Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / «Думаю, это не последние изменения в Конституцию. Что-то еще будет в преддверии...
«Думаю, это не последние изменения в Конституцию. Что-то еще будет в преддверии 2024 года»
Источник: РАНХиГС

«Думаю, это не последние изменения в Конституцию. Что-то еще будет в преддверии 2024 года»

Самое читаемое
  • Куйвашев расширил список предприятий, которые могут работать в условиях самоизоляции Куйвашев расширил список предприятий, которые могут работать в условиях самоизоляции
    95 025
  • Найти работу в карантин. Вакансий стало больше сразу в нескольких сферах Найти работу в карантин. Вакансий стало больше сразу в нескольких сферах
    41 388
  • Мэр уральского города освободил бизнес от арендных платежей, не дожидаясь указов сверху Мэр уральского города освободил бизнес от арендных платежей, не дожидаясь указов сверху
    50 957
  • Режим самоизоляции в Свердловской области продлится до 20 апреля Режим самоизоляции в Свердловской области продлится до 20 апреля
    48 824
08:31   12.02.2020
7 746

«Сейчас в России идет укрепление государственной власти по вертикали и горизонтали, а может быть, даже и по диагонали. И внесение поправок в Конституцию — главное тому подтверждение».

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Уральского института управления президентской академии Игорь Выдрин в интервью DK.RU рассказал, зачем правительству потребовалось вносить правки в Конституцию, кому они на руку и к чему такая спешка в принятии решений. 

В январе президент России обратился с ежегодным посланием к парламенту страны. Кажется, никто не ожидал, что речь зайдет о внесении поправок в Конституцию. У вас это вызвало удивление?

— О том, что будет заявлено об изменениях в Конституцию, тем более, таких масштабных, я думаю, никто из широкой общественности не знал. Задним умом, конечно, все сильны.

Сейчас начинают говорить, что предпосылки этому давно назрели, они были необходимы, но, повторюсь, никто об этом не подозревал, кроме достаточно узкого круга лиц, вовлеченных в эту «тайну» по роду своей службы или деятельности. Да, и разве мы знаем о содержании готовящихся посланий главы государства? Я имею в виду практику посланий прошлых лет, содержание которых до их оглашения также не афишировалось. 

Вы сказали, что никто не знал, кроме тех, кто занимался предварительной проработкой этого вопроса. То есть очевидно, что работа велась давно. И даже власти сейчас этого не скрывают.  

— Действительно, текущие события показывают, что работа за кулисами велась давно. Коль скоро Госдума приняла проект закона о конституционных поправках в первом чтении, а с момента президентского послания 15 января прошло всего 10 дней, значит, формулировки на момент обращения к Федеральному Собранию «в черновике» уже были заготовлены. 

Собственно, этого не скрывает и председатель комитета Госдумы Павел Крашенинников, который в недавнем интервью «Российской газете» рассказал, что государственно-правовое управление администрации Президента занималось подготовкой текста поправок. По тому, как сейчас стремительно развиваются события, видно, что основная работа была проделана заранее. 

Вы сказали, что поправки масштабные. Стоит ли ожидать, что наша жизнь серьезно изменится

— Масштабны они в первую очередь в количественном отношении. Все-таки затронуто 6 глав Конституции, 22 статьи. Это много. Насколько эти изменения повлияют на жизнь граждан? Думаю, не сильно. Возможно, чьи-то планы нарушит предложенная поправка, запрещающая замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы лицами, имеющими гражданство или вид на жительство иностранного государства.

Но такого рода ограничения уже давно нашли закрепление в действующем законодательстве. К примеру, в избирательном, где сказано, что граждане России, имеющие гражданство другого государства, лишаются права быть избранными. Или в муниципальном законодательстве, в котором говорится, что мэр досрочно лишается своих полномочий, если он приобрел гражданство, вид на жительство в другом государстве. То есть ничего нового в этом нет. Другое дело, что этот запрет теперь возводят в ранг конституционной нормы. Причем не одной, а сразу нескольких. 

По-настоящему новым является распространение запрета, о котором мы говорим, на муниципальных служащих. Все дело в том, что Федеральный закон о муниципальной службе допускал занятие должностей муниципальной службы иностранными гражданами, если у Российской Федерации с государствами, гражданами которых они являются, есть соответствующий договор. 

Кто-то называет нынешние поправки конституционным переворотом.

— Глупости все это. Никакого переворота нет. Напротив, идет укрепление государственной власти по вертикали и горизонтали, а может быть, даже и по диагонали.

Все пытаются предугадать, как поправки повлияют на нашу жизнь после 2024 г. Есть несколько мнений: кто-то считает, что роль Президента усиливается, кто-то полагает, что он лишается многих полномочий. О чем, на ваш взгляд, говорят предложенные поправки?

— Мне думается, что это не последние изменения в Конституцию РФ. Что-то еще будет в преддверии 2024 г. А нынешние поправки несколько меняют конфигурацию отношений в треугольнике «президент-парламент-правительство».

Парламент будет утверждать председателя правительства, его заместителей и федеральных министров. Представляю, как ликуют депутаты Государственной думы в предвкушении этих назначений, но когда до этого дойдет дело, тоже вопрос.

Формально Госдума усиливается, и это хорошо. Правда, Президент по своему усмотрению может освободить от должности всех утвержденных парламентом чиновников правительства и спрашивать совета или мнения Государственной думы он не будет.

Однако в этом свете иначе смотрится роль правительства, которое становится довольно зависимым и от мнения парламента, и от позиции Президента. Гипотетически оно кажется менее устойчивым. Однако стоит ли нам по этому поводу переживать?   

Очевидно, существенно вырастает роль Государственного совета, который сегодня является неприметным органом. Теперь же Госсовет приобретает конституционный статус, на него возлагается задача обеспечить функционирование органов государственной власти и определения внутренней и внешней политики Российской Федерации. А между тем, сегодня это функция президента России. Вот и делайте выводы. 

А насколько необходимы изменения в Конституцию России?

— Довольно долгое время считалось, что они не нужны, поскольку Конституция принималась недавно, поэтому ее ресурс не растрачен. Родился даже штамп, который звучал примерно так: «потенциал российской Конституции еще не исчерпан», и это оправдывало неизменность Конституции.

Тем не менее, изменения в нее периодически вносились, самые известные из них — в 2008 г. Они были связаны с увеличением срока полномочий Президента и Государственной думы, введением процедуры ежегодного отчета Правительства перед нижней палатой парламента. Были также изменения 2014 года.

А вообще самая изменяемая статья нашей Конституции — 65-я, содержащая наименования субъектов Российской Федерации. Некоторые из них меняли свои имена, которые в новых вариантах в разные годы вносились в текст основного закона. Совсем свежий пример на этот счет — Кемеровская область, которая с марта 2019 г. официально именуется «Кемеровской областью – Кузбассом», что потребовало корректировки текста ст. 65 Конституции.   

Одним из самых ярых сторонников неизменности Конституции долгое время оставался председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Но и он изменил свое мнение, о чем общественность узнала из его громкой статьи «Буква и дух Конституции» в октябре 2018 г. Он даже покритиковал некоторые ее положения за несовершенство формы и содержания.  

«Думаю, это не последние изменения в Конституцию. Что-то еще будет в преддверии 2024 года» 1

Я читала эту статью Зорькина, он действительно выступает за внесение изменений, но то, о чем он говорил, сильно отличается от того, что выносят сейчас на обсуждение. Валерий Зорькин говорил о нарастании социального неравенства, о том, что конституция должна соответствовать времени и так далее. Про перераспределение полномочий между ветвями власти, кажется, речи не шло.

— Да, он больше критиковал состояние социального развития государства. Приводил много цифр на этот счет, говорил о бьющем в глаза социальном неравенстве и намекал на то, что то ли текст Конституции должен соответствовать реальности, то ли наоборот, реальность надо подтянуть до уровня Конституции. Последнее, конечно, во сто крат труднее, ибо требует каждодневных усилий.

Своеобразным ответом Зорькину можно считать поправки, включающие формирование системы пенсионного обеспечения, основанной, как сказано, «на принципах справедливости и солидарности поколений», гарантированного минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума.

Все остальные изменения в большей степени касаются реорганизации взаимоотношений внутри системы государственной власти.

Очень обывательский вопрос: а вообще менять Конституцию законно? 

— Действующая Конституция содержит положения, устанавливающие порядок принятия нового основного закона, внесения в него поправок (то, что сейчас и происходит), отдельный разговор об изменениях в ст. 65 Конституции, о который мы говорили выше. Словом, менять, править Конституцию можно, а порой даже и нужно. 

Единственное, чего не предусматривает Конституция России, это всенародного голосования, на которое собираются выносить поправки. Существующий порядок просто не предполагает такой процедуры. Сейчас этот вопрос обсуждается и, конечно, будет решен, в апреле пойдем голосовать.  

Всенародное голосование — нетипичная процедура, зачем это потребовалось? И имеет ли голосование какую-то силу — как референдум, или это просто формальность?

— Достаточно сказать, что решения референдума имеют обязательный характер, а голосование все-таки такой силой не обладает. Поэтому порой голосование именуют консультативным референдумом, то есть это консультация, опрос, результаты которого оценит сама власть и примет решение, как ей поступить.   

Мне кажется, что идея проведения общероссийского голосования по Конституции, отчасти продиктована позитивным опытом Екатеринбурга, в котором недавно проводился опрос по строительству храма святой Екатерины.

Возможно, я заблуждаюсь по этому поводу, но зная, какое внимание федеральная власть уделяла екатеринбургскому опросу, думаю все же, что я прав. 

Есть ощущение, что все делается быстро. Вы уже отметили, что от момента предложения внесения поправок до принятия закона о поправках в первом чтении прошло всего 10 дней. Куда торопимся?

— Председатель Госдумы Вячеслав Володин вообще призвал депутатов круглосуточно работать над законом. То есть работа спорится, причем, на всех этапах. Энергично трудится рабочая группа, депутаты, в ожидании принятого закона находится Совет Федерации, региональные парламенты. Все должно закончиться до 1 мая, так предложил президент, значит, так и будет. Раскачиваться некогда! 

Попытки внести поправки в Конституцию предпринимают не только в России. Есть пример Казахстана, в Белоруссии обсуждают также изменение Конституции. Наметился некий тренд, с чем он связан? С Конституциями стран бывшего СССР что-то не так?

— Меняется лидерство, руководители становятся старше, появляются новые запросы в обществе. А Конституция должна отвечать этим запросам. Вероятно, в связи с этими обстоятельствами меняются контуры Конституций стран бывшего Советского Союза.

Что, на ваш взгляд, будет дальше, после принятия поправок?

— В обязательном порядке последуют изменения текущего законодательства. Оно у нас и без того изменчивое, а сейчас следует ожидать нового витка обновлений.

Ученые-юристы напишут новые книги, студенты, наверное, будут их читать, политологи защитят диссертации, а все вместе будем надеяться на лучшее, на прямое применение новых конституционных норм о социальной солидарности и справедливости в обществе.

СПРАВКА DK.RU

 
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС является ведущим учебным заведением в области высшего управленческого образования, осуществляющим подготовку руководящих кадров различного уровня для Свердловской области и Уральского федерального округа.
В настоящее время в институте реализуются 22 основных и свыше 30 дополнительных образовательных программ. Здесь идет подготовка специалистов по специальностям: государственное и муниципальное управление, экономика, менеджмент, юриспруденция и экономическая безопасность.
В структуре Института 3 факультета: факультет государственного и муниципального управления, факультет экономики и менеджмента, факультет права и безопасности.
 

 

«Думаю, это не последние изменения в Конституцию. Что-то еще будет в преддверии 2024 года» 2

Автор: Екатерина Тарханова
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.