Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

Доходит до мордобоя в гартовом зале...

Кажется, настало время всеобщего интереса к рознице. Производители товаров массового спроса, ранее спокойно торговавшие через дистрибьюторов, стремятся сократить затраты и максимально приблизить св

Кажется, настало время всеобщего интереса к рознице. Производители товаров массового спроса, ранее спокойно торговавшие через дистрибьюторов, стремятся сократить затраты и максимально приблизить свой продукт к конечному потребителю. Все чаще употребляются слова «мерчандайзинг», «POS-материалы» и пр. Что же стоит за этими понятиями? Мы обратились за комментариями к Алесе Славянской, генеральному директору московского консалтингового агентства «Privy Council», специализирующегося на технологиях управления мнением потребителя.—                       Начнем с главного: что такое мерчандайзинг?
-                         Мерчандайзинг — это технология управления мнением потребителя с помощью грамотного оформления места продажи, структурирования информации и пространства торгового зала. Основная задача мерчандайзинга — побудить клиента магазина купить максимум товара за минимум времени и без участия торгового персонала. В конечном итоге — это технология, позволяющая сэкономить на рекламе, найме и обучении персонала.
-                   Кто должен всем этим заниматься — производители, желающие повысить продажи своих товаров, или розница, в чьих руках, собственно, все и находится?
-                        На самом деле грамотное позиционирование товаров в пространстве торгового зала — это механизм, который позволяет увеличить оборот и той, и другой стороне. Среди задач мерчандайзинга как продвижение той или иной торговой марки, так и создание в торговом зале атмосферы, способствующей увеличению объема продаж в принципе. Просто потребители будут покупать больше: за счет роста количества импульсивных покупок, за счет возникновения положительных эмоций. Рознице мерчандайзинг нужен не меньше, чем производителям.
Это в теории. А на практике российские магазины имеют свою специфику. Прежде всего речь идет о непростроенности политики работы с поставщиками. Во-первых, нет договорной базы, определяющей отношения производителя и розницы в части продвижения товара. А дистрибьюторы по понятным причинам не заинтересованы в продвижении какой-то одной марки. Во-вторых, ассортимент большинства магазинов непостоянен или не определен в принципе. В-третьих, даже если ассортимент магазина выстроен и выдерживается, обычно не налажена система логистики в части управления складскими запасами, и в итоге на полках периодически образуются «дыры». Наконец, не стоит задача оптимального использования торговой площади и оборудования, из-за чего товар не имеет постоянно закрепленного за ним места в магазине. На самом деле все это вредит не только поставщику, а прежде всего самому магазину. Как только усилится конкуренция и появится потребность в завоевании постоянных клиентов, все механизмы, позволяющие это сделать, будут востребованы. В том числе и мерчандайзинг.
-                         Насколько серьезно мерчандайзинг позволяет влиять на продажи?
-                              Реальные возможности увеличения сбыта продукции в одной товарной категории колеблются от 20 до 200%. Не случайно в Штатах на мерчандайзинг тратят около $600 млн в год, Конечно, есть товары, для которых сложно выделить прямую корреляцию между расположением товара в зале и продажами. К ним относятся, например, отопительное оборудование, сложная бытовая техника и т.д. Однако и в этом случае зависимость, пусть и не прямая, есть. Что же касается товаров повседневного спроса, здесь мы можем говорить о пропорциональном увеличении объема продаж как всего магазина, так и отдельных категорий благодаря использованию приемов мерчандайзинга.
-                     Кто больше обращается к вам за консультациями, розница или производители?
-                     Пока розница. Если для магазина мерчандайзинг —— реальный инструмент увеличения оборота, для производителя это пока не так очевидно. Оно и понятно, схема поставок крупного производителя —не три-четыре магазина, как в розничной сети, и даже не 20, это сотни магазинов, и отслеживать роль того или иного инструмента в увеличении оборота сложно. Поэтому производители пока пользуются более грубыми инструментами — например, ценовыми. Иногда им действительно проще дать еще полпроцента скидки оптовику, требующему рекламных материалов, чем делать для него эти самые материалы. Дело в том, что культура продвижения брэндов у нас пока только формируется. Соответственно, нет и устойчивых потребительских предпочтений, покупатель приходит и берет либо то, что ему первое попадается на глаза, либо то, что дешевле. Когда потребительские предпочтения сформируются, выделение товарной группы в пространстве зала будет иметь значительно больший смысл, нежели снижение цены. Исследования говорят о том, что при сформированных потребительских предпочтениях на товары повседневного спроса колебания цены в пределах 10% не замечают 75% потребителей! То есть, если человек привык покупать макароны определенной марки, стоящие на определенном месте в определенном магазине, он не обратит внимания на повышение цены.
-                       Уральские производители также начинают создавать у себя службы мерчандайзинга. Их основными функциями считается как бы контроль за розницей: как выставлен товар, висят ли рекламные материалы и т.п.
-                        В сегодняшнем любопытстве к мерчандайзин-гу есть одно большое «но». На самом деле мерчандай-зинг — не более, чем инструмент. Когда вы берете молоток, вы знаете, что этим молотком вы забьете гвоздь для того, чтобы укрепить полку. В маркетинге так же сначала определяется стратегия (укрепить полку), затем тактика (забив гвоздь), затем — политика в рамках тактики (забив, например, наискосок для наибольшего эффекта), и лишь после человек берет молоток и действует. У нас же зачастую за инструмент хватаются, не определившись толком, зачем и для чего. Просто потому, что увидели и понравилось. И выбор этого инструмента зачастую определяется креативностью руководителя, наличием или отсутствием нужных кадров, кругом общения главы фирмы и пр.
-                  Сегодня, кажется, еще не решен вопрос, к какой из служб производителя лучше «приписать» мерчандай-зинг — к сбыту, маркетингу или рекламе? Некоторые предлагают вообще вынести эти функции вовне, поручив работу с розницей, например, мерчандайзинговому агентству.
-                      Все зависит от стратегии предприятия, от того, какими инструментами оно пользуется. Честно говоря, я не вижу разницы между сбытовым и маркетинговым подразделением. Россия — единственная страна, где маркетинговая служба существует как отдельное подразделение. Вот есть предприятие, там люди работают, а есть еще маркетинговая служба, и она там что-то исследует. А потом эти исследования отправляются в стол или в мусорную корзину. Идеальный и практически единственный эффективный вариант получения маркетинговой информации — непосредственно в процессе работы сбытового подразделения. Более того, именно результаты работы сбыта позволяют корректировать политику продвижения. Поэтому мерчандайзинг, безусловно, должен находиться внутри системы сбыта. От стратегии — к инструменту, от результатов применения инструмента — к оценке и коррекции стратегии. Что же касается мерчандайзин-говых агентств, я думаю, когда рынок сформируется полностью, мерчандайзинг действительно будет поделен между внешними структурами (рекламными или мерчандайзинговыми агентствами) и службой сбыта или маркетинга, которые будут определять концепцию, а исполнительские функции передавать вовне.
-                      И все-таки что же делать местным производителям сегодня — сидеть и ждать, пока сформируется рынок, до тех пор ограничиваясь дополнительными скидками? Рано или поздно проценты закончатся.
-                        Конечно, закончатся. Конкуренция с каждым днем становится все жестче, да и розница развивается быстрыми темпами. Я полагаю, через год-полтора магазины сами будут требовать от производителей рекламного сопровождения в виде тех же POS-материа-лов. Кроме того, розничный рынок однозначно движется в сторону сетей, и в ближайшие два-три года, скорее всего, сложится следующая схема — производитель, затем несколько крупных дистрибьюторов, напрямую работающих с крупными розничными сетями. Скоре всего, участники этой цепочки будут формировать политику поддержки розницы совместно. Так же, как сейчас проводятся поддерживающие рекламные кампании с совместными бюджетами.
-                        В рознице сегодня можно наблюдать еще одну тенденцию — все больше внимания уделяется фирменному стилю магазинов. После чего они говорят производителю — извини, но твои рекламные материалы не вписываются в наш интерьер.
-                       Такое понятие, как формат магазина, существует во всех развитых странах. Но делая магазин в жестком формате, ты прежде всего отвечаешь себе на вопрос, как он будет позиционироваться. Фирменный стиль — не есть нечто самодостаточное, он определяется исходя из позиционирования. Позиционирование же диктует ассортимент, основные товарные группы, которые будут в магазине. И если магазин позиционирован грамотно, никакого противоречия между его фирменным стилем и фирменным стилем производителей, товары которых он предлагает, не может быть по определению. Сейчас проблема именно в том, что те же московские гипермаркеты продают все, у этих магазинов просто нет формата. Отсюда и возникает так называемая проблема фирменного стиля. В какой обстановке продавать все? А давайте покрасим магазин в красный цвет, на продавцов наденем сарафаны, и будет у нас фирменный стиль под все. И в этот красный цвет с сарафанами потом не вписываются какие-то материалы поставщика элитных вин, потому, что они зеленые. Я утрирую, конечно, но часто это на таком уровне и происходит. Надо понять, что фирменный стиль — лишь один из инструментов позиционирования. Если ты грамотно позиционируешь магазин и твое позиционирование совпадает с ассортиментной политикой, никакого противоречия между тобой и выбранными тобой производителями не возникает.
-                       Есть еще проблема так называемой вторичной конкуренции в торговом зале, когда производители различных товаров борются за самые выгодные места на полках, дают взятки товароведам...
-                       С взятками напрямую не сталкивалась, а вот мордобой в торговом зале видела своими глазами. Один пришел, расставил, потом появился второй, подвинул все по-своему. Наверное, более интеллигентные люди действительно взятки дают. Все дело здесь в неразвитости категорийного менеджмента в магазине, который должен этими процессами управлять, вот мерчандайзеры и стараются кто во что горазд.
-                      В чем заключаются функции мерчандайзера?
-                        По сути, мерчандайзер — это человек, который способен определить возможности работы с той или иной торговой сетью или магазином. Для этого он, например, вместе с директором магазина или катего-рийным менеджером разрабатывает позиционирование своего товара в торговом зале. И есть еще низовой персонал, который собственно и расставляет товары на полках согласно стратегическому плану. Причем с этим могут справиться и сами продавцы или представители дистрибьютора. Сегодня же в России мерчандайзер —чаще всего именно этот низовой персонал, который пытается управлять выкладкой, не имея знаний и механизмов (прежде всего договорных). Как только производители решат окончательно, что им это необходимо, и начнут нормально выстраивать отношения с розницей, после того как вопросы выкладки и позиционирования товара в торговом зале будут решаться на уровне директоров, профессия мерчандайзера будет востребована, приобретет другое качество, другую зарплату, другой социальный статус.
Беседовал Александр Гааб«Деловой квартал » планирует более подробное освещение современных технологий управления мнением потребителя. В мае читайте материалы Круглого стола «ДК» по проблемам развития мерчандайзинга на Урале.
Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.