Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

«Агрорынок вместо базы №4». Зачем успешному девелоперу торговать помидорами / ИНТЕРВЬЮ

«Агрорынок вместо базы №4». Зачем успешному девелоперу торговать помидорами / ИНТЕРВЬЮ
Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

ГК ТЭН вложит 2,5 млрд руб. в оптово-распределительный центр (ОРЦ), который будет торговать фруктами и овощами из стран Средней Азии, Ирана и Турции. Инвестор уверен, что проект беспроигрышный.

Под оптово-распределительный центр площадью 36 га ГК ТЭН арендовала участок земли рядом с комплексом «Екатеринбург-ЭКСПО». Инвестиционным проектом, который планируют окупить за пять лет, занимается Антон Кузнецов. По его словам, запуск нового рынка отвечает намерениям Свердловской области и Азербайджана торговать сельскохозяйственной продукцией. Рамочное соглашение, предусматривающее строительство ОРЦ, официальные лица подписали два года назад.

Торговля овощами-фруктами — новое направление для девелопера, зарабатывающего на жилье и коммерческой недвижимости. Почему вы решили этим заняться?

— Предпосылки очевидны — в Екатеринбурге сегодня нет ассортимента сезонных продуктов. В магазинах они представлены очень скудно и покупателю обходятся недешево. Торговых площадок, обеспечивающих город и область продукцией категории фреш, всего две — база №4 и база «Комсомолка», входившие прежде в систему райпищеторгов. Они предлагают и «борщевой набор» (капуста-картофель-свекла-морковь), и тропические фрукты. Но сами овощебазы морально и физически устарели — сейчас уже другие требования к складской инфраструктуре и санитарным нормам. Очевидно, что большинство горожан не ездит на четвертую базу, а покупает овощи-фрукты в сетевых магазинах, где качество оставляет желать лучшего. По большому счету, сетям все равно, чем торговать — азербайджанскими помидорами или китайскими, выращенными в Свердловской области. Тем более, что на китайских можно заработать больше. А покупая фреш в киосках, мы платим двум-трем посредникам. Городу нужна площадка с большим ассортиментом сельхозпродукции и низкими ценами.

В России уже работают такие оптовые структуры?

— Аналог есть только в Москве — это агрокластер «Фуд Сити» на Калужском шоссе, предлагающий продавцам более комфортные условия. Около 70 поставщиков с овощебазы №4 уже перебрались туда. А площадок вроде рынка Ранжис, занимающего 320 га в пригороде Парижа, в России нет — во всех городах продукцию категории фреш поставляют торговые сети. Но работать с сетями напрямую аграрии из Средней Азии не могут — им не всегда понятны экономические и юридические механизмы, действующие в России. А главное — у производителей из азиатских республик нет культуры переработки и упаковки товара. Если на рынок приходит машина со сладким перцем, то это просто перец, сгруженный в машину. Сети такой продукт не возьмут — он должен быть откалиброван по цвету и размеру, упакован в ящики с заданным весом и габаритами, снабжен информацией о товаре и штрих-кодами. Те, кто сегодня поставляет в Россию овощи-фрукты, этих требований не выполняют.

Екатеринбургу не съесть столько овощей, сколько поглощает Москва.

— Мы полагаем, что проект заинтересует предпринимателей из Пермского края, Башкирии, Челябинской и Тюменской областей, ХМАО-Югры и ЯНАО. Это территория с населением около 9 млн человек, ограниченная радиусом 400 км, которые можно преодолеть за день пути. Кооперации способствует географическое положение Екатеринбурга — он находится на пересечении федеральных трасс и в 330 км от границы с Казахстаном. А Казахстан сегодня — перевалочный пункт плодоовощной продукции, которая выращивается в республиках бывшего СССР — Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане. 330 км не сравнить с расстоянием от дагестанской таможни до Москвы, где обычно пересекают границу фрукты-овощи по пути в Россию.

Как ваш ОРЦ будет работать?

— Оптово-распределительный центр — это крупный опт, средний опт и розница. Крупный опт рассчитан на ритейлеров из других регионов. Любой из них может приехать и купить, например, машину огурцов. Если предложенная цена устраивает, он, не перегружая фуры, отправляет ее к себе. Такова технология — мы собираем в РЦ максимальное количество производителей и распределяем их товар по регионам. В том числе, привлечем фермеров, которые захотят продавать свежее мясо, молоко и «борщевые наборы». Но локомотивом будут овощи-фрукты, все остальное — сопутствующая продукция. Так для представителей среднего опта мы соберем все продукты на одной площадке.

Чем распределительный центр будет отличаться от овощебазы?

— Продавцы и покупатели смогут заключать сделки на территории, свободной от криминала. Прозрачность в договорных отношениях увеличит собираемость налогов в области. Торговая площадка будет комфортной — ОРЦ предложит поставщикам разные форматы площадей: мультитемпературные склады, кросс-доки, склады сухого хранения. Напомню, что на Урале торговать под открытым небом можно только до октября. Фермерам мы посодействуем с поставкой их продукции ритейлерам. Это интересно всем, поскольку основная доля овощей и фруктов сегодня продается через магазины. Товар, поступающий на РЦ, мы будем перерабатывать, упаковывать и отправлять в торговые сети по своим контрактам.

У ГК ТЭН ведь нет опыта торговли скоропортящимися продуктами. Почему вы считаете, что все получится?

— Опыт есть. Чтобы обкатать схему реализации продуктов торговым сетям, мы создали аналогичное подразделение в Москве — оно работает на базе такого же ОРЦ и предлагает все, что привозят в Россию из жарких стран. Посредников там нет — только производители, которые собирают урожай и доставляют его на рынок. К цене товара добавляется стоимость доставки и растаможивания. Ящик винограда Изабелла весом 10 кг в Москве можно купить за 40 руб., а в киосках он продается уже по 150 руб. за кг. В середине июня там предлагают восемь сортов черешни, а гастрономический гипермаркет в Екатеринбурге — только один. Торговым сетям это интересно. Наша московская база находится в радиусе пяти километров от их распределительных центров — товар привозим быстро, сокращая логистические издержки. Для ритейлеров это имеет значение — они считают каждую копейку. Сейчас сети декларируют, что работают напрямую с производителями. Их представители даже инспектируют сельскохозяйственные угодья. Но за границу они не поедут.

Какие еще страны будут поставлять продукты, помимо бывших союзных республик?

— Турция и Иран. Сейчас мы ведем переговоры с торговыми представительствами, консульствами, частными компаниями. Иран будет поставлять фисташки и сухофрукты. Турция — все, что не попадает под санкции.

Сетям проще торговать «пластмассовыми» помидорами, выращенными в теплицах — их можно долго хранить. Зачем им создавать себе дополнительные трудности?

— Технологии, позволяющие фруктам и овощам сохранять привлекательный внешний вид, действительно широко используются. Но помидоры, выращенные в Баку, обойдутся ритейлерам дешевле, а по вкусу будут отличаться. Все-таки природные условия Азербайджана — солнце, почва, воздух — не такие, как в Верхней Пышме. В Средней Азии я видел теплицы, работающие по французской технологии, где помидоры черри вырастают до 10 метров. Проблема сетей в том, что при широком ассортименте товар добирается до прилавков слишком долго. Недавно я купил в супермаркете рукколу, выращенную в Белоруссии — ее с трудом удалось реанимировать. И в целом, перфекционизм сетям не свойствен, их задача — открыть как можно больше магазинов шаговой доступности для полного охвата аудитории.

А если жители города посчитают, что ездить на Кольцовский тракт за овощами-фруктами слишком далеко?

— Думаю, этого не стоит опасаться. Ездят же люди из отдаленных районов Екатеринбурга в крупные торговые центры. Даже в Москве, где расстояния не в пример больше, горожане практикуют совместные покупки выходного дня в «Фуд Сити». Они приобретают товар ящиками — на несколько семей сразу. Это себя оправдывает — почти все овощи могут неделю храниться в холодильнике без потерь.

То есть вы уже представляете, как будет работать ОРЦ, осталось создать инфраструктуру?

— Да, это случится в конце 2018 г. Помимо свежей продукции РЦ будет торговать заморозкой. В ГК ТЭН есть подразделение, поставляющее замороженную рыбу и крабов из Мурманска. Рыбу мы перерабатываем в Москве, краба — в Екатеринбурге. Одновременно планируем поставлять продукты заведениям HoReСa и запустить интернет-магазин для жителей города. Новое поколение, которое сейчас начинает самостоятельную жизнь и становится платежеспособным, возможно, на рынок не поедет — это потребители, предпочитающие совершать покупки, сидя на диване с мобильным телефоном в руке. Располагая большим ассортиментом, мы сможем предоставить им такую возможность. Планы у нас большие. За полгода до запуска РЦ мы начнем рассказывать о них подробнее.

«Агрорынок вместо базы №4». Зачем успешному девелоперу торговать помидорами / ИНТЕРВЬЮ 1

ФОТО: Игорь Черепанов

«Агрорынок вместо базы №4». Зачем успешному девелоперу торговать помидорами / ИНТЕРВЬЮ 2

Самое читаемое
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.