Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

«Деньги без эмоций больше не работают»: экс-маркетолог «Гринвича» — о новых форматах ТРЦ

«Деньги без эмоций больше не работают»: экс-маркетолог «Гринвича» — о новых форматах ТРЦ
Иллюстрация: Личный архив Ирины Тебеневой

«Наши ТРЦ до сих пор в позиции: «Мы крутые, вы нам за все платите», но зачастую УЖЕ ВЫ должны платить за проекты, которые создают атмосферу — именно атмосфера притягивает людей», — Ирина Тебенева.

Еще буквально вчера в Екатеринбурге один за другим открывались новые торговые центры. Но бум потребления, который мы все наблюдали несколько лет назад, прошел, и перед огромными моллами стоит сейчас вопрос, как сохранить старых покупателей и привлечь новых. В том числе и представителей того самого поколения Z, о которых Ирина Тебенева уже рассказывала. 

В новой колонке на DK.RU она рассуждает на тему форматов бизнес-центров. Потому что эта тема ей так же близка и интересна, как и теория поколений — 10 лет Ирина была маркетологом ТРЦ «Гринвич».

Ирина Тебенева, маркетолог и психолог:

— На днях мне на глаза попалась странная статья в местном издании: библиотека позвала бизнесменов, и они обсуждали, как сделать так, чтобы люди перестали ходить в ТРЦ, а пошли бы в книжные архивы. Странной эта статья для меня стала из-за самой постановки вопроса. Причем даже спикеры шутили: «Потом соберемся и будем обсуждать, как возродить бумажные газеты». И я с ними согласна. 

Я живу рядом с «Белинкой», но и то не могу представить повода, чтобы туда пойти, потому что даже при подготовке научной работы я обходилась без нее. Наверное, библиотеки могут меняться, перестраивать свой формат и становиться общественными пространствами, но для меня было бы более понятно, если бы библиотека внедрилась в торговый центр, а не заменила бы его. Если уже есть «намоленное место», где существует поток людей — нужно его использовать.

«Деньги без эмоций больше не работают»: экс-маркетолог «Гринвича» — о новых форматах ТРЦ 1

Библиотека в Сеуле, которая стала частью ТРЦ

В Сеуле я видела реализацию такой идеи, и это было потрясающе: атриум торгового центра был оформлен книжными стеллажами высотой в три этажа. Возможно, наши торговые центры могли бы тоже организовать такие пространства — с пуфиками и кофе, где было бы уютно сидеть и читать, был бы хороший интернет, чтобы можно было скачать электронные книги. Там собирались бы клубы по интересам и обсуждали книжные новинки. Та же молодежь  — она ведь читает, но что? Имена авторов, которые популярны у моей 14-летней дочери, мне не говорят ни о чем. 

Это все к чему? Обсуждение того, как привлечь людей в городские библиотеки, иллюстрирует простую истину: большинство из нас все еще думает прошлым. И бизнес — не исключение. Предприниматели все еще уверены, что можно ввалить денег, и все заработает. Раньше было как? Если у тебя хороший бюджет, то раскрутить можно все что угодно. Но прикол сейчас в том, что очень часто деньги могут и не сработать. Нужны не деньги (или не ТОЛЬКО деньги), потому что главное — это эмоции. 

Я помню интервью Игоря Заводовского [основатель «Общества “Малышева-73”, владелец ТРЦ «Гринвич», — прим. ред.] в 2005 году, когда он рассказывал, что пришло время других торговых центров — теперь в них появится место и для досуга. На тот момент в Екатеринбурге были «Успенский», «Универбыт», и эти слова про досуг звучали очень прогрессивно.

Проще всего поделить пространство на 50 кв. метров —  это самая популярная  площадь у частных предпринимателей. Но если ты думаешь «длиннее», то создаешь фонтаны, дорожки, какую-то философию. В начале 2000-х, когда подобное уже было в Москве и за границей, тренд был уловлен — появился «Гринвич» с лозунгом «Отдыхая, покупай». Долгое время владельцы других местных торговых центров не понимали такой концепции, а потом и им пришлось меняться.

Теперь, вероятно, «досуг» в ТРЦ должен выходить на новую стадию. Однажды к нам в «Гринвич» приходил питерский арендатор с идеей сделать парк развлечений на 16 тыс. кв. м. Концепция была очень интересная: одно пространство объединяло бы разные развлечения — теннис, боулинг, настольные игры, роллердром. Там же был бы кинотеатр, где показывают все время фильмы, но не те, которые сейчас идут в прокате, а те, что мы все уже знаем: диснеевские, советские — можно зайти на любом месте и «включиться». Любой человек может купить билет и участвовать в любых развлечениях, а активности меняются каждые полгода.

Для «зетов», как я вижу, здесь было бы три важных момента: во-первых, ты можешь прийти туда без компании и найти ее там. Предполагается, что у них, выросших в Сети, будет дефицит живого общения. Во-вторых, тут все равны: неважно, сколько у тебя или твоих родителей денег — ты купил билет, и этого достаточно, чтобы быть частью этого мира. В-третьих, если активности меняются каждые полгода, это не надоедает.

По каким-то причинам тогда дальше переговоров дело не пошло. Но сейчас история с торговыми центрами стала отчасти тупиковой. Большое количество свободных площадей, а многие ТРЦ Екатеринбурга до сих пор находятся в позиции: «Мы крутые, мы построили коробку, и вы нам за все платите». С этой мысли очень трудно перестроиться, но зачастую УЖЕ ВЫ должны платить за привлечение проектов, которые создают атмосферу —  именно атмосфера притягивает людей.

Раньше все считали: «Зачем нам непрофильный бизнес? Мы сдаем площади в аренду, операторы приходят и управляют», и это было правильно. Сейчас по-другому: операторы не могут платить высокую аренду и нет инвестиций. Чтобы твой ТЦ был лучшим, тебе приходится вкладывать даже после того, как ты все построил. 

Хороший пример — «Радуга», которая инвестирует огромные деньги в развитие парка, потому что нет тех людей, которые были бы готовы в это вкладываться. В итоге в «Радугу», изначально задуманную как «районный торговый центр», едут люди со всего города, и это действительно комфортное современное пространство. 

Парк стал эмоциональной составляющей «Радуги», потому что парков у нас практически нет. Да, есть ЦПКиО, но, когда мы всей семьей приехали в фан-зону, моя мама с удивлением сказала: «20 лет тут не была, а ничего не изменилось». Это же абсурдно: мир-то ведь изменился, а мы, выходит, нет.

«Деньги без эмоций больше не работают»: экс-маркетолог «Гринвича» — о новых форматах ТРЦ 2

«Парк» на крыше торгового центра в Сеуле

Да, не у каждого торгового центра есть рядом парк, но эти ресурсы можно создавать внутри, как сделали в московском «Вегасе» в Крокус-Сити: в самом торговом центре растут настоящие деревья, есть водоемы — там полное ощущение, что ты находишься где-то в  лесу. Много таких ТРЦ в Китае и Корее. Более того, в некоторых из них ты можешь сам посадить растение, а потом приходить и за ним ухаживать. Вот вам и эмоциональная привязка. Таких идей множество — можно даже ничего не придумывать, а просто собрать по миру лучшие и те, что вам подходят. Все это потребует денег, но работать без эмоций — уже не получится. 

Фото: личный архив Ирины Тебеневой

Текст: Полина Борисевич для DK.RU

«Деньги без эмоций больше не работают»: экс-маркетолог «Гринвича» — о новых форматах ТРЦ 3

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.