Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

Чем заняться бизнесмену на Урале

№1 Торговля Продажное дело Центр притяжения номер один для предпринимателей — розничная и мелкооптовая торговля. В опросе «ДК» участвовали восемь банков. Семь из них назвали торговлю самым популярн

По мере развития рынков легкий на подъем средний и малый бизнес перетекает из одних направлений деятельности в другие. Причины могут быть разные — от прагматичной попытки диверсифицировать предприятие до воплощения мечты детства. «ДК» провел собственное исследование с целью выявить наиболее притягательные отрасли за 2004-2005 гг. Рейтинг построили на данных банков, статистике городской администрации и цифрах некоммерческих объединений предпринимателей. «ДК» приводит семь самых популярных бизнес-идей.

№1 Торговля

Продажное дело

Центр притяжения номер один для предпринимателей — розничная и мелкооптовая торговля. В опросе «ДК» участвовали восемь банков. Семь из них назвали торговлю самым популярным видом деятельности среди клиентов, начинавших дело. Около 30% фирм, открывших у нас счета, занимаются именно этим, — рассказала Анна Богдан, директор казначейства КБ «Уралфинанс». И в КредитУралБанке и в Губернском также утверждают, что торговлю выбрали примерно треть клиентов, создавших новый бизнес. Артем Половников, юрисконсульт КредитУралБанка: В основном продают продовольственные и промышленные товары, одежду, обувь. Недавно появился торговый дом, который будет в Россию импортировать текстиль и продукты, а экспортировать продукцию уральских производителей. Клиенты УИК-банка предпочитают работать с продуктами. Как рассказал Рустам Даутов, начальник управления клиентских отношений Свердловского Губернского банка, много заявок поступает от предпринимателей, размещающих магазины в новых торгово-развлекательных центрах.

Сделать бизнес рентабельным удается далеко не всем, что доказывает постоянная смена арендаторов ТЦ. Снижать арендные ставки владельцы центров не собираются — площади готовы занять крупные московские сети. Андрей Гавриловский, например, вообще не пускает мелких продавцов в «Антей»: Из Москвы на меня уже вышли все, кто мог. «Эльдорадо» готовы весь торговый центр забрать целиком. Они приходят с серьезным бюджетом — только на открытие собираются полмиллиона долларов истратить.

К менее избирательным арендодателям предприниматели не идут сами — до сих пор полупустым стоит «Восточный». У этого ТЦ, уверен Андрей Гавриловский, нет ни одного из трех слагаемых успеха — ни больших площадей, ни якорных арендаторов, ни удачного местоположения. Владельцы будут, наверное, снижать арендные ставки, но все равно площади останутся заполненными лишь на 50%, — рассуждает г-н Гавриловский.

Маленьким продовольственным и промтоварным магазинам, не нашедшим своей ниши, тоже живется непросто. Их популярность пошла на спад из-за общего укрупнения бизнеса в торговле — отмечает Александр Миронов, специалист инвестиционного отдела компании «Урал-Инвест-Капитал». Пять лидирующих игроков продовольственного рынка контролируют 34% оборота (см. «ДК» № 13 от 11 апреля 2005 г.).

В группе торговых предприятий можно выделить одну маленькую, но подающую большие надежды подгруппу — «производственников». Кредитные эксперты Губернского банка, Внешторгбанка и КредитУралБанка отметили новую тенденцию — малые и средние компании, раньше исключительно торговавшие, теперь открывают собственные сопутствующие производства.

Ирина Богданова, начальник отдела кредитования малого бизнеса филиала Внешторгбанка в Екатеринбурге: Я сужу по своему опыту работы со Сбербанком и Уралтрансбанком в сфере кредитов для малого бизнеса. Вот пример: клиент несколько лет продавал в розницу мужские костюмы и рубашки — а сейчас шьет мужские брюки. Клиенты Уральского банка Сбербанка России, занявшиеся, помимо торговли, производством кетчупа, даже приобрели линию для изготовления пластиковых бутылок — чтобы не зависеть от поставщиков упаковки. Торговая сеть «Купец» развивает бренд Новоуральского мясокомбината.

Врезка:

Юрий Попов, директор магазинов «Размер плюс», считает, что в сфере торговли одеждой и обувью среднего и низшего ценового сегмента степень насыщения рынка уже очень высока. Наладить бизнес удается тем, кто нашел собственную нишу:

— Первый магазин одежды для «больших» людей «Размер плюс» мы открыли полтора года назад. Позже разделили продажи на более демократичную одежду и на товар для требовательных покупателей, появился второй магазин — «Размер плюс эконом». Я был региональным директором московской компании «Три толстяка». Но у фирмы, раскинувшей сеть по всей стране, начались финансовые проблемы, я с ними расстался, а через некоторое время закрылись и московские магазины. То есть получается, что я сам и создал нишу — она впоследствии освободилась.

Сейчас в Екатеринбурге работает магазин основного соперника «Трех толстяков» в Москве — сети «Ваш размер». У нас скорее симбиоз, чем конкуренция, — мы расходимся по ценам и по ассортименту. Есть еще несколько точек в ТЦ, которые пытаются работать с одеждой больших размеров, но мы имеем собственные специализированные магазины и более широкий выбор.

Какова рентабельность бизнеса — не скажу, но раз мы постоянно развиваемся в течение почти двух лет, значит, бизнес идет неплохо. Преимущество ниши в том, что серьезных конкурентов здесь нет. Зато есть количественное ограничение спроса — число людей с избыточным весом. Открывать по магазину в каждом районе просто нет смысла.

 

Стрижка только начата

На втором месте оказались бытовые услуги населению, развлекательные, оздоровительные центры. Компаний, специализирующихся в этих видах бизнеса, в 2004-2005 гг. (в абсолютных цифрах) было меньше, чем торговых предприятий. Но эксперты утверждают — по темпам роста сфера услуг лидирует. Спрос растет вместе с благосостоянием населения области.

Ирина Богданова на первое место по популярности среди услуг поставила парикмахерские и косметологические кабинеты, за ними следует стоматология, на третьем месте — оздоровительные центры, шейпинг-залы.

Последнее направление чиновники называют особенно перспективным. В комитете по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга (КОБОН) подсчитали — в городе работает 40-50 оздоровительных комплексов. Дмитрий Ноженко, председатель комитета, уверен, что это крайне мало: У нас есть план застройки Екатеринбурга новыми объектами бытового обслуживания. В нем учтено, какие предприятия будут наиболее востребованы в каждом районе. Можем дать рекомендации предпринимателям. В прошлом году, по данным КОБОН, чаще всего открывались парикмахерские (около 30). Появилось более 10 швейных ателье, 12 мастерских по ремонту обуви и 5 «предприятий оздоровительного характера».

Геннадий Фофанов, начальник управления кредитования малого бизнеса Уралвнешторгбанка: В большинстве отраслей рынки уже сформированы, поэтому клиенты стараются входить на менее освоенные ниши — организовывают туристические базы, открывают культурно-развлекательные центры. Через восемь месяцев Андрей Гавриловский планирует запустить еще 7 тыс. кв. м площадей развлекательного центра.

Врезка:

Максим Семенов,

управляющий салона красоты и здоровья «Розмарин», раньше торговал продуктами питания:

— Идея салона изначально не была чисто коммерческой  — просто работа должна приносить удовольствие, я вообще считаю, что в торговле можно больше зарабатывать. Но сейчас конкуренция там очень высока, нишу найти сложно, крупные оптовики и магазины так все под себя подмяли, что мелким предпринимателям заниматься продуктами питания уже малоприбыльно. Нужны либо хорошие связи, либо большие капиталовложения. «Розмарин» открылся перед Новым годом. Сначала это была фитопаросауна — новинка для Екатеринбурга, — мы хотели оздоравливать горожан. Потом стало ясно — за красоту люди платят с большим удовольствием, чем за здоровье. К сауне «приросла» коммерческая часть, которая приносит деньги, — косметологический, массажный кабинеты, солярий.  Выгодно заниматься красотой и здоровьем или нет — время покажет. Пока спрос есть, собираемся филиальчики по городу открывать.

Не проходите мимо

Хотя Андрей Гавриловский и утверждает, что бизнес, организованный на собственных площадях, почти в два раза доходнее, чем простая аренда, в недвижимость вкладывали деньги представители всех возможных отраслей. Специалисты Уралвнешторгбанка, КредитУралБанка, Внешторгбанка говорят: с каждым годом у них становится все больше клиентов, которые, диверсифицируя бизнес, инвестируют средства в имущественные комплексы и потом сдают площади в аренду. Александр Миронов подтверждает мнение банкиров: Если судить по количеству обращений авторов и инициаторов инвестиционных проектов, таким же, если не большим спросом, чем розничная торговля и развлечения, пользуются консультации и инвестиционное проектирование в строительстве. Назвать предприятия банкиры и консультанты отказались. Но примеры у всех на слуху — «Корин-холдинг», Торгмаш. Юрий Рязанов, генеральный директор компании «Экском»: Популярность у строительства огромная, просто бешеная. Не миновала она и нас. Мы построили два офиса, строим третий.

Вокруг да около

По приблизительным оценкам, в городе есть около 50 объектов, которые возводят непрофильные компании1. Хотя крупные застройщики констатируют — самостоятельно заниматься строительством малому и среднему бизнесу становится все сложнее. Владимир Коньков, президент строительной корпорации «Маяк», уверен, что многим помешает закон «О долевом участии» и предприятия-застройщики переквалифицируются в подрядчиков.

Пока новых подрядчиков на рынке появляется немного. Молодых фирм в общем числе не более 5% — подсчитал г-н Коньков. Артем Дзигунов, руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «Активные Формы», называет строительство очагом, вокруг которого растет бизнес: развивающаяся отрасль привлекает предпринимателей в смежные сферы — продажу и управление недвижимостью, производство стройматериалов, ремонт, дизайн.

Рынок отделочных материалов, по оценке игроков, ежегодно растет на 20-30%. Собственные производства открывают крупные строительные компании — чтобы полностью обеспечивать себя всем необходимым для работы. Так, корпорация «Маяк» обзавелась песчаным карьером, а месяц назад запустила цех по выпуску пластиковых и алюминиевых окон. Производительность — 50 штук в день. Компании для собственных работ достаточно двадцати, остальное «Маяк» планирует продавать на открытом рынке.

Вокруг да около

По приблизительным оценкам в городе есть около 50 объектов, которые возводят непрофильные компании[1]. Самостоятельно заниматься строительством малому и среднему бизнесу становится все сложнее — констатируют крупные застройщики. Владимир Коньков, президент строительной корпорации «Маяк» уверен, многим помешает закон «О долевом участии», и предприятия–застройщики, переквалифицируются в подрядчиков.

Пока новых подрядчиков на  рынке появляется не много. Молодых фирм в общем числе не более 5% — подсчитал г-н Коньков. Артем Дзигунов, руководитель аналитического отдела, консалтинговой компании «Активные Формы» называет строительство «очагом», вокруг которого растет бизнес: развивающаяся отрасль привлекает предпринимателей в смежные сферы — продажу и управление недвижимостью, ремонт, дизайн, производство стройматериалов.

 

Врезка:

Татьяна Ковтуновская,

PR-менеджер Уральской палаты недвижимости (УПН):

— Риэлторский бизнес стал очень популярным. Ежемесячно появляются 2-4 новых игрока. К информационной базе УПН подключаются не все, но она уже насчитывает 361 участника (включая филиалы). К «молодым» компаниям можно отнести Центр недвижимости «Бэст», АН «Доходный дом», АН «Диамант». Прирост за последние 1,5 года составил 15%. Если ориентироваться на количество выпускников риэлторских курсов, то ежегодно число  специалистов увеличивается на 400 человек. Появившиеся игроки стараются охватить как можно больше  риэлторских услуг: покупка, продажа и аренда жилья (вторичная, первичная), офисы, магазины, склады и т.п. Некоторые оказывают услуги по управлению недвижимостью и даже по ремонту и переездам.

 

Виктор Насобин, директор компании «Экодрев», с этого года начал делать пластиковые окна и ламинированные дери:

— Большой интерес к рынку пластиковых окон уже спал. Осталось зарабатывать трудовые копейки. С нуля такое производство сегодня я бы открывать не стал, но мы стеклопакеты уже выпускали (дверями, деревянными окнами, мебелью я занимаюсь почти 15 лет). Оборудование под пластик стоит в десятки раз дешевле, чем для деревянного окна, места немного занимает, складские площади у нас тоже были. Рентабельность здесь будет не больше 5-7%. Рынок уже перенасыщен. Но клиентура у нас своя есть и опыт работы в этом секторе тоже. В основном сотрудничаем со строительными организациями, с оптовиками, не избегаем и частников, хотя ставку на них не делаем. Полтора года назад  стали работать с отделкой интерьеров деревом — для квартир, офисов, баров. «Гордонс», например, — наша работа. Вот это уже новый рынок. Мы продвигаем свои услуги, ждем, пока богатые клиенты сами между собой информацией обменяются — это лучшая реклама.

№4 Гостиницы

На перекрестке всех дорог

Городская администрация часто говорит о превращении Екатеринбурга в крупный логистический центр. Планируется развивать гостиничный бизнес, туризм, логистические компании. В Сбербанке России и Уралвнешторгбанке отметили рост числа фирм, которые перевозят грузы, предоставляют транспортные услуги.

Как предполагает стратегический план «Гостиницы Екатеринбурга», до 2015 г. в городе должно появиться 35 новых объектов, причем застройщики уже определены. 10  зданий сдадут уже в 2005 г. Андрей Гавриловский, открывший гостиницу в «Антее» в прошлом году, результатами очень доволен. По его словам, заполняемость оте­ля — 80%. Городу гостиницы действительно нужны. Но и политику надо вести соответствующую — поддерживать соотношение цена — качество, — предупреждает г-н Гавриловский. — Иначе будет как в Атриуме — заполняемость всего 35%. У хороших гостиниц сегодня этот показатель на уровне 60%. Рентабельность уже выше, чем при простой аренде офисов.

№5 Мини-производство

Мелочь, а приятно

В КБ «Уралфинанс» отмечают прирост клиентов, занимающихся «мелко­штучным» производством — изготовлением тротуарной плитки, мебели, памятников и т.п. Эти данные подтверждает и статистика самих операторов рынка. В некоммерческом партнерстве «Мебельщики Урала» вообще считают, что каждые три из четырех производственных предприятий Екатеринбурга — представители их отрасли2 , а рынок ежегодно увеличивается на 20%.

№6 Консалтинг и рекрутинг

Удачный кадр

Развитие экономики региона привело к всплеску интереса к услугам В2В (bussines-to-bussines). Алексей Серебряков, начальник отдела кредитования бизнеса Екатеринбургского филиала КМБ-банка, называет консалтинг и рекрутинг одним из наиболее популярных направлений нового бизнеса среди клиентов кредитного учреждения. С ним согласен и Вячеслав Архангельский, главный специалист по малому бизнесу комитета по промышленности, науке, связи и информационным технологиям администрации Екатеринбурга.

Рынок консалтинга вырос за год минимум на 30%3 — оценила компания «Активные Формы». Число новых консалтинговых фирм никто подсчитывать не пытался.

В сфере рекрутинга определенности больше: в России работает около 800 кадровых агентств, 60 из них — в Екатеринбурге. Елена Белоногова, директор компании «Карьера-Юнион»: Рынок рекрутинга в России растет на 10-12% в год, а у нас в городе — на 20-25%. Привлекательность отрасли не падает — количество вакансий в Екатеринбурге ежегодно увеличивается примерно на 30-35%. Пик роста еще впереди — эксперты ожидают его в 2007-2015 гг. Прогнозируется серьезный дефицит специалистов всех уровней, высококвалифицированных профессионалов будет совсем мало. Это поспособствует развитию рынка, — считает Елена Белоногова. Она прогнозирует, что востребован будет поиск кадров через Интернет, подбор временного персонала (Temporary Staffing).

Врезка:

Александр Круглянкин, старший партнер консалтинговой группы «Топ-Кадр», занимается оптовой торговлей, рекламой, имеет типографию и предприятие общественного питания. Но считает самым перспективным из всех бизнесов консалтинговую компанию, созданную год назад:

— Сегодня у многих фирм нет стратегии развития, предприятия ощущают кад­ровый голод, так что услуги востребованы. К тому же мы работаем комплексно — не просто ищем персонал, который потом не задерживается на новом месте, а прописываем для компании цели и задачи, разрабатываем систему мотивации, подбираем кадры и создаем корпоративную культуру. Мы изучаем бизнес своих партнеров. Если продукт, например, неконкурентоспособен, мы можем даже отказаться искать топ-менеджера.

Консалтинг и подбор персонала — бизнес прибыльный. Но зайти на рынок сложно — очень много негатива, если услуги просто по телефону начать предлагать, их никто не купит. Целью создания «Топ-Кадра» было в первую очередь решить кадровый вопрос для себя, понять, что такое бизнес-тренинги. А потом мы предложили услуги своим деловым партнерам из других областей.

№7 IT

Дешево и сердито

По статистике Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса и городского комитета по промышленности, науке, связи и информационным технологиям, в число популярных направлений бизнеса попал рынок IT. Станислав Сиражев, исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий, с мнением чиновников полностью согласен: Фирм в Екатеринбурге более 200, оборот рынка растет на 25% в год, думаю, за такой же период появляется 20-30 новых фирм. Желающих прийти — еще больше. 20 — это те, кто выживает.

Юрий Рязанов отмечает, что объем оказанных услуг интернет-провайдинга и междугородней связи увеличивается на 100-200% в год. Но входной билет на коммуникационный рынок — $200-300 тыс. Поэтому новички в большинстве своем приходят в розницу (продают компьютеры и комплектующие) либо занимаются разработкой сайтов. Как объясняет Станислав Сиражев, многие дистрибьюторы компьютерной техники открыли в Екатеринбурге свои склады, брать товар у них можно на условиях рассрочки платежа. Низкий входной порог в розницу и web-разработки г-н Сиражев считает проблемой рынка: Компьютеры продают и предоставляют услуги в сети Интернет все кому не лень, что дискредитирует основных игроков.

Скорее перспективным, чем популярным, назвали эксперты создание интернет-магазинов. Торговый дом «Горшков-Екатеринбург» открыл интернет-магазин в конце февраля. Дмитрий Трофимов, директор компании, утверждает, что пока проект развивается успешно — сайт посетили 27 тыс. человек, около 100 из них сделали покупки. На создание магазина ТД «Горшков-Екатеринбург» потратил $5 тыс., еще столько же планируют инвестировать в его раскрутку. С учетом текущих расходов на персонал и транспорт проект собираются вывести на самоокупаемость к концу года. Дмитрий Трофимов: У этого рынка состояние пока зародышевое — эффективного интернет-магазина в Екатеринбурге нет еще ни у кого. Но в ближайшие два года рынок сформируется. И у компаний, которые все создали, набили себе шишки сегодня, будет существенное преимущество.

Bonus

Дерзкие и успешные

Вячеслав Архангельский в числе популярных направлений бизнеса назвал полиграфию, производство медицинских инструментов и препаратов. Анатолий Филиппенков, президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса, добавил к перечню экологию, инновационные технологии в металлургии: Через наш союз за два года предприятия получили около 70 млн руб. федеральных денег под разработку новых ресурсо— и энергосберегающих технологий. Число инновационных компаний увеличилось с 3 до 4-5%.

К зарождающимся и только набирающим популярность направлениям Анна Богдан отнесла ландшафтный дизайн. У банка «Уралфинанс» клиента пока два, оба проекта удачны. Новое направление в сфере финансовых услуг — кредитные брокеры. Единственная пока компания «Честный кредит» работает в Екатеринбурге около полугода. Появилось в городе и несколько страховых брокеров — «Нота», «Гарда». Когда глубина проникновения страховых услуг достигнет 50-60% (сейчас это 16-18%), число магазинов, продающих полисы, начнет расти в геометрической прогрессии — уверен Юрий Рязанов.

Одной из самых запоминающихся кредитных заявок Рустам Даутов назвал запрос «на приобретение развлекательных аттракционов и организацию развлекательных площадок» — предприниматели собирались покупать карусели. В Уралвнешторгбанк, например, обращался бизнесмен, который хотел открыть интернет-магазин для торговли косметикой и обеспечить кредит страховкой собственной жизни. Геннадий Фофанов: Несколько раз приходили люди с желанием разводить страусов, выращивать грибы или внедрять собственное ноу-хау. И с некоторыми бизнесменами мы успешно сотрудничаем.

Самый необычный проект, который вспомнил Геннадий Фофанов, — открытие ресторана русской кухни в Таиланде. Но из-за большого риска предпринимателю в кредите отказали.

Обратная связь:
baranchikova@apress.ru

Подверстка: Почему вы открыли бизнес именно в этой отрасли?

Причина

Процент опрошенных

Опыт работы в этой сфере деятельности

27

Свободная рыночная ниша

14

Наличие профильного образования

13

Внутренняя тяга к этому виду деятельности

13

Быстрая отдача капитала

9

Наличие определенных ресурсов

8

Слабая конкуренция в отрасли

6

Отрасль является высокорентабельной

5

Относительная легкость работы в отрасли

4

Другое

1

Затруднились ответить

2

Респонденты могли выбирать не один, а несколько вариантов ответа, поэтому доля каждого варианта подсчитывалась на базе всего количества выбранных альтернатив, а число тех, кто затруднился ответить — на основе количества опрошенных (740 респондентов).

Источник: Центр содействия предпринимательству Свердловской области


1

Cм. «ДК» № 8 от 3 июля 2005 г.

2 Cм. «ДК» № 11 от 28 марта 2005 г.
3 Cм. «ДК» № 19 от 23 мая 2005 г.

 

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.