Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

Эксперты о компьютерном рынке:

Спрос На начало лета 2000 года екатеринбургские предприятия эксплуатировали свыше 88,5 тысяч1  персональных компьютеров различных годов выпуска. К этому следует прибавить еще около 40 тысяч находящ

В августе этого года «ДК» совместно с независимой исследовательской группой «ИНФорм-S» провел опрос экспертов – руководителей и ведущих специалистов ряда екатеринбургских поставщиков компьютерной техники. Экспертам было предложено ответить на 13 вопросов, касающихся основных показателей состояния рынка ПК и перспектив его дальнейшего развития. Их обобщенные оценки и обзорные данные ряда других источников сегодня предлагаются вашему вниманию. Сразу подчеркнем – это небольшой и совершенно «журнальный» проект. Наши результаты ни в коем случае не претендуют на полноту и объем коммерческих маркетинговых исследований. Мы постарались предложить экспертам вопросы, которые в равной степени интересны любому участнику компьютерного рынка. В первую очередь, это темпы изменения спроса, его ценовой структуры, вклад различных групп потребителей в продажи компьютерной техники.

Спрос

На начало лета 2000 года екатеринбургские предприятия эксплуатировали свыше 88,5 тысяч1  персональных компьютеров различных годов выпуска. К этому следует прибавить еще около 40 тысяч находящихся в эксплуатации домашних ПК. Много это или мало – судить сложно, но сегодня «Пентиумов» в Екатеринбурге эксплуатируется больше, чем автомобилей ВАЗ. 
Всего эксплуатируют ПК 82,5% потенциальных индустриальных пользователей*. Судя по всему, индустриальный рынок Екатеринбурга близок к насыщению: только 25,5% екатеринбургских предприятий имеют оснащение офисных рабочих мест персональными компьютерами на уровне менее половины желательного, а 46,1% предприятий оценивают оснащенность своего офиса компьютерной техникой как полностью соответствующую производственным требованиям предприятия.
Динамика спроса на ПК и периферийные устройства в последние годы представлена на рисунке 1. Значение по каждому году определялось как средняя медианная оценка экспертов, хотя следует отметить, что оценки изменений спроса по годам заметно различаются, особенно по 2000 году: самая высокая оценка составляет 400% по отношению к 1996 году. Впрочем, мнения специалистов наиболее крупных фирм ближе друг к другу и достаточно близки к представленным на диаграмме значениям. Если исходить из полученных оценок, после печального снижения во втором полугодии 1998 года, уже на рубеже 1999-2000 годов, спрос восстановился до докризисного уровня. Заметим, что речь идет именно о спросе – продажи каждой отдельной фирмы могли изменяться в другой пропорции. С этим и связан основной практический интерес представленных данных: сравнивая общую динамику развития рынка с ретроспективными данными о продажах, можно сделать оценки изменения рыночной доли предприятия и темпов ее изменений.
Большинство экспертов полагают, что темпы увеличения спроса отстают от роста количества участников рынка, что приводит к обострению конкуренции. В то же время, по мнению экспертов, представляющих наиболее крупные фирмы, обострение конкуренции практически не сказывается на позициях ведущих екатеринбургских поставщиков вычислительной техники.

Потребители

Вклад различных групп покупателей в продажи компьютерной техники екатеринбургскими фирмами иллюстрирует рисунок 2. Если исходить из обобщенного мнения экспертов, структура спроса в следующем году не должна претерпеть значительных изменений, возможно лишь незначительное сокращение вклада в продажи со стороны покупателей домашних ПК и вклада крупных корпоративных клиентов. Соответственно, ожидается некоторое увеличение спроса в сегменте среднего бизнеса – до 38,9%. Структура спроса подтверждает, что на сегодняшний день средний бизнес является наиболее емким и перспективным сегментом индустриального рынка компьютерной техники. В последнее время эта закономерность отмечается в отношении продажи практически любых «офисных» товаров и услуг для бизнеса. Возможным объяснением является то, что вследствие оживления в экономике 2000 года доходы многих предприятий несколько превысили ожидаемые показатели. В распоряжении руководителей предприятий среднего бизнеса оказываются свободные средства, как правило, недостаточные для серьезных инвестиций. Поскольку найти эффективные и, главное, надежные механизмы накопления не удается, свободные средства стараются «с пользой потратить», следствием чего и становится повышение спроса на компьютеры, офисную технику, мебель, разнообразные услуги для бизнеса – начиная с обучения персонала и заканчивая услугами рекламных агентств. Повышению спроса может способствовать и то, что необходимость в расширении и модернизации парка компьютерной техники в тяжелых 1998-1999 годах накапливалась, что в сегодняшних, более благоприятных условиях, стало еще одним источником увеличения спроса.
Достаточно емким остается и потребительский рынок. Тем более что в составе парка ПК домашних компьютеров значительно больше, чем в структуре продаж в этом году: период замены эксплуатирующейся на дому техники несколько больше, вследствие чего ее доля в парке ПК постепенно увеличивается.
Подавляющее большинство ПК, находящихся в эксплуатации индустриальных пользователей, ориентированы исключительно на работу с самыми распространенными офисными приложениями и бухгалтерскими программами. Хотя почти треть предприятий используют ПК для технических расчетов, работы с компьютерной графикой и для других более узких и более специальных приложений, сами компьютеры, на которых производятся эти работы, составляют лишь незначительную долю парка ПК – менее 4%, что во многом определяет ценовую структуру спроса, его смещение в сторону наиболее дешевой техники (см. далее). Ниже представлены характеристики использования парка ПК индустриальными пользователями** (за исключением редактирования документов и компьютерных игр):
- бухгалтерский учет    91,8%
- обмен информацией с другими     предприятиями и организациями   60,5%
- складской учет    58,7%
- учет покупателей и клиентов  58,4%
- обмен информацией внутри предприятия 49,6%
- технические расчеты   46,7%
- дизайн и техническая графика  37,3%
- разработка программных продуктов 19,0%
- презентация товаров и услуг    предприятия потенциальным покупателям 5,5%
- обучение персонала    3,1%.

Впрочем, если ввести какую-либо градацию внутри каждого из перечисленных приложений, распределение выглядело бы совершенно по-другому. Ясно, что и бухгалтерский учет может быть в разной степени автоматизирован, и клиентов можно учитывать по-разному, и под обменом информацией внутри предприятия можно понимать все что угодно – от факта наличия внутрифирменной сети до эксплуатации сложных систем оптимизации документооборота. Кстати о сетях: на начало лета внутрифирменную сеть эксплуатировали 55,5% индустриальных пользователей Екатеринбурга (на конец 1995 года – 12,3%), а прирост оснащения предприятий локальными сетями**     в последние годы составил:
- 1996 год     6,6%
- 1997 год     7,8%
- 1998 год     11,4%
- 1999 год     10,7%
- 2000 год (оценка)    12,2%.

По оценкам наших экспертов, доля проданных в Екатеринбурге компьютеров, ориентированных на работу в Internet, за последние 3 года увеличивалась ежегодно на 10% и в 2000 году оценивается в 30%. Ожидается, что в следующем году каждый второй купленный компьютер будет ориентирован на работу в мировой сети. Причем эксперты, наиболее активно обслуживающие потребительский рынок, оценивают эту долю значительно выше – от 75% до 90%.
На сегодняшний день среди екатеринбургских индустриальных пользователей имеют выход в Internet 67,6%. По использованию возможностей сети они распределены следующим образом**:
- пользуются электронной почтой  60,4%
- имеют собственный сайт   27,3%
- имеют (имели) опыт размещения    предложений на информационных досках 18,4%
- имеют опыт пользования электронными    торговыми системами    6,0%
- имеют опыт размещения баннерной   рекламы      5,8%.

Немного о технике

Изучение технических аспектов спроса на компьютерную технику в наши задачи не входило – это уже вопрос специалистов маркетинговых служб предприятий. Мы ограничились только рассмотрением ценовых характеристик спроса на ПК в полной комплектации и марочной структуры спроса на основные виды периферийных устройств. Ценовая структура спроса на ПК в полной комплектации (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), полученная на основании обобщенных оценок экспертов, представлена на рисунке 3.
Хотя оценки экспертов не вполне однородны (многие из них отмечают несколько большую долю продаж ПК в ценовых диапазонах 800 плюс-минус 100 долларов), представленные на рисунке результаты показывают очевидное преобладание спроса на наиболее дешевую технику. Такой результат был более или менее очевиден: в условиях, когда необходимость в компьютерах для промышленного применения  или сложных технических разработок очень ограничена, а продажи практически полностью обеспечиваются за счет потребности в оборудовании офисных рабочих мест, ожидать, что спрос на действительно «серьезную» технику превысит уже упомянутые 4%, просто не приходится. Как кто-то где-то писал, компьютер находит три главных применения: «большой калькулятор», «отличная печатающая машинка» и «универсальный игровой автомат». Любопытно, что при такой экономности покупателей большинство экспертов положительно оценивают перспективы спроса на компьютеры Notebook и Palmtop. В соответствии с их обобщенной оценкой, вклад Notebook в продажи компьютеров в Екатеринбурге увеличится с 2% в 2000 году до 3% в 2001 году, компьютеров Palmtop – с 0,75% до 2%.
Столь же «экономичной» представляется и марочная структура спроса на мониторы. Количество проданных в 2000 году мониторов распределилось по маркам следующим образом:
Samsung     32,1%
LG      21,4%
Viewsonic     21,4%
Sony      10,7%
CTX      5,3%
Philips      4,3%
Другие марки     4,8%.

Наиболее близки точки зрения экспертов в оценке марочной структуры спроса на печатающие устройства. По их мнению, количество проданных екатеринбургскими фирмами печатающих устройств распределено между марками следующим образом:
Hewlett Packard    47,9%
Epson      29,3%
Lexmark     6,4%
Canon      5,3%
Xerox      5,3%
Oki      4,2%
Другие марки     1,6%.

Поставщики

В заполненных экспертами анкетах практически не было вопросов, связанных с характеристиками рыночных позиций екатеринбургских поставщиков ПК. Как показывает опыт, такая информация интересна, но, чаще всего, воспринимается как «заказная» и кого-нибудь обязательно обижает. В то же время, мы все-таки решились предложить нашим экспертам назвать 5 фирм, занимающих в Екатеринбурге лидирующие позиции. Не менее чем тремя из 16 привлеченных к работе экспертов были указаны следующие фирмы (перечислены в произвольном порядке):
Формоза
Digitech
Kloss Services Corp.
АСП
Корус
СКБ Контур
АСК
СМС-Урал
Интерлэнд
Старттехно
ВЦ-7
Белый ветер.

По нашему мнению, за исключением 2-3 фирм, лидерство которых более или менее очевидно, присутствие в этом списке отражает не столько реальные позиции фирм, сколько их признание «компьютерной общественностью». Во-первых, в списке представлены как предприятия, ориентированные преимущественно на розничную торговлю, так и предприятия, традиционно считающиеся крупными оптовыми поставщиками. Во-вторых, конкуренты чаще всего оценивают рыночные позиции друг-друга не на основании каких-то статистических данных, а, в большей степени, по видимой маркетинговой активности компании (реклама, количество торговых точек, случаи упоминания во время переговоров с потенциальными покупателями и т.п.). В то же время хорошо известно, что на любом индустриальном рынке можно быть тихим, серым и незаметным, обслуживать несколько хороших корпоративных клиентов и по продажам занимать если не лидирующие, то и не последние позиции. Все это достаточно очевидно и упомянуто нами лишь по одной причине: если кто-то не оказался в приведенном выше списке, нет оснований обижаться ни на нас, ни на наших экспертов.
Последний вопрос, который мы задали участникам проекта, – не жалеют ли они сами о том, что когда-то занялись этим бизнесом. Ниже представлено распределение выбранных экспертами вариантов ответов:
– «не жалею и до сих пор в восторге»  9
– «когда как»      3
– «нормально, только денег мало»   3
– «а был выбор?»     1.
Вариант ответа «хочу передать дело внукам» не выбрал ни один эксперт… Впрочем, оптимизм явно преобладает. Надеемся, эта особенность компьютерного рынка сохранится и в будущем: через год мы планируем провести следующую волну экспертного опроса.

* – под индустриальными пользователями в настоящей статье понимаются любое предприятие, филиал, точка розничной торговли или сервисного обслуживания, подразделение, индивидуальный предприниматель, располагающий собственным офисным или производственным помещением, потенциально способные использовать ПК в своей производственной деятельности.
** – использованные в статье количественные данные любезно предоставлены отделом маркетинга СКБ Контур.

 

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.