Подписаться
Курс ЦБ на 30.07
73,19
86,86

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ

Олег Гусев
Олег Гусев. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Я не любитель разбрасываться деньгами, всегда бьемся за каждую копейку. Но и дешево сделать тоже не получилось. Я тут умирал три месяца, жил на этой стройке, перестал ходить на работу!».

Бывший уральский банкир и политик Олег Гусев открыл в центре города Международный центр искусств «Главный проспект» — в историческом здании завода ОЦМ выставлены разные экспозиции (от поп-арта, скульптур в духе Эрнста Неизвестного, картин в стиле исторического реализма до золотых самородков и слитков и тысячелетних палеонтологических окаменелостей). Там же планируется проводить лекции по искусству и другие  мероприятия. Помимо этого бизнесмен хочет, чтобы деловые люди перебрались с площадок отелей и «Тихвина» в лаунж-зону центра искусств — чтобы проводить встречи с партнерами и переговоры в творческой обстановке. А также планирует сдавать часть лофтовых помещений в аренду под сторонние ивенты — но не кому попало. В какую сумму обошелся объект, как его создавали, и сколько планируется вернуть, Олег Гусев рассказал DK.RU.

Когда вы только начинали проект жилого комплекса «Главный проспект», речь шла о создании в его рамках картинной галереи. В итоге планы изменились, галерея стала центром искусств?

— Изначально мы планировали обойтись только пространством в историческом здании, где сейчас расположены экспозиция поп-арта и графики, а также музей камня. Но аппетит приходит во время еды. Хотелось сделать это модным местом для екатеринбургской молодежи, чтобы они проводили здесь больше времени. Поэтому потихоньку проект стал разрастаться, появились замыслы добавить кое-какие пространства.

Сколько лет заняли работы?

— Строительные работы шли долго, в первую очередь речь о восстановлении здания-памятника, которому больше ста лет. Самым сложным было все восстановить, пройти экспертизу и сдать в экспуатацию. Мы демонтировали большое количество печей, где раньше отливали слитки золота, платины, и нам пришлось восстанавливать стены. Искали столетний кирпич в разных регионах, часть привезли из Ростова, вкрапляли, чтобы воссоздать и сохранить целостность. Плюс нужно было откопать здание — первый этаж памятника не совпадал с нулевым этажом пространства, которое мы с ним объединили. В голове не укладывалось, как это сделать, но в итоге все получилось. Теперь историческое здание и объект в стиле конструктивизма объединены атриумом. А все, что касается обустройства пространств, экспозиций, мы с художниками сделали за 3-4 месяца. Это тоже был агрессивно-тяжелый труд. 

Во сколько в итоге обошлось создание центра?

— В дорого. И я вам не скажу, во сколько. Для меня это большие деньги.

Задачи сэкономить не было?

— Я не любитель разбрасываться деньгами, всегда бьемся за каждую копейку. Но и дешево сделать тоже не получилось. Вот, например, батареи. Нужны были чугунные, а ты их пойди найди. Решили ставить простые, сделали. Но посмотрели и решили все же менять на чугунные. И так во всем.

Надо полагать, окупить проект вы не рассчитываете — он для души.

— Не для души, а для людей. Окупить не рассчитываю. Вообще все музеи, галереи — дотационные как таковые.

Содержать центр будете сами?

— Да, а как иначе. У нас есть другой проект, конно-спортивный комплекс «Дубрава», содержание которого тоже обходится в ощутимую сумму. Для сравнения: маленький бассейн в бюджете муниципалитета тянет расходов порядка 30 млн руб., а здесь целый КСК! Я уже задумывался, а не подарить ли его области — за 1 руб., чтобы они его содержали. Но пока мы еще в эту игрушку не наигрались, какое-то время посодержим, а как будет потом, жизнь покажет.

Во сколько встанет содержание центра искусств?

— Ясно, что в сумму войдут все жилищно-коммунальные услуги, налоговая составляющая и персонал: помыть, прибрать, охрана — это большие статьи. Плюс волонтеры и те люди, которые закреплены за площадками. Надо все обсчитывать, пока у меня нет конкретной цифры. 

Вам это неинтересно?

— Еще как интересно! Эта цифра есть у тех моих заместителей, кто ведет экономику, а я просто не успеваю заниматься всем. Я тут умирал три месяца, жил на этой стройке, перестал ходить на работу!

Сдавать в аренду какие-то помещения планируете, чтобы хоть немного заработать?

— Да, в некоторых случаях некоторые залы мы готовы сдавать. Но! Очень выборочно подходя к мероприятиям и категориям лиц, которые желают арендовать пространства.

Планируется ли открыть в центре ресторан? Он сюда просится.

— Сейчас на втором этаже сформирована лаунж-зона, в ближайшие дни в ней заработает кафе «Кондитория». Будет хорошая кондитерка с лицензией на алкоголь, где можно будет бокал хорошего вина выпить. Когда пространство наполнится жизнью, ничто не помешает нам открыть там модный ресторанчик — все перегородки на войлоке, они двигаются, пространство можно трансформировать. Но для этого нужен человекопоток, качественный оператор. Все это в один день не сделается. 

Чем планируете наполнять пространства — есть понимание, кого выставлять, наработаны ли контакты с художниками?

— Программа расписана на несколько лет вперед. В течение года планируем делать четыре больших концептуальных экспозиции, а раз в месяц выставлять интересных малоизвестных авторов. Вообще нам есть чем удивлять город долгое время. Например, зал исторического реализма полностью обустраивала семья Шмотьевых, это известные коллекционеры. У них работ хватит на несколько лет, даже если менять экспозицию каждые три месяца. Если говорить про современное искусство, здесь полет фантазии вообще огромный. Что касается скульптуры, то есть мысль списаться с уникальными авторами и привезти в город кинетическую скульптуру, движущиеся работы. 

А сколько у меня идей под малый зал! Например, мы покупали на аукционе Sotheby's офорт «Сон разума рождает чудовище» Франсиско Гойя из серии Los Caprichos, а потом я узнал, что у Сальвадора Дали тоже есть такие работы — он их повторил, раскрасил вручную. Мы их с большим трудом нашли в Новой Зеландии, выкупили. Их тоже можно выставить, музыку включим соответствующую, чтобы человек балдел. Ясно, что всякий раз должна быть какая-то вспышка, чтобы удивить народ!

Какими еще проектами вы сейчас заняты?

— Хватает работы в КСК — там занимается по 100 школьников в день! 24 февраля пройдут большие спортивные соревнования, ожидается несколько тысяч человек. И, конечно, занят здесь, в центре искусств. На эту выставку мы должны за три месяца привести минимум 15 тыс. человек.

Сколько будет стоить билет?

— А я еще не знаю! Какое-то время, наверное, будем впускать бесплатно — у нас даже кассы еще не построены. Потом будет предложен единый билет — в пределах 200-250 руб. Дошкольникам и младшеклассникам, возможно, сделаем бесплатный вход. Я постараюсь сделать цены привычными — как в Музее природы или в краеведческом, чтобы покрывать хотя бы расходы на экскурсоводов, волонтеров и практикантов.

А как в целом движется проект «Главный проспект»? Апартаменты в первой очереди удалось продать?

— Там порядка 60 квартир, есть пул тех, что проданы. Сейчас мы полностью остановили продажи в комплексе апартаментов, начнем реализовывать их в апреле. Входы на каждый этаж будут оформлять художники, так что жильцы окажутся в своем индивидуальном пространстве — будет чем похвалиться. Под старт продаж ювелиры разработали нам ключ, который, с одной стороны, является украшением, а с другой сделан как ключ Да Винчи — его можно разобрать и собрать десятизначный буквенный или циферный код. Чтобы запоминать свои пин-коды, например, и т. п. Такие ключи с бриллиантами стоят порядка 1 млн руб., есть идея их разыграть между покупателями первых десяти апартаментов. 

А что со второй очередью? Помню, вы планировали высокие домища на стилобате.

— Домищ в проекте никогда не было — было красиво. Наша концепция получила первое место в России среди проектов реновации промышленных объектов. Тем не менее, мы на сегодня рассматриваем вариант уменьшения объемов на 30% и строительство жилья класса «бизнес плюс» в классическом стиле. Если все пойдет по плану, то в августе мы выйдем на площадку.

Официальное открытие Международного центра искусств состоится сегодня. DK.RU предлагает заочно познакомиться с пространством и его наполнением.

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 1

На первом этаже выставлены произведения уральских мастеров — живопись Павла Ходаева, скульптура Андрея Антонова и Юрия Крылова

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 2

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 3

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 4

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 5

Первый зал и историческое здание с выставкой поп-арта и музеем камня соединяет просторный атриум

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 6

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 7

Выставка поп-арта в центре одна из самых крупных в стране, причем 30% работ в России ранее не экспонировались

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 8

Работы Энди Уорхола

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 9

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 10

Графика нескольких художников мирового уровня

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 11

Лаунж-зона на втором этаже

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 12

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 13

Старинный печатный станок, который можно попробовать в действии

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 14

Яркий образец современного искусства

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 15

Еще один

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 16

Зал исторического реализма — для тех, кто захочет немного отдохнуть от современного искусства

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 17

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 18

На первом этаже исторического здания Олег Гусев выделил 200 кв. м для части экспозиции Музея камня Владимира Пелепенко — здесь около 1 тыс. экспонатов. По словам г-на Пелепенко, этого мало — для полноценной выставки нужно «2-3-4 тыс. квадратов».

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 19

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 20

Палеонтологическая часть — древние окаменелости

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 21

Кирпичная кладка историческая, ей больше ста лет

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 22

Площадка под вторую очередь проекта готова, летом бизнесмен рассчитывает начать работы

Напомним, имя Олега Гусева в конце 1990-х — начале 2000-х гг. не покидало информационную повестку: уральский банкир (Золото-Платина банк, Мечел-банк, банки «Монетный дом» и «Драгоценности Урала»), экс-кандидат в мэры Екатеринбурга готовил город к саммиту ШОС в статусе вице-премьера областного правительства. Но после громкой и загадочной отставки г-н Гусев ушел в тень. Ранее в интервью DK.RU бизнесмен рассказывал, что сейчас занимается инвестпроектами собственного Уральского финансового холдинга и возвращаться в политику не планирует. 

В 2014 г. Олег Гусев выкупил площадку Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов (ЕЗОЦМ) в центре города у группы «Ренова» и объявил о намерении построить здесь на площади 1,85 га жилой квартал премиум-класса. В его рамках планировалась реконструкция высотного здания в квартале, выходящего на проспект Ленина, а также здания аффинажного завода 1916 г. постройки, которое является объектом культурного наследия. Первый этап проекта практически реализован: в высотке появились апартаменты, историческое здание превратилось в галерею в стиле «лофт».

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 23

Фото: DK.RU / Игорь Черепанов

«Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем? / ИНТЕРВЬЮ 24

Самое читаемое
  • «Мы — поставщик кадров для внутреннего рынка». Как устроена магистратура  УрГЭУ«Мы — поставщик кадров для внутреннего рынка». Как устроена магистратура УрГЭУ
  • Вышка не по карману: молодым россиянам приходится все чаще идти в колледжи вместо вузовВышка не по карману: молодым россиянам приходится все чаще идти в колледжи вместо вузов
  • Новенький в стае: как адаптировать принятого сотрудника, чтоб он не сбежалНовенький в стае: как адаптировать принятого сотрудника, чтоб он не сбежал
  • Срыв дедлайна — и финансовые, и эмоциональные потери. Как научиться укладываться в срокиСрыв дедлайна — и финансовые, и эмоциональные потери. Как научиться укладываться в сроки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.