Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Финансовая олигархия в России

История вопроса: создание «запасных аэродромов» В Советском Союзе правящий класс (или элита) назывался «номенклатурой». В этом смысле вся советская элита была партийной, то есть политическ

В 1995 г. в России шли два противоположных процесса: в политике продолжали укрепляться демократические механизмы формирования властных структур; в экономике происходила концентрация финансового капитала на фоне промышленного регресса. Результаты: а) демократические процедуры обеспечили победу на выборах антидемократов; б) контроль над экономикой оказался в руках финансовой олигархии.

История вопроса:

создание «запасных аэродромов»

В Советском Союзе правящий класс (или элита) назывался «номенклатурой». В этом смысле вся советская элита была партийной, то есть политической. Внутри номенклатуры были две основные группы: партократы (партийно-комсомольские функционеры) и технократы (хозяйственники, министры, директора).

Во время перестройки номенклатура раскололась на политическую и экономическую элиты. По данным исследований, проводимых сектором изучения элиты Института социологии РАН, более 75% политической и 61% бизнес-элиты — выходцы из старой советской номенклатуры. Новая политическая элита состояла главным образом из бывших партийных и советских работников, а новая экономическая элита рекрутировала кадры из комсомольцев и хозяйственников.

В период с 1987 под 1990 гг. в СССР складывался стихийный рынок, незначительно контролируемый государством. В этот период было возможным проникновение в бизнес-элиту случайных людей (т.н. self-made-men). Но тогда же закладывались первые кирпичи в создание класса «уполномоченных», который является базой сегодняшней финансовой олигархии.

«Пробу пера» было поручено сделать комсомольцам, которые и стали первыми «уполномоченными». Именно они в 1987 г. приступили к «строительству капитализма». Первым видом «номенклатурного бизнеса» было оналичивание денег. Для этого вида финансовой деятельности были созданы специальные структуры — ЦНТТМ, ставшие локомотивами «комсомольской экономики» (а заодно и инфляции). Постепенно сфера деятельности «уполномоченных» расширялась — в нее входили шоу-бизнес, международная торговля и туризм.

Приватизация государства государством

Когда модель номенклатурного (то есть государственного) капитализма вчерне была опробована, власти сказали комсомольцам «спасибо» и принялись за дела помасштабнее. Началась приватизация государства государством (в лице его чиновников), которая в основном была закончена еще до объявления о массовой приватизации.

В этот период (с 1988 по 1993 г.) на месте министерств были созданы концерны, на месте госбанков — комбанки, на месте госснабов и торгов — биржи, СП и крупные торговые дома.

Этот латентный этап приватизации выглядел так: министерство упразднялось, на его обломках создавался концерн в виде акционерного общества (в том же здании, с той же мебелью и теми же кадрами); министр уходил в отставку; контрольный пакет акций переходил в руки государства, остальные акции распределялись между руководством министерства; главой концерна становилось, как правило, второе или третье лицо упраздненного министерства. Так появился на свет знаменитый «Газпром».

Иногда на базе финансового управления министерства создавался коммерческий банк, председателем правления которого становился бывший начальник финуправления министерства (или его зам.). Так было с Нефтехимбанком, Промрадтехбанком и другими «отраслевыми» банками.

Но большая часть крупных банков была образована с помощью приватизации отделений бывших спецбанков. Из семейства промстройбанков выделились Промстройбанк РФ, Промстройбанк Санкт-Петербурга, Московский индустриальный банк, Московский межрегиональный комбанк и сотни других. Из семейства жилсоцбанков вышли Мосбизнесбанк, Уникомбанк, КБ «Мурман», Свердлсоцбанк и др. То же самое произошло и с системой агропромбанков.

Кроме отраслевых и бывших спецбанков, на этом этапе приватизации были созданы так называемые «новые банки»: Инкомбанк, Менатеп, Кредобанк, Столичный и др. Уже при своем создании эти банки были «уполномоченными», и их капиталы в значительной степени имели государственное происхождение.

Приватизация советской распределительной системы закончилась созданием «комсомольских» бирж (МБТ, МЦФБ и др.), множества совместных предприятий («Диалог», «Перестройка» и др.) и крупных торговых домов.

Класс уполномоченных

Первый период приватизации происходил достаточно безболезненно и организованно. Внимание государства было приковано к эффективному обмену власти на собственность. Кроме прямой приватизации (как, например, это происходило со спецбанками), происходило и как бы спонтанное создание коммерческих структур, непосредственного отношения к номенклатуре вроде бы и не имевших. Во главе таких структур появлялись молодые люди, изучение биографий которых никак не наводило на мысль об их связях с номенклатурой. Однако их головокружительные финансовые успехи объяснялись только одним — не будучи сами «номенклатурой», они были ее доверенными лицами, «трастовыми агентами», иначе говоря, — уполномоченными.

Постепенно это слово все шире входило в оборот и стало применяться официально: для закрепления особой привилегии — обслуживать государство. Если раньше — в советское время — привилегии носили «денежно-вещевой» характер (дача, машина, ателье, продукты), то самой большой льготой 90-х годов в России стало разрешение заниматься такой коммерческой деятельностью, которая приносила сверхприбыли. То есть разрешение быть богатым. Основными представителями нового класса были спецэкспортеры и уполномоченные банки. Именно им было разрешено становиться крупными, концентрировать капиталы, получать наивысшие прибыли.

В экономике произошел раскол на «уполномоченный сектор» и остальные отрасли. Уполномоченными стали экспортные отрасли (нефть, газ, металлы, лес и некоторые другие) и финансовые институты. Практически каждая приоритетная отрасль имела своего политика-куратора: ТЭК — Черномырдина; металлы – Сосковца; экспортно-импортная торговля — Давыдова; финансы — Геращенко.

Постепенно практика внедрения института уполномоченных распространилась и на территории. Первой «территориальной олигархией» стала так называемая Московская группа (холдинг Мост-группы, строительные, торговые и финансовые учреждения) под кураторством столичного мэра Юрия Лужкова. Затем тот же процесс начался в регионах.

Некогда могущественные директора ВПК, оставшиеся на обочине российского капитализма, приложили немало усилий для образования своего лобби. Но провал на выборах их политических структур во главе с Вольским и Скоковым еще раз продемонстрировал, что их время уже прошло (или еще не настало).

Попытку объединиться предприняли и неуполномоченные банки, создав свою ассоциацию для лоббирования.

Спонтанный рынок

Пока в России шла перестройка, в экономике происходили не только плановые, но и стихийные процессы: промышленность деградировала, в бизнес проникали ловкие представители «плутократии», которые по недосмотру иногда добивались столь впечатляющих успехов, что становились народными героями. Но стихия есть опасность, и со стихией стали бороться. Нуворишам просто «перекрывали кислород» — в экономическом смысле. Таким образом, рынок достаточно быстро начал очищаться от самодеятельных бирж (вспомним гремевшую некогда «Алису»), от МММ-образных структур и от мелких банков. Главными действующими лицами стали структуры либо «уполномоченные», либо мафиозные (которые к «официальному кислороду» проявляли равнодушие).

В то же время реальный сектор экономики в России стагнировал. Борьба с монополизмом в промышленности привела к раздроблению гигантских производственных объединений, к разрывам технологических цепочек. На каждом таком разрыве образовывались фирмы-посредники. Эти посреднические фирмы были представлены, как правило, частным капиталом и находились в положении более процветающем, нежели сами производители. Вероятно, они и есть зародыш того среднего класса, о котором так мечтают западные политологи.

Концентрация капитала

Общим местом в наших экономических статьях стало утверждение, что в России происходит этап первоначального накопления капитала. Его ввели усердные читатели Маркса, но не усердные исследователи отечественных реалий. Если внимательно проанализировать ситуацию России 90-х, то обнаружится, что «первоначальным накоплением» занимались только физики-неудачники, решившие стать брокерами, или инженеры-технологи, переквалифицировавшиеся во владельцев ларьков и торгово-закупочных кооперативов. Их этап «первоначального накопления», как правило, заканчивался покупкой акций «МММ» с известным результатом и редко перерастал в этап «вторичного накопления».

«Уполномоченный сектор» экономики не нуждался в «первоначальном» накоплении. Российская экономика в качестве своего первого этапа имела не «накопление капитала», а период проб и ошибок, перегруппировки сил. И закончив этот этап, перешла сразу к концентрации капитала.

Финансово-промышленные группы

Юридически концентрация капитала получила выражение в холдингах или финансово-промышленных группах (ФПГ). Одни ФПГ («официозные») создавались «сверху», на базе объединения ряда промпредприятий, связанных технологической цепочкой или региональными узами. Они мало похожи на нежизнеспособные рыночные организмы.

Были и другие ФПГ («холдинговые»), созданные по инициативе промышленных гигантов. Так, «Газпром», ЛУКойл, ВАЗ становились учредителями финансовых структур для нужд собственного обслуживания. Собственные банки созданы холдингами «Альфа-груп» и «Группа Мост».

«Настоящие» — ФПГ («империи») создавались крупными банками по их собственной инициативе. Экспансия крупных банков имела финансовое и промышленное направления. Сначала агрессивные уполномоченные банки открывали филиалы в регионах, потом (во время кризиса МБК и после) поглощали другие крупные и средние банки, входили в разнообразные консорциальные связи друг с другом. В сфере промышленности их действия сводились к покупке акций промпредприятий — своих клиентов; к массовым скупкам акций перспективных предприятий (спецэкспортеров или производителей импортозамещающей продукции).

«Официозные» ФПГ вряд ли встанут на ноги в ближайшее время. «Холдинговые ФПГ» слабы тем, что их банки являются, по сути дела, лишь расчетными кассами ограниченного круга клиентов — структурных подразделений холдинга. Так, «Альфа-банк» создан для обслуживания «Альфа-Капитала», «Альфа-эко» и «Альфа-эстейт». ФПГ третьего типа являются действительно потенциальной силой российского рынка.

Империи

«Империи» начали создаваться уже в 1992 году. Тогда крупные московские банки стали осторожно покупать акции промышленных предприятий. Однако дело казалось маловыгодным, так как акции покупались чаще всего для последующей продажи. Но постепенно стали заметны действия некоторых банков действительно инвестиционной направленности.

Контент-анализ прессы свидетельствует, что к началу залоговых аукционов осени 1995 г. в России образовались следующие гигантские ФПГ типа «империй»:

- «Холдинг промстройбанков» (более 20 юридических лиц),

- «Империя Внешторгбанка»,

- «Империя Менатепа» (около 60 юридич. лиц),

- «Империя ОНЭКСИМбанк-МФК» (более 30 юридич. лиц),

- «Империя Российского кредита» (более 30 юридич. лиц),

- «Империя Инкомбанка» (около 30 юридич. лиц),

- «Империя Моста» (42 юридич. лица).

Из этих семи «империй», порожденных банками, две — Внешторгбанк и Промстройбанк — представляют интересы государства. Остальные пять — крупнейшие среди уполномоченных. Именно эти банки стали основными конкурентами на залоговых аукционах, на которых произошел передел крупной собственности в России. Победили ОНЭКСИМбанк со своими партнерами и Менатеп — со своими.

После этого расстановка сил в банковском мире существенно изменилась. На финансовом рынке образовалась «высшая лига», представленная тремя командами — государством, ОНЭКСИМбанком и Менатепом.

Остальные банки перешли в «первую лигу», так как они либо проиграли (как «Российский кредит, Инкомбанк и Альфа-банк), либо оказались младшими партнерами в командах лидеров.

Государственный капитализм

В России к 1996 г. сложилась экономика, отличающаяся следующими чертами:

- она базируется на крупных финансово-промышленных группах с превалированием финансового капитала над промышленным;

- ее основу составляет класс «уполномоченных», или крупных собственников, которым государство поручило развитие рынка;

- она функционирует при отсутствии равных для всех возможностей «делать деньги».

Подобную систему хозяйствования Ленин назвал когда-то «государственным капитализмом». Но у ленинской модели было слабое место: во главе коммерческих структур России 20-х годов пролетарские власти вынуждены были ставить «буржуазных дельцов», за которыми требовался «строжайший государственный контроль, вплоть до расстрела».

Современный государственный капитализм сам вырастил «дельцов», породив из своих недр класс уполномоченных.

Бизнес-элита и

политическое status quo

В сегодняшней России экономическая элита — это закрытая группа людей, которая контролирует крупные капиталы и отрасли промышленности с разрешения властей. Self-made-men’s вытеснены в средний и мелкий бизнес. Такое государственное устройство философы называют олигархией, то есть властью немногих.

Олигархия в России складывалась в условиях регресса промышленности и прогресса финансовых институтов. Концентрация капиталов происходила при лидирующей роли банков. Поэтому сложившаяся олигархия является прежде всего финансовой. В сферу ее объективных интересов входит сохранение экономических привилегий как основы получения прибыли. Это обуславливает ее стремление к политической стабильности и, следовательно, к ограничению демократии, так как демократия есть форма правления, главной слабостью которой является трудность поддержания порядка.

Экономические интересы новой российской бизнес-элиты детерминируют ее базовые политические ценности. Это:

Государственность — стремление к сильному, централизованному государству. Финансовый (то есть московский) крупный капитал заинтересован в высокой степени концентрации, что возможно при сильной центральной власти.

Патриотизм, в основе которого лежит протекционизм, — политика привилегий для отечественного предпринимательства.

Гражданский мир и согласие, так как только при спокойном и довольном населении возможна политическая (а следовательно, и экономическая) стабильность. Крупный бизнес объективно заинтересован в повышении уровня жизни населения, в борьбе с преступностью.

Монополизм всегда был присущ экономике Российской империи (особенно в советский период). В большой стране органично развивается лишь крупное производство. На наших глазах опять происходит укрупнение хозяйственных структур, идет естественный рост финансово-промышленных групп, холдингов.

Их развитие влечет за собой не только обогащение горстки предпринимателей, но и создание высокооплачиваемых рабочих мест, внедрение новых технологий, улучшение обслуживания. Чем богаче банки, тем больше они инвестируют в отечественную промышленность, способствуя ее подъему. Но процветание элиты не означает благополучие народа.

Давней проблемой России было отсутствие консенсуса между властью и ее подданными. Элита склонна замыкаться в своем эгоизме, думать только о своем обогащении. Для того чтобы этого не происходило, необходимы демократические механизмы волеизъявления народа. И власть обязана прислушиваться к мнению простых людей. Даже если эти люди на демократических выборах заявляют, что они не хотят демократии.

 

По материалам газеты «Известия», №4 1996 г.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.