продавцов услуг на туроператоров (оптовиков, разрабатывающих свои продукты) и турагентства (розничных продавцов): первых больше, чем вторых. Все рвутся в туроператоры, большинство фирм совмещает эти две функции, тогда как во всем мире между ними — четкий водораздел. Туроператоры не продают туры сами, а реализуют их через сеть агентов. Рано или поздно, и мы должны к этому прийти. Как, впрочем, и к идее объединения фирм для решения некоторых общих задач.

— Речь идет об Уральской ассоциации туризма?

— Да, в конце июня зарегистрирована такая некоммерческая организация. Причина ее появления не в желании «монстров» вновь монополизировать рынок — это уже невозможно. Среди целей — помощь небольшим фирмам и новичкам в развитии бизнеса (консультационная, методическая), повышение качества предоставляемых услуг, вытеснение с рынка нелицензированных фирм, защита прав потребителей от услуг недобросовестных фирм и самих туркомпаний — от покупательского экстремизма. Членство в ассоциации должно стать своеобразным «знаком качества» (сейчас уже 15 фирм входят в Ассоциацию). Мы работаем над созданием некоего морального кодекса турфирмы — конечно, это не уставный документ и не директива «сверху», а определенный свод правил. В конце концов, сколько можно смотреть на всех нас как на жуликов? Сильные турорганизации способны поддерживать местную сферу услуг (гостиницы, рестораны, транспорт, театры), городское хозяйство — пополняя бюджет налогами, создавать рабочие места. Авиакомпании держатся «на лету» в основном за счет международных рейсов и чартеров.

Вот еще один «плацдарм» для кооперации — чартерные блоки. Многие работники «туристического цеха» уже оставили единоличные амбиции — «я — заказчик чартерного рейса, и это круто». Чем гонять полупустые самолеты и терпеть убытки, выгоднее взять квоту мест у другой фирмы. «Мир» поддерживает испанское направление турфирмы «Гринекс», работает «в связке» с «Явой-тур», «Спутником», «Евразией» по Кипру и Анталии.

Пропасть поодиночке легче. Увы, на имидж и деятельность турфирм могут орицательно влиять обстоятельства, от конкретного турагентства не зависящие. Это ценовой диктат авиаперевозчиков, невозможность без взятки получить аккредитацию при иностранных посольствах, в результате чего многие вынуждены перекупать визы у «жучков» втридорога. А расплачиваться-то крайнему, т.е. туристу. По-прежнему некоторые консульства практикуют вызов соискателей виз на собеседование (а это немалые деньги на дорогу). При этом отрицательный исход «дела» бывает предопределен заранее. Многие страны панически боятся нежелательной «русской» имиграции. Особо «свирепствует» консульство Великобритании, есть сложности с визами в США, Францию, Японию.

— Наверняка даже мощные, прочно «застолбившиеся» на рынке турфирмы не может не беспокоить экспансия на Урал московских и зарубежных турпредставительств («Москва-тур, «Соль-тур») и возникновение местных «образований» нового типа, за чьей спиной стоят крупные капиталы («Интурист-Екатеринбург», учредители которого — «Атомпромкомплекс» и банк «Северная казна»)?

— Вторжение извне вредно для региональных рынков. Деньги уходят из территории, крутятся в Москве. Появление «карманных» агентств пока нельзя назвать явлением. Я, возможно, тоже порадовался бы, если бы моим партнером стал серьезный финансовый институт. При условии — делить не только прибыль, но и риск.

— Каков уровень рентабельности этого бизнеса?

— Впечатление о золотом туристическом Клондайке обманчиво. Финансовые схемы, по которым работают турагенты, продающие «готовые к употреблению» маршруты, предполагают комиссионные в размере 5-10%. Если это какая-то стандартная, обкатанная собственная программа, прибыль с тура — $ 15-75. Это «грязными».

За то, чтобы успешно работать, тоже нужно платить. Иметь высококлассный (а значит, дорогостоящий) персонал, средства коммуникаций, выход на терминалы международных систем бронирования билетов и мест в отелях, возможности для «производства» своих туров и проч., проч.

— Давайте перейдем от «общего» к «частному». Как фирма «Мир» подходит к выполнению главной своей функции — «экспорту» туристов и продаже особого товара — отдыха?

— Потребитель этого товара сегодня похож на известного сказочного персонажа, который стоит на распутье. Налево пойдешь — неправду найдешь, направо пойдешь — деньги и паспорт потеряешь, прямо пойдешь — может быть, и найдешь (улетишь, отдохнешь). Вот он приходит к этому большому камню по имени «турфирма», терзаемый проблемой выбора.

Наша система продаж строится на нескольких «китах». Во-первых, имиджевая деятельность и рекламная активность. Мы достаточно ценим свое имя, чтобы его покупали просто так (а уж «отработать» доверие клиента — наша задача). На производство и прокат рекламных роликов (их уже более 10) «Мир» расходует большие суммы. И это дает свои плоды — фирму знает в городе, наверняка, каждый. Второе: приглашение человека на разговор с нашим туроператором и индивидуальная работа с ним. Мы отказались от консультаций по телефону. Если кто-то серьезно рассчитывает купить тур заочно, по телефону — это паранойя. Вот типичный звонок: «Сколько стоит ваша Италия на 7 дней?». — Какая Италия: северная, южная, Флоренция, Венеция, Рим? С каким размещением, на каком этаже отеля, как далеко от моря? Или сразу начинают разговор так: «В чем дело, почему у вас Турция стоит $ 2200, а у того-то $ 600?» Потому что это вилла с высочайшим уровнем сервиса.

Мы предоставляем человеку самый подробный информационный пакет по каждому направлению, включая видеоматериалы (около 100 кассет). О предстоящей поездке можно узнать все: сколько стоит кружка пива в баре и на улице на углу, какое дорожное движение — право-, левостороннее, аренда автомобиля, когда лучше перелететь в другую страну на самолете (в США, например, вечерний тариф — ниже)... Еще один фирменный принцип — откровенность с клиентом. К инвестициям в отдых надо относится уважительно. Допустим, Вы выбрали тур, в котором все есть — и теннисный корт, и джакузи, и дискотеки до упаду, и беспалтные вечерние коктейли, но вот, говорим, море мутновато. Зато на другой части острова вода идеальная...

Да, у нас есть самая дешевая Италия, которую только можно найти, но мы не рекомендуем туда ехать. Там неплохой «двухзвездник», но он стоит на отшибе, на пустыре. Решайте сами, иметь или не иметь. Мы раскладываем пасьянс, и турист участвует в игре под названием «поездка».

Кстати, «заодно» порой при

ходится заниматься туристическим ликбезом. У людей плохо с географией. Большинство до сих пор искренне считают Анталию страной. Когда мы начинали «продавать» Маврикий и Сейшелы, частенько слышали примерно следующее: «У меня нет денег поехать на Маврикий, но скажите, где это?» В фирме «Мир» перестали объяснять клиентам смысл загадочных понятий «пансион» и «полупансион» — во всех сопроводительных инструкциях к поездке значатся завтраки, обеды и ужины. Слово «трансфер» оказалось для некоторой части народа вообще непостижимым...

В любом случае мы стремимся достичь в своем деле простой истины — чтобы цена соответствовала качеству, а качество — цене. К слову, контрольные органы обязывают нас теперь сертифицировать любой маршрут. Такое требование нашего замечательного Госстандарта выглядит странным: а если программа уже состоит из сертифицированных сегментов? Полный абсурд — сертифицировать тур с отелем «Палас» в Париже или просить у российских чиновников разрешения посетить Эйфелеву башню!

— Сейчас почти каждая турфирма заявляет о своем намерении послать клиента... куда подальше. Действительно ли спрос на элитный и экзотический отдых так велик?

— Любая фирма в любой стране старается предложить на десерт что-нибудь эдакое, и,конечно, заполучить туриста класса VIP (very important person). Экзотические путешествия — любимый «конек» «Мира», ежегодно продается около 200 дорогих индивидуальных туров.

VIP видно издалека. Он уже поездил, повидал, ему надо все по максимуму — от встречи лимузином до определенного оттенка обоев в шикарных аппартаментах. Понятно, что отношение к такой клиентуре особое: как говорится «цветы даме, дитям мороженое», наши поздравления с днем рождния, если он пришелся на время поездки, и т.д. Некоторые «дорогие» туристы становятся нашими постоянными клиентами, причем выбирают всегда отдых с изюминкой. Некоторые уже столько поездили, что впору спрашивать второй глобус. Один турист ездил на остров Момбаса (Кения). Кстати, поймал там 100 кг тунца. Другой, очень состоятельный человек, ищет нестандартные варианты. Иногда вся фирма работает на его программу. В последний раз он поехал с сыном в верховья Амазонки, в дичь и глушь, ловить пираний. Мы даже «организовали» им настоящую индейскую пирогу, которая должна была «вписаться» в местный колорит... Что касается наших частых гостей, в планах — образовать нечто вроде «клуба друзей «Мира», ввести «золотую карту» для постоянных клиентов, систему прогрессивных скидок на наши основные турпакеты.

— В нынешнее «президентское» лето наши политические астрологи пророчили небывалый туристический выездной бум. Свершилось?

— Да нет. Мы еще раз убедились, что подобные прогнозы заказаны. В этом сезоне, даже точнее, в предвыборные недели, выехавших за рубеж оказалось даже меньше, чем в это время год назад. Политика повлияла на ситуацию с точностью до наоборот: люди опасались уезжать, оставляя в стране собственность, работу и т.д. Еще больше экономических причин — народ в этом году зарабатывает меньше денег.

— Сергей Михайлович, если можно, немного о Ваших личных открытиях мира (на сей раз употребляю это слово без кавычек). Где любите бывать, как отдыхать?

— Нельзя сказать, что я безумно устал от загранкомандировок.Действительно, в рабочих поездках бывает много деловых встреч и мало свободного времени, но человек я эмоциональный, и каждая страна для меня действительно открытие. Самозабвенно люблю Юго-Восток. Сингапур — удивительное, фантастическое место. Каждый раз я обязательно бываю там на торговой улочке Local Street (еще одно название — «Ньютон Серкус»). Вроде бы нет ничего особенного — обычные лавки, ночной базарчик, китайцы, которые готовят безумно вкусных и дешевых креветок, осьминогов, лобстеров и еще бог весть каких морских чудищ. Там простой народ, но на этой незатейливой улочке можно встретить и работника аппарата премьер-министра Сингапура, и заезжих знаменитостей.

В том же Сингапуре еще в 90-м году со мной случилась поучительная история. Перед вылетом в Шереметьево-2 мы с коллегой, переводчиком, купили отечественные сигареты «Новость»(я, к сожалению, курю). Прилетели в Сингапур, дальше надо было лететь на остров Лангкави, на северо-запад Малайзии, осматривать отели. Сидим в славном аэропорту Чанги, курим. Вдруг вокруг нас начинает кругами ходить полицейский, принюхиваться, и бросается со словами: «Ага, курите наркотики, марихуану!». Мы, конечно, струхнули: по местным законам, за употребление и торговлю наркотиками — ни больше ни меньше — смертная казнь. Чудом удалось убедить полицейских, что это фабричные, московские сигареты. Запах-то, действительно, дурманящий, табак низкосортный — настоящая травка! Мораль: лучше не курить, а еще лучше — всегда изучать особенности той страны, куда собираешься. На всякий случай и здоровья для.

— В телевизионных рекламных клипах вашей фирмы, которые горожанам запомнились, присутствует сквозной персонаж — черепаха-путешественница. Почему черепаха-то? Не лягушка какая-нибудь?

— Черепаха, как известно, мудрое животное. Она хоть медлительна, но спешит. Увидеть мир.

 

 

Турфирма «Мир»

ул.Степана Разина,31

тел. 22-90-56

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.