Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Доцент УрФУ стал ученым года по версии журнала Nature благодаря Чебаркульскому метеориту

В список ученых, которые изменили мир в уходящем году, авторы международного издания включили доцента физико-технологического института Уральского федерального университета Виктора Гроховского.

Один из самых авторитетных в научном мире журналов Nature составил список из десяти ученых, которые больше всего повлияли на развитие науки в 2013 году. Единственным россиянином в топ-10 стал доцент физико-технологического института УрФУ, член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский.

Мировую славу ученому принесли исследования вещества болида, который упал в Челябинской области 15 февраля. Г-н Гроховский и его коллеги изучали структурные характеристики и физико-химические свойства небесного тела, кроме того, метеоролог сам участвовал в поднятии самого крупного обломка со дна озера Чебаркуль, сообщает пресс-секретарь УрФУ Дмитрий Бенеманский.

«Эта оценка, конечно, сверхприятная, я даже не знаю, почему они меня выбрали, — признался изданию Газета.Ru Виктор Гроховский. — Главное то, что даже комментарии, которые мы давали спустя 50 минут, оказались точными, и на протяжении девяти месяцев мы не сделали никаких ошибок. А то, что удалось достать крупный кусок вещества из Чебаркуля, — это просто фантастика, мы с Луны привезли меньше вещества!»

Виктор Гроховский уже более 25 лет руководит метеоритной экспедицией, которая и обнаружила фрагменты болида и доставила их в Екатеринбург. Прямую трансляцию из лаборатории научно-исследовательского центра «Нанотех» УрФУ в ночь с 17 на 18 февраля посмотрели несколько тысяч зрителей по всему миру. Тогда ученые впервые продемонстрировали обломки метеорита публике, сделали вывод о его составе и типе обыкновенный хондрит.

Оптическая и электронная микроскопия в научно-образовательном центре УрФУ «Наноматериалы и нанотехнологии» позволили выявить в метеорите необычное разнообразие включений никелистого железа, сульфидов и самородной меди. Кроме того, была установлена аномально низкая прочность вещества, что и определило особый характер разрушения космического тела.

Помимо уральского ученого, в Топ-10 журнала Nature вошли:

- биолог Шухрат Миталипов, который сумел выделить стволовые клетки из клонированного человеческого эмбриона;

- биолог Фэн Чжан, который научился настраивать ДНК у бактерий;

- юрист Таня Симончелли, которая добивается доступности знаний о генах для всех

- вирусолог Дебора Персо, которая доказала, что детей, рожденных с вирусом ВИЧ, можно вылечить;

- астроном Мишель Майор, открывший первую экзопланету в истории науки;

- дипломат Надерев Сано, который добивался от ООН принятия решений по вопросам изменения климата с помощью голодовки;

- вирусолог Хуалань Чень, которая помогла остановить вспышку вируса H7N9;

- антрополог Кэтрин Клэнси, которая рассказала о домогательствах к женщинам-ученым, работающим на раскопках;

- физик Генри Снейт, давший толчок развитию солнечных батарей.