Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Изнанка бизнес-объединений: что общего с профсоюзами и кто настоящий бенефициар

Изнанка бизнес-объединений: что общего с профсоюзами и кто настоящий бенефициар
Иллюстрация: DK.RU

Работу бизнес-объединений с властью скептики считают малоэффективной. Участники «большой четверки» соглашаются, что есть трудности. Вопрос в том, можно ли их преодолеть. Третья часть спецпроекта DK.RU

На фото — слева направо и сверху вниз: Дмитрий Потапенко, Борис Карнаухов, Николай Савин, Анатолий Филиппенков, Руслан Сагидуллин

Ранее в проекте: Сколько стоит лоббизм и как найти подходы к чиновникам

В заключительной части спецпроекта DK.RU собрал мнения предпринимателей о взаимодействии бизнес-объединений и власти.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании Management Development Group Inc:

Изнанка бизнес-объединений: что общего с профсоюзами и кто настоящий бенефициар 1— Я не состою в бизнес-объединениях «большой четверки», но они регулярно привлекают меня в качестве эксперта. Принято считать, что эти структуры эффективно лоббируют во власти свои интересы. На мой взгляд, это технически невозможно, потому что предпринимателей в России — около 6%. Зачем власти выстраивать отношения с таким меньшинством? Ее общение с бизнесом — скорее ритуал, призванный кого-то в чем-то убедить. По сути, это диалог мясника с коровой, который спрашивает, приставив к горлу нож: выбирай — молоко или мясо?

И размер бизнеса тут никакой роли не играет. Мы видим — олигархам то и дело напоминают, кто хозяин в стране. Помните, каким тоном президент говорил Олегу Дерипаске: «Авторучку мне верните сюда!» Или как он заботился о владельце «Мечела»: «К нему надо прислать доктора и зачистить все эти проблемы». Каждая из этих фраз приводила к обвалу акций на бирже.

Поэтому у бизнес-объединения возможностей не больше, чем у общества любителей бега. Возможно, единственный профит его участников — в том, что, общаясь друг с другом, они находят себе бизнес-партнеров. Но так ли нужен для этого «Союз Рыжих»?

Борис Карнаухов, председатель третейского суда УТПП:

Изнанка бизнес-объединений: что общего с профсоюзами и кто настоящий бенефициар 2— Я бы поделил все бизнес-объединения на две группы. Первая — всякого рода самостийные образования, возникающие по мере необходимости. Вторая группа — структуры, у которых сложились доверительные отношения с властью. Предполагается, что они лоббируют интересы предпринимателей, но в большей степени это антураж, показывающий, что чиновникам не безразлична судьба частного капитала. Ситуация ровно такая же, как и с профсоюзами, призванными защищать наемных работников, — результаты их деятельности не очевидны. Наверное, дело в том, что многие общественные организации в стране создаются административными методами, и раздача слонов ограничена узким кругом интересантов. По-другому пока не получается.

Николай Савин, президент «Центра недвижимости МАН» (член Совета Свердловского областного отделения «Опоры России»):

Изнанка бизнес-объединений: что общего с профсоюзами и кто настоящий бенефициар 3— Преимущества бизнес-объединений — в том, что власть не может игнорировать их запросы. Закон обязывает чиновников работать с общественными организациями, которые выступают посредниками между властью и гражданским обществом. Это не значит, впрочем, что участники «Опоры России» могут быстро договариваться с властью и решать проблемы. Прямые механизмы — нажми на кнопку, получишь результат — тут не действуют. Но если ты выступаешь не только как бизнесмен, а еще как человек, которому не чужды общественные интересы, твоя позиция предпринимателя тоже будет услышана. Не факт, что проблему удастся решить быстро, — обычно это требует времени. Иногда ничего не выходит, потому что сторонам трудно найти общий язык. Предприниматель старается идти по прямой, по пути наименьшего сопротивления, а чиновники боятся и держатся за свое кресло.

Но хорошо, что такой механизм есть, — время от времени он приносит результат. Ведь работа общественных организаций не требует особых затрат, офисов, рекламы. Многие из них держатся на энтузиазме участников — люди общаются, обмениваются информацией и стараются сделать мир лучше. Скажите им за это спасибо.

Анатолий Филиппенков, президент НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» (входит в НП «Опора»):

Изнанка бизнес-объединений: что общего с профсоюзами и кто настоящий бенефициар 4— Государство наделило бизнес-объединения инструментами, позволяющими контролировать работу чиновников. Это очень важно, поскольку должностным лицам теперь приходится учитывать мнение предпринимателей. Наша задача — работать в общественных советах при органах власти. Конечно, госслужащий может не согласиться с мнением, которое мы высказываем, поскольку предложения советов — рекомендательные, но сам процесс принятия решений стал более прозрачным. Что мешает этой деятельности? К сожалению, советы, особенно при главах муниципалитетов, работают неэффективно. Порой — для галочки. Предприниматели ведут себя пассивно — не приходят в советы и не выступают, хотя Владимир Путин говорил, что эту деятельность надо активизировать. В результате самой эффективной площадкой оказался общественный совет по защите прав предпринимателей при областной прокуратуре. И сейчас мы всячески призываем малый бизнес выходить из окопов.

Руслан Сагидуллин, президент ГК «Солнечный дом»:

Изнанка бизнес-объединений: что общего с профсоюзами и кто настоящий бенефициар 5— Предпринимателям полезнее отраслевые союзы. Если свести в одном месте сапожника, пирожника и трубочиста, общих интересов у них не будет. А к бизнес-объединениям, претендующим на определенную политическую роль, я отношусь скептически. Ибо сегодня в глазах общества собственник бизнеса выглядит жуликом, не в последнюю очередь благодаря государственной политике и политике государственных СМИ. Власть не хочет, чтобы средний класс стал влиятельной силой. Политическое поле наверху выжжено — представителей частного капитала туда не пускают.

Чтобы объединения предпринимателей стали эффективными, необходимо целеполагание на уровне страны. Если мы хотим выйти из кризиса, нужно задавать конкретные показатели роста. За контрольные цифры должны отвечать министерства и ведомства, а в регионах — губернаторы и мэры (сити-менеджеры). Того, кто не справляется, — увольнять. Тогда власть будет заинтересована в диалоге с представителями частного капитала.

Нельзя сказать, что государство бросило предпринимателей на произвол судьбы. Но его помощь очень избирательна. В тех же бизнес-объединениях бенефициарами становится небольшое число компаний, лоббирующих свои частные интересы (пусть госпредприятия покупают наши трубы). А нужно, чтобы выгода была общей. Это не значит, впрочем, что организации вроде СОСПП, «Опоры России» или «Деловой России» бесполезны. Пусть будут. Не надо только многого от них ожидать.

Читайте далее: Кто есть кто в уральском лобби

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.