Подписаться
Курс ЦБ на 19.09
75,03
88,95

«Будешь развиваться слишком быстро — сломаешь кости. Слишком медленно — проспишь рост»

5 734
Федор Овчинников
Федор Овчинников. Иллюстрация: скриншот видео

«Пиццерия в США — наша колония на Марсе». Основатель сети «Додо Пицца» Федор Овчинников рассказал, как ему удалось добиться роста сети, чем хороша Восточная Европа и почему плохи итальянские повара.

Основатель «Додо Пицца», предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников рассказал Елизавете Осетинской о том, как ему удалось за девять лет открыть 583 пиццерии в 13 странах мира, включая Китай и Нигерию, о планах на Италию и философии франчайзи. Главное из интервью — в материале DK.RU.

— Наша история уникальна тем, что фактически 9 лет назад я написал, что мы построим сначала национальную сеть, а потом международную компанию, и это сбылось. Конечно, это был не детально проработанный бизнес-план, а общее видение, куда нам надо двигаться. Мы с самого начала ставили большие цели. Как мне кажется, проблема многих российских компаний в том, что у них нет веры, что можно построить что-то большое.

Может быть, выглядит нагло, но после окончания университета у меня никогда не было сомнений, что я могу сделать что-то большое. У меня была в этом такая же уверенность, как и в том, что завтра я встану и пойду на работу. Я считаю, что, если люди не ставят большие цели и не могут поверить, что их можно достичь, они их и не добиваются.

Мы искренне стремимся постоянно делать наш продукт лучше. Но есть российский рынок, который не развит. Сегодня есть три производителя сыра, которые могут обеспечить наши объемы — мы потребляем 10% всего сыра моцарелла в России. Но при этом мы зажаты экономикой, потому что доходы населения падают,  а мы должны делать так, чтобы наши франшизы были прибыльные.

У нас сейчас в России около 470 пиццерий. Мы на 200% уверены, что откроем 1000 пиццерий. Мы понимаем, что границы российского рынка уже ощутимы. Есть города, где ты не можешь открыть пиццерий больше, чем там население. Поэтому мы идем в другие страны — в Великобританию, в Китай — и работаем над тем, чтобы, когда наш рост в России замедлится, мы сделали прорыв на новых рынках.

Читайте также: «Российская экономика находится в болоте, поэтому не может упасть с обрыва». МНЕНИЕ

Я решил открыть пиццерию в США по нескольким причинам. Во-первых, если что-то произойдет страшное с экономикой, мы как будто высадим колонию на Марсе, там будут споры нашей жизни, и мы сможем в США начать что-то развивать. Идея же не в конкретной пиццерии, а в системе, которую мы создавали. Во-вторых, мы хотели заставить франчайзи поверить, что все наши истории про глобальность реальные, что это не сказки Федора из Сыктывкара.

Бизнес одной пиццерии зависит от человека, который каждый день создает команду, дает этому бизнесу энергию. В Америке у нас не было людей, мы слишком быстро расширились. Слабоумие и отвага – наш девиз.

Америка слишком далеко. Сейчас у нас есть, как бы смешно это ни звучало, три фокуса: Россия, Казахстан, Беларусь, возможно, мы откроемся в следующем году в Украине. Наша задача сегодня – сохранять бизнес в США, поддерживая наших партнеров. Пойти в США и погибнуть, погубив всю компанию, это нерационально совершенно. Завтра нам дадут $100 млн и скажут: быстро растите. Мы не сможем. Нужно постоянно сохранение баланса. Слишком быстро будешь развиваться – сломаешь кости. Слишком медленно – проспишь рост.

Информация о нашей компании распространяется. И к нам приходит много запросов с Ближнего Востока, из Индии, из Азии по поводу франшизы. Мы себя останавливаем сейчас, потому что мы просто не сможем.

Мы решили, что будем действовать в Китае как китайцы. Сначала скопируем меню успешных пиццерий, начнем работать, а дальше практика покажет. Мы однозначно откроемся в Италии. Вообще мы откроемся везде. Это вопрос постепенного развития.

Сейчас мы не стоим и близко к $2 млрд. По консервативным оценкам, с учетом, скажем, наших финансовых показателей, EBITDA, поправок на риски российского рынка, это где-то $100-120 млн.

У нас успешная Восточная Европа. Пиццерия в Таллине – третья по продажам среди 555 пиццерий в мире. Выручка там порядка €100 тысяч в месяц. Это франчайзинговая. У нас всего 23 пиццерии. Одна в Китае и 22 в России. Мы создаем бренд, маркетинг, рецепты. Франчайзи занимаются execution. Франчайзи – это не покупатель франшизы, это партнер в цепочке создания ценности. Мы строим глобальный бренд, который объединяет предпринимателей из разных стран и культур. Одна из ключевых ценностей – это тотальная открытость.

Я делаю компанию не для продажи. У меня в принципе нет таких мыслей. Можно гостиницы через какое-то время открыть. Есть классные люди, с которыми я работаю, с которыми мне приятно работать. Есть ощущение, что ты свободен, потому что ты прибылен. Что ты не зависишь от каких-то инвесторов, которые с другими ценностями. Конечно, у нас есть цель большая – это наше IPO. Она связана с тем, что мы должны дать ликвидность, монетизацию инвесторам, которые вложились в нас, это 200 простых человек, непрофессиональных инвесторов. Есть сотрудники, которые фактически инвестировали свою энергию, время в компанию. Но IPO – это не абсолютная цель.

Родители меня отговаривали заниматься бизнесом, говорили: не высовывайся. Не знаю, просто хотелось что-то в жизни сделать. Тут вопрос не бизнеса. Я никогда не продавал в детстве газеты, у меня не было никогда мотивации денежной. Делать со страстью бизнес ради того, чтобы заработать деньги и пойти их потратить, — нет.

Я считаю, что все предприниматели похожи. Может быть, есть какие-то разницы характеров. На самом деле и Тиньков, и Галицкий — там есть некая общая философия, когда человек берет ответственность за других людей, он не может просто иметь какие-то другие ценности условно. Мне очень нравятся предприниматели, создавшие большие розничные бизнесы типа Уолтона, Ингвара Кампрада. Японцы нравятся. Один из любимых предпринимателей – Коносукэ Мацусита, создавший Panasonic. В Японии вообще что бы ты ни делал — все философия. Бизнес – это для них философия.

Самое читаемое
  • Тренируйте мозг без отрыва от дел. Пять способов легко построить новые нейронные связиТренируйте мозг без отрыва от дел. Пять способов легко построить новые нейронные связи
    20 407
  • «Мы привыкли к определенности. Незнание того, что и когда произойдет, сводит нас с ума»«Мы привыкли к определенности. Незнание того, что и когда произойдет, сводит нас с ума»
    20 144
  • Обвиняемому в убийстве девушек на Уктусе запросили пожизненный срокОбвиняемому в убийстве девушек на Уктусе запросили пожизненный срок
    17 747
  • Суд поддержал владельца магазина, которому мэрия не согласовывала внешний облик его зданияСуд поддержал владельца магазина, которому мэрия не согласовывала внешний облик его зд...
    17 418
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.