Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Cпециалист широкого профиля

Прежде чем заняться рекрутментом, Елена Белоногова сменила столько профессий и занятий, что, по сути, изучила многие дефицитные специальности изнутри. И когда начала зарабатывать на подборе кадров,

Прежде чем заняться рекрутментом, Елена Белоногова сменила столько профессий и занятий, что, по сути, изучила многие дефицитные специальности изнутри. И когда начала зарабатывать на подборе кадров, нюансы были уже понятны. Оставалось привести знания в систему и использовать как маркетинговый инструмент.

досье
Елена Белоногова
Родилась в 1952 г. в Свердловске.
Образование: 1969-1973 гг. — СИНХ, факультет товароведения.
Карьера: 1973-1975 гг. — ОРС Ковдоровского горно-обогатительного комбината, юрисконсульт;
1975-1976 гг. — оптовая база «Росхозторга» (Мурманск), юрисконсульт;
1976-1977 гг. — Свердловская област­ная оптовая база «Ростекстильторга», товаровед, экономист;
1977-1984 гг. — Свердловская областная парфюмерная база «Росгалантерея», товаровед диспетчерской службы, затем главный товаровед;
1984-1989 гг. — ИВЦ управления торговли Свердоблисполкома, старший программист, экономист отдела внедрения задач АСУТ;
1989-1992 гг. — Свердловская област­ная база «Росторгодежда», начальник отдела вычислительной техники;
1992-1993 гг. — компания «Крон-инвест», маркетолог;
1993-1994 гг. — внешнеэкономическая торгово-промышленная компания «ЕКО», ведущий специалист торгового отдела;
1994-1995 гг. — компания «Герос», ведущий специалист по реализации;
1995-1996 гг. — предприятие «Ин­трас-Урал», ведущий специалист по оптовой торговле;
с 1996 г. — директор кадрового агентства «Карьера Юнион».
Семья: замужем, две взрослые дочери.

Режиссер Франсуа Трюффо, начинавший карьеру кинокритиком, говорил, что в детстве хотел стать мороженщиком, поскольку ни один ребенок не помышляет зарабатывать на жизнь публикациями в журналах. Если бы Елене Белоноговой сказали: будешь рекрутером, она удивилась бы не меньше. В школе Лена училась хорошо, успевала по математике, но выбор вуза казался головоломкой. В 17 лет она мечтала придумать машину, которая могла бы точно определить, какая работа подходит ей больше. Чтобы решить все вопросы и не мучиться. Чудо-машины у Елены Белоноговой нет и сегодня, зато появились технологии, благодаря которым можно определить предназначение человека и его место.

Окончив школу, Елена выбрала СИНХ — методом исключения. Считала себя недостаточно подготовленной по физике, чтобы идти в УПИ, медицина представлялась чем-то далеким, ну и так далее. Решила по­ступать в СИНХ на факультет товароведения, на который был самый большой конкурс — девять человек на место, поскольку в стране всеобщего дефицита работники торговли ценились выше инженеров. «Но даже если человек поступил в вуз наугад, к третьему курсу он уже начинает понимать, куда попал. В торговле тех времен все вертелось вокруг дефицита и блата. Нужно было иметь крепкие локти, что совсем не в моем характере. И я решила: торговля — не для меня», — признается г-жа Белоногова. Зато ее подруга была в восторге от учебы в юридическом институте, куда Елена стала ходить на лекции вольнослушателем. После СИНХа она планировала получить второе высшее образование и стать юристом. Но прежде требовалось отработать три года по распределению товароведом. Получив направление, девушка отправилась в город Ковдор Мурманской области, на границе с Финляндией.

Де-факто и де-юре

В отделе рабочего снабжения Ковдоровского горно-обогатительного комбината ждали молодого специалиста. Правда, вакансии товароведа не оказалось, зато срочно требовался юрисконсульт — это место и предложили выпускнице СИНХа. Елена обрадовалась: к поступлению в Ленинградский юридический у нее уже будет практика по новой специальности. На отдел снабжения полагался только один юрист, так что учиться Елене было не у кого. Как формируется документация, как действует законодательство в сфере промышленного предприятия — все это пришлось осваивать самостоятельно. «Здесь я поняла, как много решают правильно оформленные документы, — говорит она. — Одна неточная дата, отсутствие подписи, поставленная не на месте печать или неграмотная формулировка договора — подобные оплошности поставщика позволяли предъявить ему претензию, потребовать возмещения ущерба и выиграть дело в суде». Перспективную сотрудницу комбинат не хотел отпускать, даже когда она сообщила, что выходит замуж и собирается перебраться к жениху в Мурманск.

Получить «открепительную» все-таки удалось — карьеру юрисконсульта Елена продолжила на мурманском оптовом предприятии, но спустя полгода планы ее изменились. Теперь она ждала ребенка, а рожать вдали от родительского дома, от мамы было страшно. К тому же в Мурманске у молодоженов не было своей квартиры — снимали комнату. В 1975 г. Елена вместе с мужем вернулась в Свердловск.

Здесь все пришлось начинать с нуля. После декрета она устроилась товароведом, а затем экономистом в плановый отдел оптовой базы «Ростекстильторга», а спустя год поступила в диспетчерскую службу парфюмерной базы «Росгалантерея». Елена Белоногова: «На базе я выполняла работу, которую сейчас называют логистикой. От меня требовалось обеспечить ассортиментный минимум продукции базы во всех магазинах области. Получив заявку от клиентов, я должна была проконтролировать, чтобы товар подготовили, расфасовали и вовремя доставили по назначению».

Вскоре ей предложили стать главным товароведом базы, которая обеспечивала парфюмерно-косметическими товарами предприятия розничной торговли Свердловской области, а также контролировала сбыт продукции, выпускаемой фабрикой «Уральские самоцветы» (сейчас — концерн «Калина»), и поставки туалетного мыла с жирового комбината. Уральскую косметику и парфюм в первую очередь отправляли в союзные республики, Москву, Ленинград. А тем, что оставалось, снабжали другие города России и по остаточному принципу — Свердловскую область. В обязанности главного товароведа входило тестирование губной помады, духов и прочих новинок, их ежегодные презентации и продажа на всесоюзной ярмарке в Москве. Но главное, приходилось анализировать рынок сбыта, вести учет поставок, изучать потребительский спрос и делать прогнозы, т. е., как сказали бы сейчас, заниматься маркетингом.

В начале 80-х гг. при объединении «Росторгодежда» открылся вычислительный центр. Чтобы упростить ведение бухгалтерского учета, упорядочить товародвижение, требовались программные продукты, созданием которых занимались специалисты ИВЦ управления торговли Свердловской области. Елене Белоноговой предложили выступить переводчиком между сферой торговли и двенадцатью программистами, работавшими под ее началом. «Организаторские способности, скрупулезность и ответственность у меня были всегда. Но я не лидер по натуре, — объясняет она. — Впрочем, при руководстве небольшой командой быть лидером не так уж необходимо. Это важно, если ты возглавляешь крупную компанию, функционирующую по принципу единоначалия, мощной централизованной власти. А в малом и среднем бизнесе другие требования к качествам босса».

В 1986 г. у Елены родилась вторая дочь. В стране уже шла перестройка, стали появляться первые коммерческие предприятия. За границу отправляли лес, металл, нефтепродукты, в Россию завозили китайские пуховики, шоколадки «Марс» и «Сникерс», йогурты, пиво в банках, корм для собак. Наличные деньги были в дефиците, и зарплату на предприятиях выплачивали товарами. Елена переживала, что за год декретного отпуска отстанет от жизни: «Выйду из декрета неперестроенная!» И тут друг детства Сергей Хмелев пригласил ее в компанию «ЕКО» — коммерсантам от комсомола требовались специалисты в оптовой и розничной торговле. Фирма была посредником между отечественными промышленными предприятиями (активно отправлявшими свою продукцию за рубеж) и иностранными торговыми структурами. Елена Белоногова стала составлять документацию, необходимую для подобных процедур, и учитывать товарные и денежные потоки. Большинство сотрудников «ЕКО» оказались людьми с коммерческой хваткой, способными быстро осваивать новые дела. Почти все они впоследствии открыли собственные компании.

Элитарный старт

Идея создать свое кадровое агентство появилась, когда Елене и подруге — коллеге по «Интрос» Валерии Ковригиной — пришлось подбирать для фирмы бухгалтера через рекрутинговую компанию. «Почему бы нам не сделать такую же?» — предложила Валерия. Идея была хороша прежде всего тем, что в отличие от торгового или производственного предприятия кадровое агентство не требовало значительных расходов на старте. Поначалу для рекрутеров было достаточно небольшой комнаты, стола, двух стульев и телефона. Елена Белоногова: «Я всегда была офисным работником со средним уровнем дохода, который не позволял сколотить капитал. А брать кредит мы не рискнули, хотя банки тогда давали деньги на выгодных условиях. Причем сроки выплаты по кредиту многие коммерсанты нарушали без особых проблем».

Прочитав в газете объявление о том, что в Москве пройдет конференция специалистов по подбору персонала, подруги не раздумывая решили ехать. Перед дорогой купили книжку Валерия Полякова о рекрутинге, чтобы не показаться среди профессионалов невеждами. Но научиться им предстояло еще многому. Это стало ясно, когда начинающие бизнесвумен оценили образованность и интеллект рекрутеров, собравшихся на конференции. Первыми рекрутерами были специалисты МИДа, еще с советских времен отшлифовавшие технологии отбора загранкомандированных. Форум организовали московские гуру российского рекрутмента Анатолий Купчин (агентство «Контакт»), Валерий Поляков (сеть «Метрополис»), Михаил Богданов (сеть «Консорт») и транснациональные рекрутинговые компании (для обмена профессиональным опытом и с целью создания Всероссийской ассоциации консультантов по подбору персонала — АКПП). Спустя три года Елена Белоногова вместе с ведущими екатеринбургскими компаниями («Метрополис», агентство «Карьера», «Урал-Кадры», «КБЕ») организовали Ассоциацию Рекрутинговых Агентств Урала (АРАУ) как представительство АКПП.

В мае 1996 г. две женщины зарегистрировали в Екатеринбурге собственное кадровое агентство «Карьера Юнион». За скромную плату арендовали комнату в помещении библиотеки. По сути, нелегально — бюджетные учреждения не имеют права сдавать свои площади, но в 90-е гг. библиотеки работали в таких нищенских условиях, что другого выхода у них не оставалось. Комнату делили с частным психологом: рекрутеры работали здесь в первую половину дня, психолог — после обеда.

С начала работы предпринимательницы сделали упор на иностранные компании, которые в то время активно набирали региональных дистрибьюторов, — стали предлагать им свои услуги по поиску персонала. Вскоре удалось получить первый заказ от уральского представительства компании Coca-Cola, которому требовалось провести обзор заработных плат в Екатеринбурге, чтобы установить своим сотрудникам соответствующую оплату труда. На подготовку такого исследования у агентства «Карьера Юнион» ушло около трех недель. Они обзванивали предпринимателей города, среди которых было немало знакомых, и спрашивали, сколько те платят своим специалистам с тем или иным уровнем квалификации. Интересовались и у самих специалистов: «Какова ваша зар­плата?» Это были первые деньги, заработанные «Карьерой Юнион».

Елена Белоногова: «Сначала 80% наших клиентов составляли иностранные фирмы. Местным же бизнесменам мы около трех лет доказывали, что на подбор персонала стоит тратить средства. В 90-е гг. была безработица. Когда начали закрываться гос­предприятия, высвободилось много квалифицированных специалистов, а хороших вакансий предлагали мало. Предприниматели говорили: зачем платить, если в городе и так полно людей, готовых в любой момент поступить на работу?!» И все-таки уже тогда пользовались спросом логисты, маркетологи, юристы, региональные представители крупных компаний, т. е. специалисты тех направлений, в которых Елена Белоногова прежде работала сама. Это сыграло ей на руку, так как при подборе кадров важно говорить с кандидатом на одном профессиональном языке и уметь четко определять его компетентность в сфере, интересующей работодателя.

Перетасовка кадров

Вскоре партнеру г-жи Белоноговой по бизнесу Валерии Ковригиной предложили выгодную работу в престижной компании, отказываться от которой не было смысла. Тем более что перспективы молодого кадрового агентства были еще не ясны, а обе подруги убедились — деньги в рекрутинге зарабатываются не быстро. Елена Белоногова продолжила начатое дело.

Кадровому агентству, в котором помимо директора работали еще бухгалтер и секретарь, требовались рекрутеры. Чтобы их привлечь, нужна была приманка. «Карьера Юнион» скооперировалась с психологами, которые трудились в органах УВД и владели нейролингвистическим программированием (НЛП). За гонорар один из психологов согласился учить основам НЛП потенциальных кадровиков. Дали в газете объявление, что агентство приглашает на работу рекрутеров, которым гарантирует бесплатный курс обучения рекрутменту. Приманка подействовала. Секретные технологии привлекли не один десяток слушателей. Окупать бесплатную учебу они должны были поиском клиентов для агентства. А рекрутерские проценты полагались тому, кто заключит договор на выполнение заказа. И мало-помалу заказы пошли. Может, сыграли свою роль методики НЛП, а может, количество встреч рекрутеров с клиентами закономерно перешло в качество. Среди сотрудников, пополнивших команду в тот период, была и Марина Зеленина. Начинала она с рекрутера-консультанта, а через несколько лет стала коммерческим директором и соучредителем агентства на равных с Еленой Белоноговой.

«Мы совершенно не похожи по характеру, что и обеспечивает устойчивость нашего партнерства. Марина быстро принимает решения, я — долго взвешиваю все «за» и «против». Для меня до сих пор проблема сделать сотруднику замечание, я не люблю контролировать людей и перекладываю эту функцию на компаньона. Мы как будто играем в плохого и доброго полицей­ского», — иронизирует Елена. Не только технологии подбора кадров, но и собственный опыт убедили их в том, что партнерам лучше обладать противоположными качествами. Если в агентство обращается директор предприятия с активным, энергичным темпераментом, которому нужен заместитель, то на вопрос о требованиях к кандидату он обычно отвечает: его «правая рука» должна иметь такие же качества, что и он сам, — напористость, инициативность и т. д. Не тут-то было. Г-жа Белоногова по­старается изменить представления такого работодателя о его идеальном партнере. Два амбициозных, импульсивных человека не только не сработаются в одной связке, но, вполне возможно, поссорятся на первом же собеседовании.

Среди начинающих предприятий малого бизнеса, по которым ударил кризис 1998 г., «Карьера Юнион» не стала исключением. В конце 1998 г. персонал никто не набирал — напротив, компании сокращали число сотрудников. Почти год у агентства не было заказов, что вынудило его вдвое уменьшить собственный штат и офисные площади. Из шести сотрудников осталось только трое. Вместо четырех комнат в центре Екатеринбурга стали арендовать лишь две. Чтобы не потерять клиентов, пришлось снизить расценки на рекрутинг: до кризиса минимальная услуга агентства стоила $500, а после за нее можно было брать только $300.

Вдогонку за бизнесом

В начале ХХI века отношение к подбору кадров на отечественных предприятиях стало меняться. Бизнес испытывает усиливающийся кадровый голод. Казалось бы, для рекрутеров настали лучшие времена. «Действительно, заказов у нас намного больше, чем в 90-е гг., — соглашается Елена Белоногова. — Но и сложность их выполнения возросла во много раз. Дело в том, что требования к персоналу опережают рост производительности труда. Бизнес развивается невероятными темпами, а персонал отстает. Разрыв между потребностями работодателей и возможностями кандидатов в ближайшее время будет только увеличиваться. Последствия демо­графического кризиса еще проявят себя в обострении кадрового дефицита, но уже сейчас они сказываются на качестве образования. Недавно, к примеру, я общалась с директором одного колледжа, который сказал, что в этом году здесь примут на учебу всех, кто подаст заявление, — выбирать не из кого. В частном институте на вступительном экзамене пишут не сочинение, а диктант, причем уровня шестого класса средней школы! Если с первой попытки абитуриент наделал много ошибок — не беда: можно прийти через пару дней с другой группой и написать диктант заново. Я уже не удивляюсь тому, что молодой соискатель, выпускник УрГУ, заполняя анкету в нашем агентстве, пишет «не» с глаголами слитно. Такого уровня люди приходят сейчас на рынок труда».

Работу местных кадровиков усложняет и глобализация экономики, которая приводит к тому, что серьезную конкуренцию им составляют транснациональные рекрутинговые фирмы, все энергичнее действующие в Екатеринбурге. Крупные иностранные и столичные сетевые компании активно выходят в регионы. Особенность второго после 90-х гг. захвата новых территорий в том, что подбор персонала поручают сетевым партнерам. Допустим, головное руководство «ЛЭтуаль много лет сотрудничает с московским кадровым агентством, поэтому, расширяя свою сеть на Урале, предпочитает не менять привычек. «У столичных конкурентов денег больше. Но мы не уступаем им в качестве услуг, к тому же лучше знаем региональный рынок», — утверждает г-жа Белоногова. Необходимо опять подстраиваться к изменившейся ситуации. Чтобы выдержать конкуренцию, «Карьера Юнион» рассчитывает выйти на новый уровень комплексного обслуживания клиентов. До сих пор агентство подыскивало преимущественно топ-менеджеров и узких специалистов среднего звена. Сегодня на рынке труда самый острый дефицит в кадрах массовых профессий — рабочих для предприятий промышленности, продавцах для сферы ритейла, официантах и горничных. Спрос порождает предложение. Елена Белоногова: «Экономическому росту может помешать не отсутствие финансов, новых станков и технологий, а именно кадровый голод. Сегодня конкуренцию можно выиграть только с помощью обученного персонала. Тот, кто осознает по­следствия демографического кризиса, уже сейчас меняет кадровую политику. Если вчера стоял вопрос найти сотрудников, сегодня — удержать, то завтра — выиграть жестокую войну за привлечение персонала. Это не просто зарплата, которая сегодня беспредельно взвинчена, но и жилье, и другие соцгарантии».

Распространено мнение, что среди семи десятков екатеринбургских кадровых агентств действительно профессионально работают не более 15. Однако рекрутеры уверены: вспахивать рынок труда нужно сообща. Репутация каждой компании и определяет отношение клиентов к возможностям всех местных кадровиков. Специалистов по-прежнему не готовит ни один вуз страны, поэтому профобразование сотрудников — дело самих агентств. В «Карьере Юнион» рекрутеров учат на еженедельных тренингах, помогая им решать сакраментальные вопросы: «Как точно определить мотивацию и компетентность кандидата?», «Как доказать работодателю перспективность специалиста, который моложе или старше желаемого возраста?», что намного актуальнее методик НЛП, которые увлекли первое поколение сотрудников «КЮ». Программирование мозгов не входит в этические нормы продвинутого рекрутинга, говорит Елена Белоногова, не зря эмблемой агентства стал голубь как символ свободы выбора.

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.