Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

Битвы за покупателя на кондитерских фронтах становятся ожесточеннее

Тревоги АО «Конфи» по поводу усиления на местном рынке позиций иногородней и импортной продукции вполне понятны. Когда-то фабрика здесь безраздельно господствовала. А сегодня? Фирмы и фирмо

С нового года фирма «Конфи» ужесточила требования к своим дистрибьюторам: им, в частности, запрещено торговать в Екатеринбурге продукцией иногородних фабрик. Те, кто посматривает на сторону, могут быть лишены своего статуса и соответствующих льгот. Рыночная свобода хороша, а прелести законно оформленных отношений лучше — рассудило большинство дистрибьюторов и, скрепя сердце, рвут связи с фабриками-подружками в других городах. Но, возможно, кто-то предпочел не потерять свою постылую свободу? Ничуть не бывало! После нового года количество дистрибьюторов увеличилось с 10 до 14 и продолжает расти.

Тревоги АО «Конфи» по поводу усиления на местном рынке позиций иногородней и импортной продукции вполне понятны. Когда-то фабрика здесь безраздельно господствовала. А сегодня? Фирмы и фирмочки растут как на дрожжах и уже кое-где наступают на пятки. Совсем неплохо живет, в частности, фирма «Метакон», которая за последние полгода увеличила как объемы поставок, так и ассортимент товара почти в полтора раза. Сегодня объемы продаж составляют около 150 тонн в месяц. Крупнооптовые (вагонные) поставки фирма ведет по договорам более чем с 20 кондитерскими фабриками Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Украины. Число их увеличивается.

Как сообщил Михаил Баранов, директор фирмы «Метакон», преимущества иногородних фабрик по сравнению с АО «Конфи» — более низкие цены и гибкость в политике ценообразования и предоставления льгот, особенно крупнооптовым заказчикам. Более низкие отпускные цены на готовый товар объясняются дешевыми местными ценами на полуфабрикаты (орехи, сахар, молоко). «Метакон» пользуется льготами еще и как поставщик на эти фабрики полуфабрикатов, поэтому готовый товар «Метакон» часто получает по взаимозачету. Перед новым годом фирма фасовала конфеты в подарочную упаковку, заказанную в Финляндии и Словении. Опыт оказался настолько удачным, что принято решение о закупке специального оборудования по упаковке.

Спрос в Екатеринбурге испытывает сезонные колебания, летом лучше уходит карамель, зимой — шоколадные изделия. Однако в каталоге фирмы всегда есть полный ассортимент, который сегодня составляет 150 наименований и продолжает расширяться.

Крупный поставщик в Екатеринбург московских сладостей, фирма «Том-УПИ». По словам коммерческого директора Павла Лушникова, объемы поставляемой продукции за последние полгода выросли до уровня 100 т/мес. Поставщики остались те же — столичные фабрики «Ударница», «Рот-Фронт», «Большевичка» и «Крекер». В ближайшее время к ним присоединится «Красный октябрь» с ирисом и карамелью. Появился новый склад рядом с офисом, где поддерживается постоянный ассортимент 70-80 наименований. Среди клиентов фирмы такие крупные, как универсамы «Кировский» и «Белореченский», Гастроном на Вайнера и другие. Для магазинов «Том-УПИ» держит собственную службу доставки. Сеть постоянных клиентов расширяется географически — теперь они практически во всех крупных городах области.

Устойчивым спросом по-прежнему пользуются московские мармелады, зефиры, пастила в шоколаде, особенно те позиции, которые не производятся на «Конфи» и, соответственно, имеют минимальную конкуренцию на рынке.

Приоритеты в ассортименте «Том-УПИ» прямо зависят от активности продвижения своих товаров на «Конфи». Летом, когда некоторые линии «Конфи» встают на профилактику, «Том-УПИ» резко увеличивает поставки. Кроме того, летом многие непостоянные поставщики переключатся на сезонный товар — газводу, например. Что также уменьшает уровень конкуренции.

От дешевого отечественного товара не отказываются и те фирмы, которые специализируются на импорте. В частности, «РИК», официальный дистрибьютор карамели «Чупа-Чупс» на Урале, предлагает также отечественные карамель, вафли и печенье, которые завозит из Нижнего Тагила. Спросом пользуются дешевая карамель «Рачки», «Барбарис», «Чебурашка», «Яблоко», вафли «Артек».

... В последнее время «Конфи» полностью прекратило производство печенья в пачках типа «Сахарное» или «Шахматное». Этим не замедлили воспользоваться конкуренты, которые везут по-прежнему популярное дешевое печенье из других городов, в частности, из Каменск-Уральского и Нижнего Тагила.

 

«... Три сестры, три надежды открывают бессрочный

кредит для меня... »

... Времена бессрочных кредитов, к сожалению, канули вместе с эпохой 60-х, о которых так прекрасно пел Окуджава. Три сестры (Свердловская, Каменская и Нижнетагильская кондитерские фабрики) когда-то входили в состав одного объединения. С 1992 г. это — АО «Конфи», ТОО «Факон», ТОО «Конита». Нельзя сказать, чтобы от этого развода они сильно выиграли. По словам гл. экономиста ТОО «Конита» Ирины Черновой, сегодня фабрика использует около трети своих производственных мощностей. Из-за нехватки оборотных средств падают объемы производства, здесь трудится около 500 человек, 300 из них — пайщики ТОО. Цены на кондитерские изделия «Кониты» не выше, чем у главного конкурента, АО «Конфи», и по качеству продукция не уступает екатеринбургской. Чтобы выжить в условиях рынка, надо выпускать то, чего нет у «Конфи». Тагильская фабрика всегда славилась своими «вкусностями». Например, летом 1995 была запущена новая линия по производству куполообразных кондитерских изделий (типа трюфели). Специалисты «Кониты» сами разрабатывают новые рецептуры, в частности, шоколадные конфеты «Тагильские», а также «Лисьи горки» (типа «Метеорит»), карамельные корзиночки, выполненные как подарочные наборы.

Но дорогие изделия «Кониты» расходятся гораздо хуже, чем дешевые. Покупательский взгляд во всем потоке нынешнего изобилия ловит яркую упаковку и удобную расфасовку, разработка которых также требует дополнительных финансов. Пока же тагильские обертки слишком блеклые и теряются на фоне импорта.

Среди причин снижения объемов на фабрике называют низкую покупательскую способность населения и трудности с закупками больших партий исходных продуктов, для чего нужны крупные кредиты. Руководство «Кониты» обращалось за помощью к тагильским банкам, администрации города и области. Условия, на которых предлагаются кредиты, слишком невыгодны. Прибыль сегодня практически равна нулю, фабрика «сама себя съедает».

Общий объем продаж кондитерских изделий фабрики «Конита» за 1995 г. составил 27 млрд 295 млн 574 тыс. руб., что на 10 млрд 271 млн 79 тыс. руб. меньше, чем в 1994 г. В нынешнем году «Конита» надеется удержаться хотя бы на уровне прошлого года. Дешевле продукция не станет — на фабрике считают, что отступать уже некуда, если и дальше экономить, то ухудшится товарный вид и вкусовые качества продукции, что приведет к потере клиентов. А расходы здесь считать уже научились: в частности, глазурь для шоколадных конфет, которую раньше закупали у «Конфи», сейчас везут из Самары. Это оказывается более выгодно.

Продукция «Кониты» реализуется через собственные магазины (их в городе три, накануне праздника 8 Марта планируется открыть четвертый). В прошлом году в 2,5 раза увеличена реализация через киосочную сеть города. Фирменный магазин фабрики есть в Качканаре. Недавно заключили договор на три месяца с Новосибирском, где открыто торговое представительство фабрики. Налаживаются связи с Омском и Читой.

... На фоне екатеринбургского предприятия «Конита» смотрится бедным родственником. И тем не менее, здесь есть свои перспективные планы: фабрика планирует запустить новую линию по производству вафель. Для покупки импортного оборудования потребуется около DM3 млн. С соответствующим проектом «Конита» обратилась в Уралпромстройбанк (Екатеринбург).

Экономическое положение ТОО «Факон» (Каменск-Уральский) несколько более устойчивое, чем у соседей-тагильчан. Объем выпускаемой продукции, по словам зам. директора по снабжению Владмира Дударева, держится на уровне 1995 г. Хотя в прошлом году на фабрике были простои из-за нехватки средств и закупки сырья. Основной исходный продукт — кондитерский жир и маргарин — закупаются на Екатеринбургском жиркомбинате. Муку по бартеру получают на Первом Екатеринбургском мельзаводе. Какао-порошок и шоколадную глазурь везут из Самары: они там дешевле, чем на «Конфи».

Сегодня на каменской фабрике занято около 200 человек, 130 из них являются пайщиками предприятия. «Факон» поставляет в торговую сеть города и области печенье «Полянка», «Земляничное», «Сахарное», «Авангард» в удобной расфасовке: в пачках по 200 г, в коробках по 500 г. и весовое, вафли — весовые и в пачках по 100 г; драже (арахис в какао, «Морские камешки» и др.), которые в силу своей дешевизны пользуются устойчивым спросом. Не залеживаются также батончики и шоколадные конфеты в коробках («Прометей» и «Птичье молоко»).

Ельцин помнит свою «Мечту»

О статусе «Конфи» в городе на Исети говорит тот факт, что это предприятие, единственное, посетил Борис Ельцин во время своего февральского визита в Екатеринбург. И, как засвидетельствовали телерепортеры, первым делом поинтересовался, как поживает «Мечта», вернее, производство этой карамели, которое освоили на фабрике еще в бытность Ельцина первым секретарем Свердловского обкома партии. Оказалось, карамельная установка действует до сих пор, хотя, конечно, с тех пор на фабрике — большие перемены. Освоено производство нескольких новых видов продукции, в т. ч. знаменитого «Крекера» и сдобного печенья.

Как сообщил Виталий Порядин, президент АО «Конфи», в прошлом году фабрика выработала 41,6 т кондитерских изделий, снизив производство к 1994 г. на 1,5 тыс. т. По сравнению с 1994 г. выросло производство карамели на 1800 т, драже — на 170 т, шоколада — на 470 т. По остальным видам наблюдается снижение объемов, но небольшое: по конфетам — на 570 т, по зефиру — на 143 т, мармеладу — на 95 т, крекеру — на 500 т, детскому питанию — на 220 т. Фабрика просто не смогла продать эту продукцию. Тому есть объективные причины. Согласно данным статистики, душевое потребление кондитерских изделий области сократилось с 10,2 кг в 1993 г. до 8,2 кг в 1995 г.

Цены «Конфи» обусловлены тем, что фабрика не идет по пути использования заменителей, применяя только первоклассное сырье. На цену накладываются транспортные расходы и зоны закупки сырья. Планируется, что объемы производства в текущем году останутся примерно на уровне прошлого, ассортимент будет пересмотрен и расширен.

Конкуренция на товарном рынке со стороны бывших филиалов доставляет некоторое беспокойство «Конфи», особенно их дешевый ассортимент. Они до сих пор выпускают печенье типа «Сахарное», которое в Екатеринбурге снято с производства. Когда было принято решение два года назад о прекращении его выпуска — рынок был затоварен, его производили все российские фабрики. АО «Конфи» тогда освоило выпуск сдобного печенья («Ромашка», «Ореховое» и др.), которое по цене дороже, а по качеству соответствует импортному.

По словам Порядина, оказались неточны стратегические расчеты: покупательская способность народа не улучшилась, а ухудшилась. Печенье типа «Сахарное» по-прежнему пользуется устойчивым спросом, а выпускают его считанные фабрики, в том числе наши бывшие филиалы. Но из-за одного печенья с ними договоры никто не заключает, потому что оптовиков интересует ассортимент, что может дать наша фабрика. Возможно, три фабрики — нижнетагильская, каменская, екатеринбургская — снова образуют некий альянс, в результате объемы продаж смогут возрасти на всех трех фабриках. Расширение ассортимента могло бы сделать их более привлекательными для оптовиков.

Новый производственный корпус пока простаивает — для покупки оборудования по-прежнему нет средств. Президент Ельцин, посетив «Конфи», пообещал льготный кредит. Если фабрика его получит, то, возможно, в следующем году оборудование будет установлено.

В прошлом году 15 млрд руб. собственной прибыли было потрачено на развитие фабрики: расширена котельная, гарантировано производство без перебоев с энергоресурсами. За счет собственных средств продолжается строительство цеха гофротары, которое должно быть закончено в этом году.

Люби меня, как я тебя

Ужесточение требований к дистрибьюторам продукции «Конфи» Порядин объясняет просто. Эти оптовые фирмы работают с «Конфи» достаточно долго, теперь они крепко встали на ноги, стали солидными структурами. Фабрика предоставляет им льготы до 10% от своих оптовых цен и вправе выставить определенные условия. Разработано специальное положение о дистрибьюторах, которые обязаны торговать в своем регионе по определенным отпускным ценам, расширять влияние, контролировать сбытовую ситуацию в своем регионе. Чтобы в будущем они стали оптовыми структурами, которые могут проводить политику фабрики.

Дистрибьюторы фабрики работают в регионе Урала и Западной Сибири. «Конфи» рассматривает их сеть как совместно созданное оптовое звено торговли: деньги в торговлю вкладывать надо, но не в торговлю вообще, а в конкретные фирмы. Их число будет увеличиваться. В частности, в Тюмени пока один дистрибьютор — этого мало. Но хорошую, надежную фирму найти трудно. А вот такой фирме как «Уралметиз» по силам торговля в четырех городах области, в частности, в Серове, Каменск-Уральском, Артемовском, где у нее есть инфраструктура: склады, производственная база, сети реализации. Пока не охвачены район Красноуфимска, а также северо-востока области.

... Рынок в целом почти заполнен. Большого роста объема продаж и производства ожидать не приходится, сегодня удельный вес «Конфи» на местном кондитерском рынке составляет уже и так около 60-65%. Фабрика будет осваивать выпуск новых изделий. В частности, зефир в шоколаде. Его на «Конфи» раньше выпускали эпизодически. Недавно приобретена глазировочная машина, через два месяца будет запущена линия по выпуску зефира в шоколаде, около 40 т/мес. Что позволит потеснить на этом рынке иногороднюю продукцию, в частности, московскую.

... Кондитерский рынок города все больше близок к товарному наполнению, как импортной продукцией, так и сладостями, произведенными на месте и завезенными из других городов. В этих условиях выясняется, что покупателя на всех может и не хватить. Что за него надо биться. А то ведь он может и не купить. И надо его ублажать — на Урале, как и во всем остальном цивилизованном мире.

 

АО «Конфи» (Екатеринбург) 24-07-29

ТОО «Конита» (Нижний Тагил)

(25) 24-32-00, 24-36-10

ТОО «Факон» (Каменск-Уральский)

3-62-70, 3-54-47

«Метакон» 20-64-25

«РИК» 44-11-27

«Том-УПИ» 44-97-42

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.