Подписаться
Курс ЦБ на 24.04
93,29
99,56

Дешевая водка скоро кончится

Cквозь водочную бутылку: Россия — полмира Россия — это ровно половина всего мирового рынка водки. Россияне выпивают в год примерно 220-250 млн декалитров водки. Или, используя более привычн

Недавнее решение правительства о введении минимальных цен на спиртное и ограничении импорта всех видов алкоголя можно смело назвать сенсационным.Ничего подобного в России не было со времен горбачевской антиалкогольной кампании. В основу закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» легла программа, подготовленная концерном «Росалко». Новый закон грозит кардинальным переделом алкогольного рынка страны: на недосягаемые высоты возносятся русская водка и ее производители, а иностранцам придется менять всю систему работы в России. Или уходить. Закон запрещает иностранные инвестиции в производство и сбыт спиртного крепче 20 градусов, кроме того, предполагает ограничить приток импортного спиртного, введя квоты на импорт. Результат воплощения этих новаций в жизнь легко прогнозируем: «Росалко» получит неограниченные возможности, иностранцы же будут отсечены от рыночного пьедестала, на который у них были возможности взобраться.

Cквозь водочную бутылку: Россия — полмира

Россия — это ровно половина всего мирового рынка водки. Россияне выпивают в год примерно 220-250 млн декалитров водки. Или, используя более привычную единицу измерения, от 4,4 до 5 миллиардов пол-литровых бутылок (в среднем 14 литров в год на человека).

Господство на столь внушительном рынке дорого стоит. До сих пор ни одна из компаний или групп не могла однозначно сказать: «Мы здесь хозяева». Хотя больше всего оснований для этого есть именно у «Росалко»: по данным этой компании, в последние 5 лет в стране выпускалось в среднем по 120-150 млн декалитров водки за год (хотя в прошлом году произошел некоторый спад). Поскольку «Росалко» объединяет большинство ликероводочных заводов России, то уж никак не менее половины отечественного рынка водки она все-таки контролирует. Но половины мало.

В США сейчас господствует с 66-процентной рыночной долей водка ABSOLUT. Шведская. А «Столичная» занимает еще 17% рынка, и для нее показатель этот — далеко не предел. Итак, почти 85% американского рынка водки в руках шведов и русских. Такое положение, следуя логике «Росалко», просто не может не вызвать протеста коллег-водкоделов из братских Соединенных Штатов, и, очевидно, скоро мир узнает о новой инициативе конгресса США по квотированию импорта водки в эту страну. Ведь именно водка из Германии, десятки марок a la russe, шествует в арьергарде дешевого европейского пойла, отбивающего потребителей у русской водки, а проценты рынка — у «Росалко». Не меньшее буйство должны вызывать и хохол-купчина, и белорус-купчина, и даже купчина-казах. Водка из стран ближнего зарубежья (ее, не мудрствуя лукаво, тамошние производители обычно именуют «Столичной», «Московской» и.т.д.), очень сильно проигрывая в качестве, тем не менее выигрывает в цене у русской водки и больно, по-рыночному, бьет «Московскую» из Москвы.

Но виновато в этом российское правительство. В России сейчас самый высокий акциз на водку: 85% против 70-75% в других бывших республиках. Долгая борьба «Росалко» за снижение акциза фактически ни к чему не привела — хотя механизм его сбора в этом году и изменился (стали взимать 85% не за водку как таковую, а за напитки крепостью более 28 градусов, для менее же крепких напитков акциз снизили до 80%), все остается по-прежнему. Водки, выпускаемые в СНГ, в России стоят почти на 40% дешевле «родных», ведь ввозимая в Россию из других стран СНГ продукция, ко всему прочему, не облагается ввозной пошлиной. Та продукция составляет небольшую часть водочного рынка России(2-3%), но, попадая в «критические точки алкогольного рынка» — Москву и Петербург, влияет на общий уровень цен на водку. В Москве объем продаж водок из СНГ составляет уже 5% от всего объема и продолжает расти. Новый закон, так приободривший «Росалко», реально этой проблемы не решает. Вопрос с акцизом остается открытым, в законе лишь закреплена обязательная маркировка ввозимой в Россию водки акцизными марками, но это давно не новость.

До сих пор украинская водка, поступавшая в Россию, не облагалась акцизными сборами ни у себя на родине, ни на территории РФ. Россия не взимала акцизы, потому что выполняла соответствующее соглашение, достигнутое в рамках СНГ. Украина же в одностороннем порядке освободила своих производителей от уплаты акцизов на тот случай, если товар вывозится за пределы респубики. То есть у украинских экспортеров водки появился сильнейший стимул вести свой товар в Россию, где им была обеспечена огромная фора перед конкурентами — на каждом литре они заведомо выигрывали 3,5 ЭКЮ (20 тысяч рублей), то есть ставку ввозного акциза на водку в России. Во всяком случае по поставкам низкокачественной водки украинцы стали безоговорочными лидерами ( на место среди производителей элитных марок они, собственно, и не претендовали). Отечественным производителям алкоголя министры с готовностью пошли навстречу.

Это и неудивительно — задача протекционизма в данном случае прекрасно сочеталась с проблемой латания дыр в бюджете. По оценкам правительственных экспетров, «распущенность» алкогольного рынка, и прежде всего его доступность для изделий, не снабженных акцизной маркой (будь то украинская водка или контрабандный, а то и подпольного производства товар), стоит бюджету около 50 трлн рублей в год. Это, для сравнения, приблизительно вдвое больше, чем государство рассчитывает потратить в 1996 году на разрушение и восстановление народного хозяйства Чечни. Указом по взиманию акцизов с украинского алкоголя объявлена погоня за двумя зайцами: во-первых, Москва теперь возьмет в свой бюджет акцизный сбор с украинской водки, от которого отказался Киев; во-вторых, российские марки алкоголя избавятся от одного из демпингующих конкурентов. Впрочем, после данного указа остаются еще другие соперники, отдающие товар по бросовым ценам. Это в первую очередь контрабандисты и подпольщики. И, по логике, для их нейтрализации потребуются другие решения. Как стало известно еженедельнику «Интерфакс — АиФ», такие решения уже подготовлены и должны быть в ближайшее время утверждены и обнародованы. Среди планируемых мер — установление минимальной цены на алкоголь, конфискация не снабженного акцизными марками товара и квотирование закупок пищевого спирта предприятиями. Минимальная цена будет установлена на уровне где-то между демпинговой ценой (около 5,5 тыс.рублей за 0,5 л водки) и средней рыночной ценой (около 9тыс.рублей). Так, квотирование закупок спирта даст возможность отслеживать потоки этого сырья. До сих пор движение спирта, по признанию самих правительственных чиновников, практически не контролировалось.

В целом выстрелы из этой обоймы президентских и правительственных решений вряд ли вызовут громкое недовольное эхо любителей дешевой водки. А насколько благотворно они отразятся на доходной статье бюджета — это уже вопрос исполнения решений таможенниками, налоговой инспекцией и милицией. Вопрос, как обычно, большой и открытый.

Вспомним, как покупали в «Березке» Johny Walker

Кроме бывших соседей, не слишком разборчивых в средствах, у «Росалко» есть конкуренты, чье присутствие на российском алкогольном рынке каждого любителя выпить может только радовать.Это мировые алкогольные лидеры, чьи напитки выбиваются в первые строчки рейтингов популярности спиртного даже в тех странах, куда их поставляют совсем недолго. В России демонстрируют это завидное качество и водка Smirnoff (продукт корпорации Grand Metropolitan), и джин Beefeater (корпорация Allied Domecq), и вермут Martini с ромом Bacardi (группы Bacardi-Martini).

«Росалко» подчеркивает: закон предполагает квотирование объема импорта водки, но никто не собирается сокращать объем поставляемых джинов, виски, коньяков и.т.п. Это, мягко говоря, неправда. Как раз любители этих напитков и могут пострадать в первую очередь. В законе заложена вполне четкая концепция: объемы всего импортного алкоголя не должны превышать 20% от емкости рынка России. Причем доминирующую долю в импорте (не менее 80%) должны составлять «виноградные вина и иные напитки с объемным содержанием этилового спирта не более 20%» (примерный перевод на разговорный язык — крепостью не более 20°). Простая арифметика показывает, что на долю всех импортируемых напитков крепче 20 градусов — не только водки, но еще и джина, виски, коньяка, бренди, рома, кальвадоса — выделяется квота, эквивалентная всего-навсего 4% от общей емкости рынка России. Едва ли мировая практика цивилизованных стран знает такие ограничения.

Впрочем, российский рынок спиртного особенный, и почему бы не испытать и особые методы его управления.Между тем для иностранных участников рынка закон сулит совсем не смешные последствия.

Практически все компании, делающие погоду на мировом рынке спиртного, в России для торговли своими напитками привлекают (или создают новые) компании с иностранным капиталом. Новый закон запрещает это. И если он действительно заработает, им придется ломать сформировавшуюся сбытовую систему и строить новую — фактически с нуля. И если закон вступит в силу, аргументы «Росалко» перевесят контаргументы всех его конкурентов — и отечественных и западных. А тем, кто предпочитает водке виски, ром или джин, придется искать что-то вроде магазина «Березка» — как в былые советские времена.

Дешевая водка кончится после президентских выборов

Если с водкой все понятно — в конце концов российские заводы способны обеспечить далеко не трезвенническое население страны любым ее количеством, то с еще недавно экзотическими для нас напитками из винограда дело обстоит куда сложнее. Правда, эксперты утверждают, что любители Martini в данном случае пали жертвой высокой политики: Европа очень часто применяет для ограничения импорта различного рода квоты, и столь же часто под их действие попадают российские товары. Поэтому правительству просто надо было показать европейцам зубы: мол, мы тоже не лыком шиты — в случае чего можем принять аналогичные меры и в отношении более значимого европейского импорта в Россию (например, продовольственного).

Итак, что же будет с ценами? Правительственные эксперты, в частности замминистра Яков Уринсон, утверждают, что они вырастут на 10-15%. Очевидно, что этот прогноз можно считать оптимистическим и действовать он будет только до выборов президента. Квотирование импорта несомненно приведет к повышению цен на элитные и просто дорогие виды спиртного. За лицензию на импорт надо будет платить. Неизвестно к тому же, какими будут размеры квот: объявленный сейчас 15-процентный предел может измениться как в ту, так и в другую сторону. В прошлом году импортная выпивка составила почти четверть всего спиртного на российском рынке.

Что касается дешевой импортной водки, то ее вовсе не будет — ради этого, собственно, и вводится государственное регулирование. Освободившееся место займут российские производители, которые, разумеется, не преминут взвинтить цены. Все последние годы объемы самогоноварения снижались, но теперь заброшенные в сараях аппараты могут понадобиться вновь — тем более что, как с трогательной серьезностью пишут авторы «алкогольных» постановлений, «производство алкогольной продукции, произведенной гражданами(физическими лицами) не в целях сбыта», лицензированию «не подлежит». Ну, а кто же и когда гнал первач для продажи? Только для себя.

Впрочем, не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что повышение цен на водку произойдет только после президентских выборов.

В составе нынешнего правительства нет политических камикадзе, и жертвовать из-за жалких 2 трлн рублей в месяц величайшим своим социальным завоеванием никто из них не будет. Ведь в «застойных» ценах бутылка водки стоит сегодня около 2 руб.00 коп.

Регионы, равняйтесь!

Российский концерн «Росалко» сегодня активизирует свою деятельность в регионах. В частности, он сделал предложения о покупке крупных пакетов акций (25-30%) ряду винно-водочных предприятий Сибири и Алтая. Судя по всему, «Росалко» для них является наиболее желанным акционером.

Чтобы повысить качество своего товара, местные ликеро-водочные заводы предпринимают конкретные шаги. В частности, Барнаульский ЛВЗ начал реализацию целой программы по защите своих изделий от подделки. На одном из челябинских предприятий размещен заказ на разработку и изготовление формы для новой водочной бутылки, которая будет выпускаться на Ижевском стеклозаводе. В Германии будут закуплены автоматы (по $150 тыс. каждый) для наклеивания на бутылки трех этикеток. Рассматривается вопрос о приобретении современной германской технологической линии по производству, розливу и упаковке готовой продукции стоимостью DM1,8 млн.

Примеру сибирских и алтайских производителей по логике очень скоро должны последовать производители и из других регионов России. Меры правительства по защите интересов национальных производителей дают им шанс восстановить былое господство в своих регионах, и заводы будут искать самые разные способы достижения этой цели.

О ситуации на екатеринбургском АО «Алкона» подробней узнать не удалось, по той простой причине, что родная «ликероводка» работает неполную рабочую неделю. Ну очень неполную.

Заждались хоть каких-то мер поддержки и виноделы другого предприятия — Среднеуральского винзавода, который животворного влияния последних президентских указов пока еще не почувствовал. Общая тенденция говорит о неуклонном спаде объемов производства на этом винзаводе. В 1990 г. здесь было произведено 1 млн декалитров спиртных напитков, в 1994 г. — 500 тыс. дал, в 1995 г. — 244 тыс. дал, план 1996 г. — 110 тыс. дал.

Интересные данные, в частности, приводит Евгений Розин, начальник отдела сбыта Среднеуральского винзавода: в 1 и 2 кварталах в Верхней Пышме в 1995 г. потребление водки, согласно статистическим данным, составляло 25,4 и 22,2 тыс. дал соответственно. В третьем же квартале произошел всплеск — 42,1 тыс. декалитров. Четвертый квартал — некоторое снижение, но все-таки 33,4 дал. Это явление можно объяснить тем, что в середине лета’95 на рынке широко появились жестяные банки 0,33 л со всевозможными водками. И они очень пришлись по душе homo postsoveticus. Видимо, 0,5 л «на троих», как в старые добрые времена, уже не берет.

На фоне увеличения продаж «огненной воды» сбыт натуральных виноградных вин резко снизился. Так,по данным статистики, на той же территории реализовано вина: 1 кв. — 20835 дал, 2 кв. — 18804 дал, 3 кв. — 11621 дал, 4 кв. — 12678 дал.

Причина снижения реализации вина кроется прежде всего в общем снижении покупательской способности населения. Российский потребитель предпочитает за свои «кровные» иметь соответствующий градус. И если торговля предлагает за примерно одинаковую цену поллитра водки и 0,7 литра вина, то потребитель все-таки пока предпочитает градус поубойнее. Тут уж ему не до тонкого букета и полного гармоничного вкуса.

В целом же Среднеуральский винзавод, да и другие предприятия, производящие алкоголь, напоминают сильно израненные боевые корабли, гордо поднявшие флаг «погибаю, но не сдаюсь». Команда предпринимает отчаянные попытки: учитывая тягу населения к более дешевым, но «сердитым» напиткам, разрабатываются технологии, закупаются рецепты. В настоящее время 30-40% выпуска продукции составляют винные напитки, которые дешевле, но все-таки качественны. «Сударь» и «Сударушка» — крепкая парочка — 35° и 28° с очень необычным букетом и вкусом. На подходе оригинальный (по собственному рецепту) напиток «Семь братьев», близкий по кондициям к полюбившейся всем, но почти исчезнувшей израильской водке «Стопка».

О натуральных виноградных винах, выпускаемых среднеуральцами, и говорить особо не нужно. 35-летний опыт производства, широкий ассортимент (до 15 наименований), высокое качество,полная гарантия безопасности (при разумном, конечно, потреблении) делают продукцию среднеуральского винзавода вполне привлекательной для торговли.

Если бутылка хорошего венгерского вина «Кадарка» стоит 15-17 тыс. руб., то 9 тыс. руб. за «Алиготе марочное» или «Совиньон марочный» (тот же класс) покажутся совсем божескими. Среднеуральский винзавод гарантирует качество и подчеркивает, что если в оговоренный гарантийный срок с вином что-то случилось, винзавод без промедления заменит его на качественный товар. Да и спросить есть с кого. Завод же не сможет в одночасье исчезнуть, как исчезают многие мелкие коммерсанты, сбагрив свой товар.

Уверенность в качестве своей продукции дает коллективу и право на защиту своего детища. На всех вновь разрабатываемых этикетках в обязательном порядке упоминается, что продукт изготовлен именно на Среднеуральском винзаводе. Декоративный термоусадочный колпачок призван не только украсить горлышко бутылки, но и не допустить «несанкционированный допуск» к драгоценной влаге лихим любителям разводить и разбавлять.

Итак, команда Среднеуральского винзавода не оставляет усилий по своему спасению. Но на развитие все-таки сил не хватает. Здесь приходится уповать на разумный протекционизм со стороны властей — и местных, и федеральных.Однако все Указы и Постановления остаются пока только на бумаге.

 

Среднеуральский винзавод (268) 2-58-93

 

При подготовке статьи использованы материалы «КоммерсантЪ-Daily»

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.