Подписаться
Курс ЦБ на 24.04
93,29
99,56

Бриллианты и их поклонники

— В начале 90-х годов законодательством было разрешено принимать драгоценные камни в качестве залога (правда, механизм таких сделок был утвержден лишь спустя три года). Надо сказать, для многих бан

Попытки имитировать драгоценные камни предпринимались еще в глубокой древности. Считается, что египтяне первыми занялись фальсификацией, изготавливая “драгоценности” из стекла и глазури. В 1758 г. химик Иозеф Штрассер из Вены изобрел особый сорт стекла, который можно было шлифовать и гранить, причем после всех этих процедур стекло внешне выглядело почти как бриллиант. Алхимикам так и не удалось получить искусственное золото, однако в XIX веке ученые научились делать искусственные (синтетические) драгоценные камни. Практически все драгоценные камни, продававшиеся в СССР, появились на свет “из пробирки”, и наши потребители только сейчас начинают понимать разницу между синтетическими и натуральными рубинами и алмазами. В цивилизованном мире качество драгоценного камня, как правило, подтверждается сертификатом, в котором указываются его различные характеристики и параметры. В России до недавнего времени и продавцы, и покупатели спокойно обходились без подобных формальностей, однако все чаще при заключении сделок банкиры и бизнесмены отказываются иметь дело с камнями “без документа”. Тем более что в Екатеринбурге действует система добровольной сертификации бриллиантов и драгоценных камней “Уралгемсерт”, разработанная Уральским центром стандартизации и метрологии совместно с Уральской геммологической лабораторией и зарегистрированная Госстандартом России в Госреестре (свид. РОСС RU.0001.03ЮВ00 29 июля 1997 г.). О некоторых особенностях рынка ювелирных камней мы попросили рассказать руководителя лаборатории Бориса Блинда.

— В начале 90-х годов законодательством было разрешено принимать драгоценные камни в качестве залога (правда, механизм таких сделок был утвержден лишь спустя три года). Надо сказать, для многих банков работа на этом рынке закончилась тогда печально — иногда стоимость камней, принятых в залог, оказывалась в десятки раз ниже, чем сумма кредита. И большинство банков прекратили сделки с драгоценными камнями, хотя это действительно очень удобный залог — большая стоимость в маленьком объеме. В общем, мы почувствовали, что есть потребность в специалистах-геммологах, которых тогда не было не только в Екатеринбурге, но и в России в целом. Лаборатория начала работать в 1995 году. Сравнив и проанализировав различные международные системы классификации, мы выяснили, что наиболее признанная в мире — система оценки драгоценных камней GIA, разработанная Геммологическим Институтом Америки. Подавляющая часть ограненных камней, находящихся в мировом обороте, оценивается именно по ней. Наш специалист поехал учиться в Лос-Анджелес, в Геммологический Институт Америки и успешно его закончил. Кстати, он стал первым в России дипломированным специалистом GIA.

— А чем американская система оценки отличается от нашей?
— Если честно, то в России системы классификации природных ювелирных камней и оценки их качества фактически не было. Оценивались лишь алмазы и изумруды. GIA дает систему классификации по всем камням. При оценке цвета тех же изумрудов по российской системе учитывается только 5 показателей, а по GIA — 62. Наша система — “Уралгемсерт” — базируется на GIA, мы пользуемся их оборудованием и каталогами. Мы хотели сами организовать обучение нашей методике, но это достаточно тяжело. Кроме того, через год после нас в Геммологический Институт Америки поступила группа московских специалистов, которые работали в Гохране. После окончания они вернулись в Москву и организовали учебный центр, который в этом году получил официальный статус филиала GIA, дающий право обучать специалистов. Сейчас наша лаборатория сотрудничает с ними.

— Хотелось бы более подробно остановиться на сертификации камней.
— Цели сертификации довольно четко сформулированы в Законе РФ “О сертификации продукции и услуг”. Надо отметить, что сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Существующая по сей день практика продажи ювелирных изделий, снабжённых биркой с малопонятными российским покупателям цифрами, которые лишь приблизительно отражают реальные характеристики драгоценных камней, порождает массу проблем. В бирках, как правило, отсутствует ссылка на нормативный документ, в соответствии с которым определялись характеристики драгоценного камня. А это делает невозможным для участников сделок проверить фактическое соответствие характеристик и правомочность использования нормативного документа. Например, требованиями ТУ 95.335-88 “Изумруды природные обработанные”, распространяющимися на изумруды Малышевского месторождения, предусмотрено наличие только двух рабочих комплектов эталонов (один находится в Малышевском рудоуправлении, другой — в Комдрагмете (Гохране)) и один арбитражный.
В настоящее время Госстандартом России зарегистрированы и внесены в Государственный реестр три системы добровольной сертификации драгоценных камней: система добровольной сертификации ювелирных камней и ювелирных изделий с камнями “Росгемтест” (свидетельство №РОСС RU.0001.04ЯХ00 от 22.04.97 выдано ЗАО “Росгемтест” г.Москва); система добровольной сертификации бриллиантов и драгоценных камней “Уралгемсерт” (свидетельство РОСС RU.0001.03ЮВ00 от 29.07.97 г. выдано Уральскому центру стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России) и система сертификации ограненных драгоценных камней (свидетельство № РОСС RU.0001.04ЮГ00 от 11.08.97 г. выдано Российской Государственной Пробирной палатой).
 
— Хотя Вы занимаетесь экспертизой, но, наверняка, отслеживаете и ассортимент наших ювелирных магазинов. Какими камнями заполнен местный рынок сегодня?
— Мы постоянно участвуем в проверках ювелирных магазинов. Сейчас число природных камней в розничной торговле не превышает 20% от общего количества. Когда проводилась первая подобная проверка — в 1995 году — природных камней в магазинах было порядка 5% (в большинстве своем облагороженные), все остальные были синтетическими. И ни в одном магазине это не указывалось. При том, что не каждый потребитель знает, что представляет собой синтетический камень: для большинства покупателей рубин он и есть рубин. Хотя природный рубин хорошего качества стоит от $ 20 тыс. до $ 50 тыс. за один карат (карат = 0,2 г). Пятикаратный рубин стоит $ 50 тыс. Этот камень очень редко встречается в природе, и цена на большие рубины растет в геометрической прогрессии — чем крупнее камень, тем выше стоимость за карат. В то же время цена на синтетические рубины напрямую зависит от их веса. На мировом рынке они стоят от $ 50 до 80 за 1 кг.
 
— Как происходит ценообразование в наших ювелирных магазинах?
— Четкого механизма определения цен для драгоценных камней у нас нет. Разница в цене может составлять до 800% за один и тот же камень. По закону рекомендуется определять цены с учетом зарубежных каталогов по драгоценным камням. Но если вы хотите приобрести камень или изделие с камнем не только как красивое украшение, но и с мыслью, что в трудное время сможете вернуть потраченные деньги, то необходимо знать, что стоимость драгоценных и других природных ювелирных камней существенно зависит от их качественных характеристик. Поэтому цена двух камней одного наименования, имеющих один и тот же вес, может отличаться в десятки и сотни раз.
— Насколько выгодно вкладывать деньги в драгоценные камни?
— В мировой практике активно применяется данная форма сохранения и увеличения капитала. Для россиян эта проблема всегда была актуальна. Жизнь показала, что и в банке деньги можно потерять и любая ценная бумага может оказаться бумажкой. Хранить все свои сбережения в долларах — тоже дело рискованное. Поэтому долгосрочное хранение своих накоплений в виде драгоценных камней и металлов — хороший вариант. А если подойти к этому грамотно, то можно увеличить свой капитал, т.к. стоимость драгоценных камней со временем растет. Кроме того, под залог драгоценных камней вы можете получить на выгодных условиях кредит. Так что долгосрочное вложение поможет решать и текущие проблемы. Необходимо знать, что вкладывать деньги целесообразно в ограненные драгоценные камни, а не в изделия с камнями: в цену изделия входят затраты на его изготовление, увеличивая стоимость камня в среднем в два раза. Наиболее эффективно вкладывать в так называемые инвестиционные камни, имеющие определенные параметры. Наиболее перспективные объекты инвестиций — сертифицированные камни — в соответствии с Постановлением Правительства РФ №55 от 19 июня 1998 г. их могут покупать физические лица. Ликвидность таких камней выше, а риск потерь — ниже.
 
— Предположим, человек купил в магазине камень, думая, что он натуральный, принес его к вам на экспертизу. Камень оказался искусственным, или натуральным, но более низкого качества, чем утверждал продавец. В этом случае магазин примет его обратно?
— Да, если в сопроводительных документах (на бирке, ценнике и т.д.) действительно отсутствуют или даны неверные характеристики камня и при наличии чека магазин обязан принять камень по закону “О защите прав потребителя”. При покупке лучше попросить кроме кассового товарный чек, проследив, чтобы в нем было указано название камня и как можно больше информации о нем — вес, чистота, цвет. Кстати, в 1996 г. мэр Екатеринбурга подписал постановление, которое обязывает всех продавцов указывать, натуральный это камень, синтетический или облагороженный. В большинстве магазинов постановление выполняют, правда, эта дополнительная информация часто подписывается карандашом, сокращается и т.д. С другой стороны, не все понимают, что такое облагороженный камень. Доходит до анекдота, когда покупатель (а иногда и продавец) искренне считает, что раз облагороженный, значит, его как бы “улучшили” и он должен стоит дороже. На самом деле камни облагораживают для того, чтобы скрыть дефекты или улучшить товарный вид. У нас в магазинах более 90% рубинов и сапфиров — облагороженные, поэтому при их покупке надо проявлять особую осторожность.

— Откуда драгоценные камни попадают к нам на рынок? Кто ими торгует, есть ли какие-то особые правила?
— Начнем с того, что у нас есть закон “О драгоценных камнях”, согласно которому к драгоценным у нас относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты и природный жемчуг. На все камни, попавшие в перечень, распространяются ограничения по хранению и продаже. Например, в обязательном порядке организация, занимающаяся продажей камней, должна иметь собственную службу охраны или заключить договор с лицензированным охранным предприятиям, устанавливать сейфы и сигнализацию определенных типов. Наше законодательство таково, что пока камень “вставлен” в ювелирное изделие, его можно продавать и хранить, если же ваш бриллиант выпадет из кольца, то оправу надо носить рядом, иначе вам, извините, “светит” срок. Однако если камень сертифицирован, то он приравнивается к ювелирному изделию — его можно хранить, им можно торговать.
Большинство драгоценных камней попадает к нам из-за рубежа — в России добываются только алмазы, изумруды и александриты. Поставками занимаются и челноки и предприятия-импортеры. К сожалению, их знания часто оставляют желать лучшего, и нередко они, сами того не ведая, привозят камни низкого качества.
Уральская геммологическая лаборатория: 62-74-30.

В графиках качество цвета изменяется от исключительного (“Е” — средние по тону яркие оттенки: для рубинов — красный и с примесью пурпурного; для сапфиров — синий и фиолетово-синий; для изумрудов — синевато-зелёный) до коммерческого (“А” — менее насыщенные оттенки и более светлые или тёмные), а градации чистоты изменяются от слабо-дефектной (VVS) до дефектной (I).

Зависимость цены камня
от его качественных характеристик

Цена любого ювелирного камня обусловливается его основными качественными характеристиками, в частности, прозрачные драгоценные камни характеризуются правилом “4С” (от английских слов: “саrаt” — карат — единица измерения массы, равная 0,2 грамма; “соlour” — цвет; “сlarity” — чистота и “сut” — огранка), которое гласит: “чем лучше каждый из этих параметров, тем больше ценится камень”. Вклад каждого из этих параметров в цену камня не однозначен — в цветных камнях больше всего ценится цвет, затем чистота и качество огранки.
Приведённые графики построены на основании одного из самых престижных каталогов Ассоциации Геммологов-Оценщиков — “Раlmieri’s Market Monitor”, публикующегося ежемесячно. Данные графики демонстрируют зависимость цены от чистоты камня для лучшего и коммерческого цвета (бриллианты) и зависимость цены от качества цвета для лучшей и худшей чистоты (цветные камни). Существенное расхождение в цене между коммерческим и лучшим цветом для бриллиантов начинается с камней средней массы (пол-карата-карат), для камней меньшей массы большую роль играет масса и чистота; расхождение в цене между коммерческой и лучшей градацией чистоты в цветных камнях становится существенным при хорошем качестве цвета.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.