Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
61,80
68,29
Деловой квартал / Новости / Бизнес под зеленым флагом

Бизнес под зеленым флагом

06:00   14.09.2000

Наиболее емкой сферой приложения сил представляется обеспечение населения области чистой питьевой водой. Это — одна из самых острых наших проблем. Причем не только в крупных городах, что вполне

Предыдущий материал, посвященный экологическим проблемам, был опубликован в "ДК" № 13, апрель 2000 г., в связи с проходившей в то время традиционной десятой выставкой-конференцией "Уралэкология. Техноген-2000". Мы отмечали, что среди ее участников было много небольших фирм, специализирующихся на реализации какого-либо одного экологического проекта, часто по собственной технологии. Обладая хорошим научно-техническим потенциалом и гибкими оборотными средствами, такие предприятия способны внести существенный вклад в решение многих экологических проблем. Особенно если они действуют в связке с промышленными гигантами и при поддержке администрации и экологического фонда.

Наиболее емкой сферой приложения сил представляется обеспечение населения области чистой питьевой водой.
Это — одна из самых острых наших проблем. Причем не только в крупных городах, что вполне объяснимо, но и в небольших поселках. Специалисты отмечают плохие источники питьевого водоснабжения: поверхностные загрязнены слабо очищенными сбросами от промпредприятий и хозяйственно-бытовыми стоками (в Исеть ежесуточно поступает порядка 700 тыс. куб. м таких вод), подземные — тяжелыми металлами, железом, хлором, марганцем и т.д. Существующие технологии не обеспечивают глубокой очистки ни подземных, ни поверхностных источников, а обязательное хлорирование убивает всю микрофлору. Надо учитывать, что большинство очистных сооружений области (всего их действует около 380) были построены по проектам 70-80-х гг. и сегодняшним требованиям к качеству очистки уже не удовлетворяют (летнее цветение наших зарегулированных водоемов — как раз результат того, что в них попадают соли хлора и фосфора). Повышение эффективности их работы — большая и дорогостоящая проблема. Кое-что в этом направлении несомненно делается и самими муниципальными предприятиями, ответственными за воду, которая поступает к потребителям. Так, екатеринбургский "Водоканал" организовал производство оксихлорида алюминия — реагента, повышающего качество очистки. В Богдановиче вводятся новые схемы очистки путем озонирования. Завершены работы по реконструкции Западной фильтровальной станции. Финансовая и моральная поддержка — от областного экологического фонда.
В области действует "Программа неотложных мер по обеспечению населения питьевой водой стандартного качества на период 1999-2001 годы", ее основная направленность — вовлечение в эксплуатацию подземных источников, совершенствование систем подачи и распределения воды, применение новых эффективных технологий очистки ее. Каждое из этих положений требует крупных инвестиционных вложений и… энтузиазма. По самым скромным подсчетам, стоимость программы в ценах 1997 г. приближалась к 730 млн руб. Причем, как уже сказано, сам по себе подземный источник проблемы не решает, здесь тоже нужна очистка, причем требуются новые, уникальные технологии. Наиболее эффективными с экономической и экологической точек зрения считаются биотехнологии (в том числе и для переработки таких токсичных сточных вод, как технологические растворы гальванических производств, масел и нефтепродуктов). Такие технологии действительно существуют, и делаются первые шаги по их использованию. Так, началась реконструкция очистных сооружений Нижнего Тагила и Асбеста с внедрением аэрационных систем (в основе — биологическая очистка). В этом направлении работают несколько инновационных фирм — разработчиков и производителей. Например, российско-белорусское СП "Экотон". По договору с администрацией Екатеринбурга местная компания "Ставинг-инжиниринг" провела успешные промышленные испытания аэрационной системы очистки (собственной разработки) на Южных городских очистных сооружениях. Производство этих биологических систем налаживается на Бобровском изоляционном заводе.
В областном комитете по охране окружающей среды убеждены (и это находит поддержку в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства), что области нужна специализированная  целевая программа по реконструкции очистных сооружений, чтобы правильно распорядиться имеющимися средствами. Причем одним усовершенствованием очистных проблема не решается. Беда в том, что практически нет нормальной ливневой канализации и системы дождевых и снеговых стоков, не говоря уже о стоках с пахотных земель. Пока все это только увеличивает нагрузку на очистные и резко снижает качество очистки. Для талого снега, который теперь запрещено сбрасывать непосредственно в водоемы, поскольку в нем содержится вся таблица Менделеева, тоже необходимы площадки для складирования и системы очистки.
Мы уже писали о проблеме складирования и переработки твердых бытовых отходов (см. "ДК" № 13, апрель 2000 г.). В ее решении наметились определенные сдвиги: строится первый полигон Первоуральско-Ревдинского промузла (хотя и очень медленно — из общей стоимости  первой очереди 43 млн руб. за 3 года освоено 10 млн), на средства областного экологического фонда разработан типовой проект полигона для небольших населенных пунктов. Но по стокам — непаханая целина, широкое поле для инициативы и деловых предложений. 
В этом же ряду — локальные малые очистные сооружения для бензозаправок, автомоек и др. подобных объектов, где скапливаются отработанные масла и отработанные нефтепродукты. По некоторым данным, это примерно 30 тыс. т горюче-смазочных веществ. Организация их сбора, переработки, утилизации — предмет, достойный внимания деловых людей и инновационных фирм. Речь идет о создании установок регенерации, сжигания этих отходов в малых котельных. Несколько местных фирм занимаются этими проблемами, есть и такие, которые работают "под ключ" (проектирование, изготовление оборудования, установка, наладка), но это — единицы, ниша практически пустая. Так что, похоже, чистую питьевую воду из городских водопроводных кранов мы получим не скоро. Добавьте сюда грязные трубы, по которым уже очищенная вода поступает конкретным потребителям. Их замена займет не менее 10 лет и потребует не одного миллиона рублей. А до того времени наиболее приемлемый выход — индивидуальные фильтры у каждого пользователя. Кстати, достаточно хорошо развитый бизнес: на рынке их великое множество — для коттеджей, квартир, учреждений, предприятий. Бытовые, локальные, корпоративные. На разные кошельки, потребности и вкусы. Отечественных и зарубежных разработчиков и производителей.

Еще одна болевая точка, достойная пристального внимания бизнеса, — воздух в городах.
Вернее, загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом. Статистика показывает, что выбросы крупных промышленных предприятий за последнее время ощутимо уменьшились, даже несмотря на оживление их деятельности. Например, только замена на "НТМК" мартеновского на кислородно-конверторный способ выплавки стали позволила снизить выбросы в атмосферу вредных веществ в 2 раза по сравнению с 1992 г. Но продолжаются проблемы СУМЗа (хотя завод вкладывает в экологические программы большие средства,  и платит крупные штрафы за выбросы) и других "грязных" производств. А в этом году впервые в число городов с особо неблагоприятной экологической обстановкой вошли Верхняя Пышма и Полевской.
В целом же экологи обращают внимание на то, что на многих территориях место заводских труб заняли автомобили. Сегодня в общем объеме вредных выбросов в атмосферу Екатеринбурга доля выхлопных газов (а в них содержится более 200 видов химических веществ) составляет 75%. Немалая их часть через дренажные системы с поверхностным и подземным стоком поступает в речную сеть, озера и водохранилища, еще более ухудшая качество воды.
Кардинальное решение лежит в компетенции не столько местных администраций, сколько производителей отечественной автомобильной техники: установка нейтрализаторов отработавших газов должна стать для них законом. В Новоуральске на базе "Электрохимкомбината" создан "Завод автомобильных катализаторов" производительностью 2 млн шт. в год. Продукция, выпускаемая по лицензии корпорации "Энгельгард", уходит, в основном на экспорт. Новые ВАЗовские и ГАЗовские машины тоже должны укомплектовываться нейтрализаторами. Кроме того, необходимы преимущественное использование экологически чистых моторных топлив, в том числе природного газа, усиление контроля за экологической безопасностью автотранспортных средств, строительство окружных дорог и просто нормальная организация городского транспортного потока. В настоящее время завершается разработка целевой программы "Обеспечение экологической безопасности в автотранспортном комплексе Свердловской области". Пока же ближайшая задача — переход на неэтилированный бензин (сегодня это примерно 70% используемого). Крайне необходима установка нейтрализаторов на городской общественный транспорт. Хотя вопросом этим занимаются,  администрация Екатеринбурга  потратила немалые средства на разработку нейтрализаторов для дизельных двигателей, но пока дальше оборудования 2-3 автобусов дело не сдвинулось.
 
В Екатеринбурге разрабатывается новая Стратегия развития города.
Ее концептуальные положения одной из основных задач ставят создание высококачественной среды проживания. Это требует радикального оздоровления окружающей среды и санитарного состояния города. Сегодня в городе не налажена четкая система экологического мониторинга: для этого нужна сеть автоматических станций, чтобы вести регулярный приборный контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных ресурсов. Сумеет ли город решить эти проблемы без самого активного и заинтересованного участия бизнеса — очень проблематично. Чистая питьевая вода — только один частный пример той области деятельности, где такое участие желательно и даже необходимо.
Пока дело движется очень медленно, скорее всего потому, что никто не проявляет особой коммерческой (а все эти проекты именно коммерческие) заинтересованности: здесь, естественно, нет сверхдоходов, заказчики чаще всего — муниципалитеты (например, очистные сооружения находятся в их ведении), рентабельность в договорах приходится закладывать минимальную. Ясно, что требуются какие-то стимулирующие меры — налоговые, кредитные, через областной или муниципальный заказ и т.д.

Основным источником финансирования экологических программ и мероприятий являются платежи предприятий-загрязнителей окружающей среды в экологические фонды.
В Свердловской области действует Закон "Об экологическом фонде", определяющий источники его образования, распределение средств и исполнение экологических программ. В области разрешено предприятиям оставлять у себя до 75% обязательных платежей в экологический фонд для реализации природоохранных мероприятий. Кроме того, экологический фонд еще непосредственно финансирует научные работы и наиболее выгодные технические проекты переработки отходов. За последние два года инвестиции в природоохранную деятельность существенно возросли (в 1999 г. капитальные вложения из всех источников составили 853,3 млн руб., что в 2,4 раза превышает уровень 1998 г.). Этот же уровень сохраняется и в 2000 г.
Переход на казначейское исполнение бюджета создал значительные сложности в деятельности областных и муниципальных экологических служб (главная из которых — обезличенность платежей).
Однако с будущего года полностью меняется нормативно-правовая база формирования экологических фондов. Во второй части Налогового кодекса предусмотрен единый экологический налог. По сути — это прежние платежи за загрязнение окружающей среды (а первоначально разработчики декларировали его принципиальное отличие: предполагалось, что это будет налог на экологически вредные продукты, материалы и т.д.). Налоговая база и принцип взимания прежний — от объема и степени вредности загрязнения. Существенно то, что никакие льготы для природопользователей Закон не предусматривает. Скорее всего, областной Закон будет отменен, как не соответствующий федеральной нормативной базе. Более того, в соответствии с проектом федерального бюджета на 2001 г. упраздняется и сам федеральный целевой экологический фонд. Но целевое финансирование экологических программ сохраняется, правда, происходить оно должно через государственный (областной, муниципальный) заказ. Это означает, что предприятия и муниципалитеты уже не смогут по своему усмотрению использовать средства фонда, "размывать" их по множеству мелких проектов, не доводя до конца ни одного, не говоря уже о завышении стоимости этих мероприятий.
Вопрос в том, поможет ли новый порядок финансирования решению конкретных экологических проблем конкретной территории?

Автор благодарит начальника отдела экологических программ, пром.экологии и информации комитета по охране окружающей среды Свердловской области Г.А. Селицкого и директора департамента экологии и природных ресурсов Министерства экономики и труда Г.Ю. Пахальчак за содействие в подготовке данного материала. n

 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.