Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Эмиссия ценных бумаг: а ну-ка, зарегистрируй

Начнем с того, что всякая эмис-  сия требует соблюдения опре-  делённой процедуры, состоящей из нескольких этапов: •принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг; •подготовка проспекта эмис

Вряд ли есть необходимость объяснять кому-то, что такое эмиссия и для чего она нужна. Первое сегодня всем известно, а второе настолько разнообразно, что перечислению не поддается, — эмиссию используют и для привлечения инвестиций, и для перехвата управления, и для защиты от этого перехвата, и для объединения или слияния акционерных обществ – список можно продолжать до бесконечности. Тем более, законодательство и бизнес не стоят на месте, и кто-нибудь обязательно придумает что-нибудь новенькое. А посему в этой статье не ставятся вопросы “что это” и “зачем”. Вопрос этой статьи – “как”.

Начнем с того, что всякая эмис-
 сия требует соблюдения опре-
 делённой процедуры, состоящей из нескольких этапов:
•принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
•подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг (в тех случаях, когда он необходим) и иных необходимых документов;
•государственная регистрация выпуска ценных бумаг и регистрация проспекта эмиссии;
•при документарной форме выпуска ценных бумаг — изготовление сертификатов;
•раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
•размещение ценных бумаг;
•регистрация отчёта об итогах выпуска ценных бумаг;
•раскрытие информации, содержащейся в отчёте об итогах выпуска.
Свои сложности возникают на каждом из этапов. И даже ранее.
Во-первых, чтобы осуществлять новую эмиссию, необходимо сначала зарегистрировать предыдущую. Дело в том, что еще три-четыре года назад никакой госрегистрации не требовалось. Потом были приняты законодательные акты, требующие регистрировать эмиссию, но у властей в кои-то веки хватило здравого смысла не придавать им обратной силы. А чтобы достичь-таки искомого однообразия и порядка, была применена нехитрая схема — регистрировать прошлые эмиссии вообще-то необязательно, но для проведения новой – все-таки нужно. А поскольку с необходимостью проведения эмиссии рано или поздно сталкиваются все сколько-нибудь активно работающие АО, получается, что и нормы права соблюдены, и порядок постепенно наводится.
Это в первую очередь касается т.н. приватизированных предприятий. У вновь образованных АО, как правило (хотя и не всегда), документация по предшествовавшему выпуску ценных бумаг оказывается в относительном порядке, поскольку первичная эмиссия была необходима для их создания. А вот на бывших государственных предприятиях распределение акций в своё время часто (мягко говоря, очень часто) производилось хаотично и сумбурно. Нередки, скажем, случаи такого “акционирования”: просто-напросто приказом по предприятию “раздали” работникам определённое количество акций (хорошо ещё, если их не умудрились назвать, скажем, паями). Затем у большинства работников акции были скуплены кем-нибудь из руководства или сторонним лицом. К настоящему времени, как правило, акции уже подверглись конвертации, и, возможно, не один раз. С 1993-1994 года ни один выпуск акций не был зарегистрирован. В лучшем случае, имеется оставшийся с тех пор план приватизации. Даже если какие-то документы по акционированию в своё время составлялись и, может быть, даже регистрировались в органах Министерства финансов, часто выясняется, что они пропали, затерялись, уничтожены. Единственными документами, отражающими наличие у акционерного общества ценных бумаг, таким образом, часто остаются их учредительные документы. Составленные на заре приватизации, они часто приводились в соответствие действующему законодательству лишь косметически. В результате, за исключением титульного листа с исправленным наименованием, эти уставы как были, так и остались уставами образца 1993 г.
Через регистрирующие органы (особенно в глубинке) благополучно проходили даже уставы, закрепляющие, например, наличие у АО акций на предъявителя (что сегодня прямо запрещено законом) или тридцати двух (!) категорий привилегированных акций, составляющих 50% уставного капитала АО (что сегодня также недопустимо). Другой пример — при закреплённом в учредительных документах уставном капитале в 15 млрд руб. суммарная номинальная стоимость всех акций акционерного общества составляла... 12 млрд руб., хотя уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости его размещённых акций. Все вышеупомянутое – не плод досужих предположений автора, а совершенно реальные случаи, имевшие место в Свердловской области.
Чем это чревато при регистрации нового выпуска ценных бумаг? В худшем случае — объявлением уже состоявшихся выпусков недействительными (что на деле маловероятно). Чаще — отказом в регистрации нового выпуска. Но, поскольку ФКЦБ, к счастью для эмитентов, подходит к проблеме в меру разумно и гуманно, наиболее вероятный вариант неблагоприятных последствий – длительные, изматывающие хлопоты по приведению документов в соответствие её требованиям. Правда, не за горами ужесточение требований в отношении регистрации эмиссий. Так или иначе, того, кто возьмётся за оформление и регистрацию эмиссии такого АО, ждёт очень нелёгкий труд.
Когда предыдущий выпуск зарегистрирован как подобает, нужно оформлять новый. Уже при принятии решения о выпуске ценных бумаг необходимо помнить, что впереди — государственная регистрация выпуска. А это значит, что даже на первоначальном этапе нужно соблюдать определённые требования. Так, скажем, формулировки решений в протоколах органов управления акционерного общества должны быть строго определёнными. Если они иные — возникнут сложности при государственной регистрации. Общий список документов, которые необходимо предоставить в регистрирующий орган (т.е. в Свердловское региональное отделение ФКЦБ России, за исключением АО, включенных в особый список и регистрирующих эмиссии в Москве), приводится в Законе РФ “Об акционерных обществах” и уточняется целой серией постановлений ФКЦБ (полный их список с учетом последних изменений можно получить в Екатеринбургском центре коллективных инвестиций).
Основной документ, который требуется для регистрации выпуска ценных бумаг, — проспект эмиссии. Написание проспекта — сложное и длительное дело, требующее сначала тщательного сбора необходимой информации, затем её обработки и правильного оформления. Требования к проспекту эмиссии предельно жестки и иногда доходят до абсурда. Так, например, регистрирующий орган не примет проспект, надписи на титульном листе которого выполнены иным шрифтом, нежели установлено. Кроме проспекта эмиссии, в регистрирующий орган должен предоставляться ещё целый ряд документов, также надлежаще оформленных. Поэтому, если такая возможность есть, лучше поручить написание всего их комплекса специализирующейся на этом организации. Это избавит от многократных прогулок в регистрирующий орган для внесения очередных исправлений в представленные документы. Если же всё-таки документы подготовлены самостоятельно, желательно, чтобы такая организация провела их предварительную экспертизу и, при необходимости, доработку. Даже если эмитент имеет в штате грамотного юриста, но этот специалист не сталкивается с регистрацией эмиссий постоянно, он не застрахован от роковых ошибок и случайностей. Так, солидная и известная в Свердловской области фирма в грамотно, казалось бы, оформленных документах по эмиссии допустила одну-единственную ошибку: способом размещения акций нового выпуска был назван обмен на них акций предыдущего. Но, следуя букве нормативного акта, размещение акций может осуществляться только четырьмя способами, а именно путём:
• распределения среди учредителей АО при его учреждении;
• распределения среди акционеров АО;
• подписки (закрытой или открытой);
• конвертации.
Обмен в этот перечень не входит. Результат оказался плачевным: аннулирование уже частично размещённого выпуска акций.
Практические трудности возникают при сборе необходимой информации. Это, пожалуй, самая тяжелая часть работы. Хорошо, если речь идёт о маленьком АО, весь персонал которого помещается в одной комнате, и можно в любой момент спросить то, что нужно. А если это крупное предприятие? В любом случае, есть прекрасный способ избежать трудностей в этой области. Для этого руководителю АО надо сформировать определённый пакет информации и документов, который должен быть всегда под рукой, и обновлять его в дальнейшем. Это позволит сэкономить при оформлении эмиссии немало сил, времени, а главное — денег, поскольку оформление документов через специализирующуюся на этом организацию в таком случае обойдётся значительно дешевле, нежели если её специалисты будут собирать данные сами. Примерное содержание этого пакета таково:
1. Копия устава. Копия свидетельства о государственной регистрации. Если есть учредительный договор — его копия. Данные об изменениях в наименовании и организационно-правовой форме эмитента, если таковые были.
2. Для лицензируемых видов деятельности — номер и условия действия лицензии.
3. Идентификационный номер налогоплательщика.
4. Данные о местонахождении: почтовый адрес, телефон, факс.
5. Данные о расчётных и иных счетах эмитента с указанием банков.
6. Справка из реестра об акционерах, владеющих не менее чем 5% акций эмитента.
7. Финансовый отчет на последнюю отчетную дату.
8. Список конкурентов с указанием отрасли, в которой осуществляется конкуренция.
9. Бизнес-план развития предприятия (если есть).
10. Документы по предыдущему выпуску ценных бумаг (если есть — проспект эмиссии, отчет об итогах выпуска).
11. Копии трудовых книжек членов совета директоров и лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или иные документы, содержащие сведения о местах работы за последние 5 лет и сферах деятельности, в которых они работали.
12. Данные о каждом члене совета директоров и лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа: ф.и.о., дата рождения, доля в уставном капитале эмитента (желательно указать процент голосующих акций, принадлежащих этому лицу), все виды вознаграждения (с указанием сумм выплат), выплаченных эмитентом каждому должностному лицу за три месяца перед принятием решения о выпуске.
13. Сведения о структуре органов эмитента на момент принятия решения о выпуске ЦБ.
14. Если полномочия управляющего органа переданы сторонней управляющей компании, данные по п.11, 12 об управляющей компании; её полное фирменное наименование и доля в уставном капитале эмитента (если есть).
15. Сведения о юридических лицах, в которых эмитент владеет более чем 5% уставного капитала (с указанием доли участия эмитента в их уставном капитале и участия их в уставном капитале эмитента, наименования, места нахождения, почтового адреса, имён и наименований членов всех органов).
16. Если эмитент участвует в каких-либо ассоциациях, группах, холдингах и т.п. — место и функции эмитента в этих организациях.
17. Описание основных видов деятельности эмитента: история образования и деятельности, планы будущей деятельности, основные виды деятельности и продукции, источники сырья, материалов и услуг, наименования крупных поставщиков, рынки сбыта, наименования крупнейших потребителей, патенты, будущие обязательства, основные конкуренты.
18. Сведения о санкциях, наложенных на эмитента в течение 3 финансовых лет до принятия решения о выпуске ЦБ. Даты наложения санкций, органы, их наложившие, причины, вид и размер, степень исполнения санкций к моменту принятия решения о выпуске ЦБ.
19. Сведения о существенных договорах и обязательствах эмитента (если сумма сделки превышает 10% стоимости активов эмитента), которые должны быть исполнены в течение 6 месяцев со дня принятия решения о выпуске ЦБ.
20. Сведения о порядке учёта прав на выпускаемые ЦБ: наименование и адрес регистратора; желательно копию договора с регистратором.
Если такой пакет был сформирован, для полной подготовки всех документов по эмиссии останется только добавить к уже имеющейся информации требуемую финансовую документацию и сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг, а именно:
• категория, тип, форма выпускаемых акций;
• любые ограничения в отношении возможных приобретателей размещаемых ЦБ;
• дата начала и окончания размещения;
• цена размещения акций;
• условия и порядок оплаты ЦБ;
• место, где осуществляется продажа акций, если она производится.
• другие подобные сведения.
Финансовая документация, предоставляемая в регистрирующий орган, — тема для отдельного разговора. В основном, впрочем, она представляется по существующим формам, и особенных подводных камней тут нет. Потребуются только услуги аудитора, а также придётся составить пояснительную записку к балансу по форме, утверждённой ФКЦБ.
Постепенно ужесточаются и условия раскрытия информации, содержащейся в проспекте эмиссии. Установлены требования к способу и срокам раскрытия. Чтобы не допустить ошибки, желательно по этому вопросу также получить квалифицированную консультацию. Пока на практике не встречалось случаев недействительности выпусков ценных бумаг из-за нарушения сроков опубликования в прессе сведений об эмиссии. Но, повторюсь, тенденция к ужесточению требований сохраняется.

Более подробную информацию можно получить в Екатеринбургском центре коллективных инвестиций
(тел. 41-56-93).

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.