Подписаться
Курс ЦБ на 10.04
74,60
81,08
Деловой квартал / Новости / Екатерина Спирина, Атомстройкомплекс: «Улицы должны быть тесными, квартиры — пр...
Екатерина Спирина, Атомстройкомплекс: «Улицы должны быть тесными, квартиры — просторными»
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

Екатерина Спирина, Атомстройкомплекс: «Улицы должны быть тесными, квартиры — просторными»

Самое читаемое
  • «Они поняли, что прошлой жизни конец». «Спортмастер» временно закрыл магазины «Они поняли, что прошлой жизни конец». «Спортмастер» временно закрыл магазины
    153 906
  • Фиаско Путина? Как Кадыров и Мишустин поспорили о закрытии границ — и о чем это говорит Фиаско Путина? Как Кадыров и Мишустин поспорили о закрытии границ — и о чем это говорит
    53 905
  • «И печенеги Россию терзали, и половцы». Мемы про Путина и последнее обращение к нации «И печенеги Россию терзали, и половцы». Мемы про Путина и последнее обращение к нации
    54 053
  • «Господа предприниматели, вы чего? С чего вы решили, что вам будут помогать деньгами?» «Господа предприниматели, вы чего? С чего вы решили, что вам будут помогать деньгами?»
    31 777
08:33   17.03.2020
13 566

«Центр Екатеринбурга очень нуждается в реновации. Загляните за фасады зданий на Малышева — 8 Марта — Радищева: там какие-то гаражи, сараи, шиномонтажки! Все это можно — и нужно! — реновировать».

Слово «реновация» вошло в актуальный обиход не так давно: в 2017 г. мэр Москвы Сергей Собянин запустил под таким названием программу сноса пятиэтажных «хрущевок» и «брежневок» и строительства вместо них многоэтажек. С тех пор ассоциация «реновация = снос» укрепилась в сознании многих жителей страны.

«Мы тоже долгое время рассматривали реновацию как снос старого жилья и строительство на этом месте многоэтажек. Но наш взгляд поменялся. В Екатеринбурге есть места, которые обязательно надо реновировать, — это и деловые кварталы, и парки, и дворы. При этом сносить жилье вовсе необязательно», — уверена директор по проектированию компании Атомстройкомплекс Екатерина Спирина. В интервью DK.RU она рассказала, каким должен быть правильный квартал, почему Екатеринбургу не нужны широкие улицы и как развить в городе общественный транспорт.

Атомстройкомплекс давно и плотно «реновирует» Екатеринбург: на Уралмаше построили целый микрорайон на месте двухэтажных бараков и частных домиков, расселили старый жилой фонд в Пионерском поселке. Но все это из разряда того самого «снесли — построили новое». Как же и когда в таком случае поменялся взгляд компании на реновацию?

— В конце 2018-го Валерий Михайлович (Ананьев — глава компании Атомстройкомплекс) публично заявил о том, что в Екатеринбурге непременно следует проводить реновацию, но при этом часть территорий можно обновлять без сноса жилья. Сейчас мы активно прорабатываем эту идею.

Екатеринбург — компактный город, и в этом его преимущество. Что происходит сегодня? Застраиваются территории, которые когда-то были сельскохозяйственными землями, новые микрорайоны возводят на бывших болотах… Но люди на работу продолжают ездить в центр. В итоге — пробки, нехватка общественного транспорта, растягивание маршрутов. Все это ведет к одному: ухудшение качества жизни горожан.

Вы предлагаете снести пятиэтажки в центре и возвести там свечки?

— И да, и нет. В тех условиях, что есть сегодня, ни один девелопер не возьмется за расселение пятиэтажек. Это невыгодно. При существующей стоимости сетей, стройки, при нынешних ценах на жилье экономически проект себя не оправдает. Поэтому пятиэтажки — по крайней мере пока — надо оставить в покое. Но запланировать в центре города строительство новых зданий можно.

Екатерина Спирина: «Не стоит рассматривать трансформацию старых кварталов как точечную застройку. Архитекторы хотят создать новое, более комфортное для горожан пространство».

Опять точечная застройка?

— Точечная застройка не решает проблем. Когда здание втыкается в существующие реалии без учета норм и требований, которые предъявляются сегодня к городам, — это неправильно. Мы давно отказались от такой практики.

Сегодня, проектируя жилые комплексы, мы стараемся опираться на новые градостроительные принципы, главное в которых — комфорт горожан. Какими должны быть улицы, чтобы по ним хотелось ходить, каких размеров нужно строить дома, чтобы они не довлели над человеком, какие размеры кварталов оптимальны — все это сегодня надо учитывать. Даже порой в ущерб экономической выгоде.

Это где-то прописано — высотность домов, размер кварталов и прочее?

— Во-первых, прописано. Компания «Дом.рф» (бывшее Агентство ипотечного жилищного кредитования — прим. ред.) вместе с российским Минстроем и КБ «Стрелка» разработали Стандарт комплексного развития территорий. Это несколько книг, в которых даются методические указания о том, как сегодня следует формировать городское пространство: чтобы и историческая застройка сохранялась, и людям было удобно, а еще было выгодно и девелоперам, и муниципалитету.

Во-вторых, есть опыт мировых городов, которые оказались в таких же условиях, когда история соседствует с современностью. По сути, методические рекомендации, о которых я сказала, просто «переваривают» этот мировой опыт.

Как трансформировались европейские города. Рендер АБ «Гордеев — Демидов»

Возьмем, к примеру, Лондон. Это город с суперплотной застройкой. Там легко соседствует двухэтажная церковь с каким-нибудь небоскребом, но никого это не раздражает. Потому что их смогли органично связать, создали комфортное пространство для пешеходов: там не просто удобно гулять, а хочется это делать.

Вернемся к Екатеринбургу. Какие кварталы у нас требуют перестройки?

— Да практически весь центр! Сегодня он сформирован так: достойные фасады вдоль основных магистралей — Малышева, Ленина, Радищева, 8 Марта, Челюскинцев, Луначарского, а за этими фасадами, чуть вглубь — мешанина из непонятных полуразрушенных домиков, какие-то гаражи, сараи, шиномонтажки, да просто пустыри, на которых ни деревьев, ни газонов — сплошь стихийные парковки.

В такой квартал в центре города зайти страшно и неудобно, говорит Екатерина Спирина

Характерный пример: квартал Малышева — Радищева — 8 Марта — Хохрякова. Вы когда-нибудь заглядывали внутрь? Там полно небольших особнячков, оставшихся еще с дореволюционных времен, только находятся они в плачевном состоянии — поддерживать их тяжело для собственников. Да и не особо им это нужно: все равно никто не видит. А не видят потому, что никто туда не заходит — там просто нет нормальных пешеходных зон.

Екатеринбургские архитекторы из бюро «Гордеев — Демидов» по собственной инициативе исследовали этот квартал и разработали проект, который назвали «Город Х2». То есть город можно умножить на два, уплотнить, откорректировав те участки, которые сегодня нормально не используются. 

Правильное зонирование пространства даст городу дополнительную площадь под застройку

Правильное зонирование пространства даст городу дополнительную площадь под застройку

Я правильно понимаю, что основная идея — разбить большие кварталы на этакие подкварталы, в которых фасады сформируют новые улицы?

— Да, все так. Идеальный размер квартала — 150-200 метров в каждую сторону. При этом высотные дома лучше прятать вглубь, а «на улицу» выводить 7-этажки: такая высотность оптимальна для ощущений человека.

Но вы же первые не согласитесь на такую застройку! У всех этих гаражей и шиномонтажек есть собственники: чтобы переделать территорию, надо с ними договариваться. Это деньги. Отбить их можно только если снять максимальную выгоду с квадратного метра — то есть воткнуть очередную свечку!

— Значит, надо городу разработать такой механизм, когда подобное строительство будет выгодно девелоперу. Собственно, именно в этом сегодня и я, и в принципе Атомстройкомплекс, видим свою задачу: доказать, что реновация городу необходима, но делать это надо всем вместе. В конце концов, это пойдет на пользу всему городу.

Проект высотки около Дома промышленности на ул. Луначарского — Малышева

Екатерина Спирина: «Екатеринбург, Свердловск всегда стремился вверх. Еще в 30-е годы архитекторы планировали построить высотку в 140 м в центре города. Это был проект Дома промышленности на ул. Мамина-Сибиряка — Луначарского — Малышева. В итоге построили здание, которое сегодня известно в народе как «пентагон», а от высотки оставили только 12 этажей из 34-х»

А как быть с пробками? Любое жилье — это дополнительная транспортная нагрузка. Центральные улицы Екатеринбурга совсем не широкие, и шире их сделать уже не получится.

— Вы серьезно думаете, что чем шире улицы, тем меньше пробок? Вся мировая практика доказывает обратное. Среди урбанистов есть даже такая расхожая фраза: улицы должны быть тесными, квартиры просторными. Город с широкими улицами не выглядит уютным: как посмотришь на эти триста метров, которые тебе нужно перейти, чтобы попасть на другую сторону, тоскливо становится. Когда улицы более узкие и есть возможность постоянного взаимодействия с фасадом зданий — магазинчики, лавки, кафе и тому подобное — тогда и получается уютный город, в котором нравится находиться.

Ну и потом, в той же Москве улицы широкие, а пробки есть. Потому что они возникают в основном из-за «маятника»: люди с окраин утром едут в центр на работу, вечером — из центра домой. Свои машины они при этом бросают на любом пустыре и свободном участке. Так эту проблему просто решить: надо сделать так, чтоб в городе не было пустырей, а парковки были платными.

Вы просто хотите избавить город от автомобилистов?

— В городе должно быть комфортно всем — и пешеходам, и автомобилистам. Просто нужно это правильно организовать. Мы провели большое исследование и выяснили, что парковки в центре необходимы, просто следует их правильно регулировать. Хочешь ездить на автомобиле, будь готов платить — это нормально. Но центр города должен быть пешеходным. Уплотнение и насыщение существующих центральных кварталов интересной современной средой как раз позволит сделать город более комфортным и привлекательным для пешеходов, когда максимум возможностей у деловых, активных людей будет в шаговой доступности и преодолевать эти расстояния вдоль современных фасадов будет удобнее и интереснее.

Екатерина Спирина

С нашим общественным транспортом волей-неволей захочешь пересесть на автомобиль...

— Это еще одно распространенное заблуждение: развитый общественный транспорт заставит людей отказаться от автомобилей. Вовсе нет! Должен быть запрос на развитие — от пешеходов, тогда и общественный транспорт вынужден будет меняться, оптимизировать работу, становиться более удобным.

Застройка центра жильем не усугубляет, а решает транспортную проблему. Плотный город побуждает людей ходить пешком. Зачем тебе автомобиль, если до работы можно дойти за 15 минут!

Вы сказали, что уже сегодня «Атомстройкомплекс» начинает внедрять принципы реновации в своей застрйоке. О каких проектах идет речь?

— Если говорить о проектах в центре города, это Opera Tower. По первоначальному проекту было так: парадные входы с Малышева и Красноармейской, а дальше — задворки с рампами для грузовиков. Сейчас мы полностью пересмотрели подход.

Сегодня территория, где находится Opera Tower, это часть большого «советского» квартала: Малышева — Красноармейская — Мамина-Сибиряка — улочка перед «Большим Уралом». Это пространство представляет собой стихийную парковку — пространство, неинтересное пешеходам. Чтобы человек комфортно чувствовал себя здесь, необходимо создать пару дополнительных внутриквартальных проходов — один между «Оперой» и Park Inn, другой — отделяющий от «Большого Урала». Фасады с витринами и кафе сформируют интересное пространство, будут притягивать пешеходов. Там даже небольшой сквер можно разбить. Стилобатная часть «Оперы», Park Inn и советская гостиница все примерно одной высотности — шесть-семь этажей. Так что людям будет комфортно. Конечно, хотелось бы еще что-то сделать с «Большим Уралом»... Пока это здание просто ветшает без хозяина.

Квартал Энтузиастов на Эльмаше

Екатерина Спирина: «У нас есть хороший опыт внедрения в существующую застройку — это Квартал Энтузиастов на Эльмаше. Мы построили ЖК, сохранив все «красные линии», никак не нарушив сложившиеся профили улиц — они были идеальными, не требовали никакой корректировки. Но при этом добавили современности микрорайону: гостевые парковки, велодорожки, озеленение, коммерцию на первых этажах. Это на 100% реновация, и она сделана именно так, как нам бы хотелось делать это в других местах. Первую очередь ЖК ввели, сейчас застраиваем вторую. И в течение нескольких месяцев объясняли в администрации города, почему мы не расширяем улицы. Да потому что, повторюсь, расширение улиц, особенно в исторически сложившейся застройке, не ведет к комфорту».

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.