Подписаться
Курс ЦБ на 19.10
63,95
71,12
Деловой квартал / Новости / «Этот протест — он не против храма. Это проявление захвативших мир антиэлитных ...
«Этот протест — он не против храма. Это проявление захвативших мир антиэлитных настроений»
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«Этот протест — он не против храма. Это проявление захвативших мир антиэлитных настроений»

Самое читаемое
  • «Отец сказал: я хочу, чтобы ты зарабатывал сам. И предложил идею», — Тимофей Алтушкин «Отец сказал: я хочу, чтобы ты зарабатывал сам. И предложил идею», — Тимофей Алтушкин
    43 508
  • В Екатеринбурге назревает еще один религиозный скандал В Екатеринбурге назревает еще один религиозный скандал
    35 598
  • В Екатеринбурге напали на банк. Есть жертвы В Екатеринбурге напали на банк. Есть жертвы
    27 392
  • «Мы, дети 90-х, научились игнорировать страх. И мы выжили. Но мир по-прежнему опасен» «Мы, дети 90-х, научились игнорировать страх. И мы выжили. Но мир по-прежнему опасен»
    8 822
09:03   09.04.2019

«Почему, собственно, храм будет сердцем города? Как мы сейчас живем без сердца, и живем, в общем-то, неплохо? Как-то обидно за всех святых сразу, которые то ли печенью оказались, то ли желудком».

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— В воскресенье противники строительства храма святой Екатерины в сквере у Театра драмы ответили на молебен — провели «перекличку», старые добрые «обнимашки» с новым названием.

Пришло около 3 тыс. горожан, меньше, чем на молебен, где было 8 тыс., но и мобилизационные возможности у противников и сторонников строительства разные, можно зачесть ничью. И отметить, что наша маленькая городская гражданская война, казавшаяся потухшей и протухшей после переезда невидимого храма с одного берега пруда на другой, вспыхнула с прежней силой. За что большое журналистское спасибо сторонникам строительства, еще никогда заповедь «не кормите тролля» не была нарушена с таким энтузиазмом.

Почему отказались от красивой идеи строительства храма на насыпном острове, нам толком не объяснили, и сложилось впечатление, что отступление на земную твердь — это уступка «обнимашкам», то есть власть к протестующим прислушалась и их требования удовлетворила со всем почтением. Городская дума перевела землю под будущим храмом в нужную категорию, какой-то хилый протест у сквера потоптался, но, казалось, все наконец-то поняли, что в большом веселом городе всегда найдется сколько-то человек, готовых ввязаться в любую движуху.

Все, стройте уже, сколько можно елозить проектом храма по карте города.

Но тут кому-то пришла в голову свежая мысль: сделать то, чего ждали от церкви с 2010 года, показать, что верующих, выступающих за храм, больше, чем протестующих против его строительства, и вступить с противниками в дискуссию. Еще раз большое журналистское спасибо этому доброму человеку.

«Антихрамисты» долго тыкали в «храмовников» метафорическими палками, провоцируя на дискуссию, но «храмовники» хранили молчание, которое ошибочно казалось мудрым. Они и на самом деле не обязаны никому ничего доказывать, их позиция должна сводиться к трем тезисам:

  1. Мы хотим храм.
  2. Мы имеем полное право его строить.
  3. Те, кому, это не нравится, идут в ж.пу имеют полное право протестовать.

Все эти «зачем вам храм», «зачем вам храм в центре, где их и так много», «почему вы строите храм, а не детский сад/метро», «почему вы не строите храм на окраине», «почему вы не восстанавливаете разрушенные храмы в глубинке» — это смесь троллинга с глупостью (в том случае, если подобные вопросы задаются всерьез).

Замените «храм» для понятности на «торговый центр» и получится: строю ТЦ, потому что хочу ТЦ и имею разрешение на строительство; строю в центре, потому что хочу в центре; сколько будет посетителей — моя проблема, и см. выше пункт №3.

Пока открывали рот только противники храма, мы могли наслаждаться враньем и сдохшей логикой. Для начала, после второго переноса верить в то, что противники храма — не противники храма, а защитники последовательно: площади Труда, городского пруда, а теперь сквера, решительно невозможно. Когда противники говорят об уничтожении сквера, то есть ВСЕГО сквера, можно понять преувеличение в полемическом задоре: «Мы против уничтожения ЧАСТИ сквера» звучит как-то не задорно. Но зачем врать, что с набережной что-то может случиться? Штаб Навального пишет, призывая на «Перекличку»: «И, конечно, приходите, если выступаете за сохранение… набережной городского пруда». Что набережной угрожает, кроме ремонта?

Теперь давайте посмотрим на защищаемый сквер.

«Этот протест — он не против храма. Это проявление захвативших мир антиэлитных настроений» 1

И чего, собственно, мы «лишимся»? Как этот сквер используется сейчас? Мы идем МИМО сквера, по набережной или по ул. Ельцина, в Ельцин-центр и обратно. Ну, будем идти не только мимо деревьев, но и мимо церкви, визуального разнообразия добавится. Погулять среди зелени? У нас хватает именно что парков, где можно именно гулять. Полежать на травке в обеденный перерыв в те редкие дни, когда не промокнешь или не примерзнешь? Так и травка не вся будет застроена, останется где поморжевать полежать, посмотрите, как это сверху выглядит.

«Этот протест — он не против храма. Это проявление захвативших мир антиэлитных настроений» 2

Фото: Яндекс-карты

В общем, до молебна протест был хилым, как этот сквер. Что неудивительно: если еще как-то можно объявить гладь городского пруда святыней, которую ничто не должно потревожить, то со сквером в самом зеленом миллионнике России такой фокус не пройдет. Но — в третий раз спасибо сторонникам строительства храма — молчать их явно не мудрость заставляла.

Проведя молебен в сквере, они ввязались в количественную гонку. И тут же ее проиграли: 8.000 почти в три раза больше 3.000, но в два раза меньше даже одного процента от жителей города. Вместо картины «подавляющее большинство горожан за храм» получилось «нас больше, чем противников, но все равно ничтожно мало».

Самое же главное: мериться количеством сторонников или противников в градостроительном деле — это клиника.

Идея противников о проведении референдума была образцово идиотской: нет в городе ни одного здания, которое бы посещало 50+1% горожан. Так что если задать вопрос в формулировке: «Нужен ли вам храм св. Екатерины», то вполне допускаю, что мы получим «не нужен» от большинства. Впрочем, если спросить: «Нужна ли вам школа в Академическом», мы тоже получим: «Нет, на хрен она нам сдалась». При этом, если «за» храм проголосуют, например, только 10% жителей, это будет 150-200 тыс. человек. И почему, собственно, они не могут получить то, что хотят, тем более не за счет бюджета, в отличие от школы?  

Серьезной ошибкой было проведение «звездного десанта». Глядя на одухотворенные лица шутов и комиков, привезенных в поддержку идеи строительства храма на бизнес-джете, и прикидывая, сколько они берут за перекреститься, начинаешь подозревать недоброе.

«Этот протест — он не против храма. Это проявление захвативших мир антиэлитных настроений» 3

Или кто-то правда думал, что если Галустян за храм в Екатеринбурге, то горожанам не плевать на его драгоценное мнение?

И в качестве вишенки. Сторонники строительства повелись на троллинг и решили серьезно ответить на откровенно провокационные вопросы типа «зачем вам храм», создав паблик в ВК. И если верующих агитировать за храм не надо, то у остальных их аргументация может вызвать, мягко говоря, недоумение. Зачем-то агитаторы «за храм» рассказывают сказку о том, что город назван не в честь предельно не святой жены Петра 1, а в честь святой Екатерины. Строительство другого храма на другом месте они по непонятной причине называют «восстановлением». Из каких священных текстов следует, что если город назван в честь человека, то святой, в честь которого назван этот человек, становится покровителем города, решительно неясно. Точнее, ясно, что ни из каких.

Читайте также на DK.RU: 
«Эпоха обнимашек закончена — хроники кочующего храма завершены»

И если глубоко верующий человек без рефлексии принимает связку «город в честь святой — святая покровительница — должен быть храм в ее честь», то не очень верующий может спросить: где хоть минимальное доказательство того, что св. Екатерина покровительствует Екатеринбургу? А предположение, что без храма в свою честь, только с часовней, она покровительствует плохо, спустя рукава, вообще тянет статью об оскорблении чувств верующих, а ведь именно это утверждают посетители паблика, обосновывая необходимость строительства храма тем, что жизнь в городе станет значительно лучше.   

Главный лозунг, с которым продвигают храм в ВК: «храм — сердце города». Звучит красиво, но, имея хоть каплю критического мышления, этот лозунг можно потопить в вопросах.

Почему, собственно, храм будет сердцем? Храм — сердце города, это вообще как? Как это работает? Как мы сейчас живем без сердца, и живем, в общем-то, неплохо? Или, например, почему Свято-Троицкий кафедральный собор, или Храм во имя Всех Святых на Уралмаше, или часовня той же Екатерины на историческом месте не тянут на сердце? Мне как-то обидно за Троицу и за всех святых сразу, которые то ли печенью оказались, то ли желудком. 

Ну и последнее. Протестующие против храма не защищают фонтан, пруд, или сквер, это вранье, конечно. Но этот протест — он и правда не против храма. Это типичное проявление захвативших весь мир антиэлитных настроений.

Людям кажется (или это на самом деле так), что они нашли болевую точку власти, чувствительно бить по которой можно малыми силами, чем и развлекаются. Пока что наша власть ведет себя по отношению к протестующим безукоризненно: свободные граждане свободного города свободно собираются, чтобы выразить свое мнение, и им никто не мешает. Хотя уже начался вой не очень далеких от власти блогеров на тему «те, кто против храма, — враги России». Если хотим получить на следующей акции в несколько раз больше участников, можно пораздувать насчет врагов, помните, как удачно архиепископ Викентий проклял тех, кто против храма на площади Труда девять лет назад?

ПС. На мой вкус, храм на этом месте должен быть раза в два меньше, такой большой, как нам показали, не вписывается в застройку. 

В предыдущей колонке на DK.RU Евгений Енин рассуждал о том, как традиция «не высовываться» стала девизом нации: «Олигархов мы праведно ненавидим ровно по тем же причинам, что травят в деревне Томсино семью Перчиковых: 1) выделились; 2) не поделились. Точнее, поделились, но не с нами, от чего еще обиднее».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора колонки. 

«Этот протест — он не против храма. Это проявление захвативших мир антиэлитных настроений» 4

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Интернет-аукцион

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.