Подписаться
Курс ЦБ на 15.05
91,35
98,66

Бизнес, который выжил. Они не угадали с форматом, потеряли команду, но добились результата

Александр Шамшурин
Александр Шамшурин. Иллюстрация: Личный архив

Как поражение превратить в победу. История бизнес-эксперимента, который должен был погубить компанию, но дал ей новые возможности для роста. Честный рассказ от первого лица.

Считается, что алкогольный рынок Екатеринбурга настолько насыщен, что свободной ниши здесь практически нет, а на большинство запросов покупателей найдется свое предложение. Разнообразные бары и винные магазины на любой кошелек создают иллюзию огромного выбора. Однако, с точки зрения бизнеса, подавляющее большинство таких проектов стартуют как чистой воды эксперименты и вскоре заканчивают свою жизнь, так и не добившись результата. На таком сложном и весьма узком рынке качественного алкоголя, где сервис играет не меньшее значение, чем качество самого продукта, компаний, которые можно считать постоянными участниками, в реальности крайне мало. Им трудно, они ищут своего клиента, меняют форматы, борются с крупными конкурентами, но стараются выжить. 

К числу таких бизнесов принадлежит и винотека Code de Vino. Она появилась на рынке в 2014 г. и создатели этого бизнеса в первое время с большим интересом и немалым трудом искали форматы развития. В прошлом году DK.RU уже писал про эту компанию, ее становление и первые шаги, спустя год мы решили посмотреть, что же изменилось, удалось ли ей реализовать заявленные весной 2017 г. планы. «Проверка на прочность» в исполнении героев одного из самых сложных для уральского региона рынков — руководителя компании Code de Vino Александра Шамшурина. 

В прошлом году ваша компания заявляла, что нашла для себя оптимальный формат работы, который получил название «винный бар». Ставка на него оправдалась? Очень интересно, что происходило с проектом за минувший год.

— Нет, не оправдалась. Конечно, я мог бы тут пуститься в пространные, натянутые и никому не интересные рассуждения о проекте как постоянном поиске, набросать еще всякой воды, а потом плавно подвести к тому, что концепция винного бара — это лишь шаг на долгом пути, и мы развиваемся дальше, открывая новые горизонты.

Но давайте будем честны. Code de Vino — не винный бар в том значении, которое принято вкладывать в это понятие. Да, люди приходят к нам посидеть и выпить по бокалу вина, что-то перекусить. Но происходит все это слишком официозно, скажем так. Согласитесь, когда гости серьезно готовятся к походу в бар, специально посещают визажистов, подбирают лучшие платья и костюмы, сидят за столиками с вытянутыми в струну спинами и некоторой напряженностью, присущей пафосным ресторанам, это совсем не барная история. И невозможно, не разрушив все до основания, натянуть бар на энотеку. Полумеры губительны и, в первую очередь, неприятны для гостей. Кто-то идет к нам как в бар, но попадает в ресторан, кто-то идет как в магазин, и задается вопросом «а туда ли я попал?» при виде столиков, а кто-то идет в ресторан и смущается излишней камерности ресторанной зоны, ведь большинство нашей площади это все-таки магазин.

Изначальный формат, в котором мы начинали работать — симбиоз винного магазина и небольшого ресторана с необычной интересной кухней. И вот она-то в такой конструкции всегда шла прицепом, зачастую убыточным, этакий чемодан без ручки. Однако в части позиционирования и имиджа «ресторанность» уверенно доминировала и затмевала собой магазин, а ее камерность (всего три столика в общем зале и отдельная закрытая комната с большим круглым столом) создала образ «закрытого клуба только для своих». Именно поэтому потенциал магазина невозможно было раскрыть полностью, а ведь там действительно классная и во многом уникальная коллекция вин и других алкогольных напитков.

Сейчас мы наконец-то приняли решение полностью отказаться от кухни. Разумеется, мы будем готовить блюда для наших еженедельных дегустаций и некоторых других мероприятий, но постоянного меню у нас больше нет. В том числе и за счет сокращения расходов на кухню мы увеличиваем представленный в магазине ассортимент напитков. Только за последний месяц мы расширили его на 20%, и это начало. 

Год назад, когда у нас ушла старая команда, бывшая с момента основания, многие прочили нам скорое закрытие. Но вот прошел год, мы живы, уверенно стоим на ногах и развиваемся дальше. И мы наконец-то привели суть к содержанию. Теперь мы все-таки магазин с огромной коллекцией напитков, для наших гостей мы по-прежнему предлагаем интересные индивидуальные услуги по части подбора вина и всего сопутствующего, и, конечно, у нас отличная команда молодых и фанатичных сомелье. Это и есть самое главное, что произошло за прошедший год. 

Бизнес, который выжил. Они не угадали с форматом, потеряли команду, но добились результата 1

А как изменился ваш рынок с точки зрения конкурентов? С кем вы конкурируете, насколько активно приходят новые игроки?

— О, это отдельная большая история. За последнее время на рынке появилось много сетевых проектов. Только в радиусе двухсот метров от нас открылось пять таких. Их оружие традиционно — ценовой демпинг, который возможен благодаря снижению качества винной подборки с акцентом на количество и объем. Для потребителя это значит, что основная часть вин очень похожа друг на друга по вкусу. С точки зрения маркетинга сетевой формат создает у наших конкурентов иллюзию охвата, достижения этакого «прямого контакта» с покупателем. Хотя на практике это совершенно не так.

Я вам вот что скажу: бизнес-модель качественной винотеки — это модель, которая дисциплинирует покупателя к поиску, а в этом поиске мы выступаем поддержкой. Это не значит, что бизнес превращается в этакое элитарное, почти храмовое место, куда не может попасть неискушенный покупатель. Вовсе нет. Мы находим интересные и недорогие вина от небольших хозяйств, с которыми сетевики просто не работают, бутылку качественного неординарного вина у нас вполне можно купить, например, за 700 руб. 

Не стоит забывать и о живом общении сомелье с гостем, беседы затягиваются на часы, и собеседники прощаются приятелями. Можно ли представить душевную беседу за бокалом вина с продавцом в сетевом магазине, где выбор напитка полностью ложится на плечи покупателя? Мы боремся с иллюзиями о том, что качество — это высокая цена, недоступная большинству. 

Что сейчас происходит с запросами клиентов на вашем рынке? С их покупательной способностью? Правда ли что этот сегмент стремительно демократизируется? 

— На такие бизнесы, как наш, кроме чисто коммерческих задач ложится и другая сложная тема — популяризации качественного продукта как такового. В силу исторических и климатических условий культура вина в России не развита. По сравнению с Италией, Францией, Испанией или Грузией, где производство и употребление вина на протяжении веков является неотъемлемой частью жизни. К счастью, отношение к вину в нашей стране меняется: люди начинают воспринимать вино не только как алкогольный напиток, что-то среднее по крепости между пивом и водкой. В последние годы Россия признает вино самобытным глубоким продуктом для наслаждения и изучения. Поэтому люди и готовы тратиться на бутылку вина. Но наша главная задача — обеспечить еще и разнообразие выбора, чтобы удовлетворить потребности наших гостей. 

Бизнес, который выжил. Они не угадали с форматом, потеряли команду, но добились результата 2

Есть какие-то смежные ниши, которые вы хотите развивать дальше, чтобы это было не только вино и алкоголь в целом? 

— Конечно, мы работаем с аудиторией, которая активно осваивает не просто вино как продукт, а именно культуру потребления определенных продуктов. И мы следуем этим явлением. У нас, к примеру, есть большой выбор сыров из местных фермерских и импортных хозяйств, масел и мясных деликатесов. В выборе продуктов ориентируемся на небольших производителей, недавно начали продавать оливковые масла и пасту, которые делают в небольшой сицилийской деревушке. Кроме этого, в ближайшее время начнем производство собственных деликатесов — вяленых томатов, паштетов.

Вы несколько раз проговорили про сервис, но откуда взять таких ориентированных на сервис людей? Какими качествами должен обладать человек, работающий в этой сфере?

— В этом человеке должно быть сконцентрировано много разных качеств: глубокое понимание вина, которое включает в себя способность держать в голове тысячи названий, десятки сортов винограда, сотни имен виноделов, чувствовать оттенки вкусов и ароматов. Вместе с тем важно умение расположить к себе гостя, поддержать разговор, но главное — умение понять, чего хочет гость, и предложить вино, которое обрадует покупателя. Это сложно, я не спорю, порой даже намного сложнее, чем найти хорошее вино. Для меня лично люди, работающие в моем бизнесе, дороже моего товара — это точно!

Самое читаемое
  • На бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного циклаНа бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного цикла
  • Озвучены новые площадки под застройку в ЕкатеринбургеОзвучены новые площадки под застройку в Екатеринбурге
  • Как на Среднем Урале создают будущее атомной энергетикиКак на Среднем Урале создают будущее атомной энергетики
  • В историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных местВ историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных мест
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.