Подписаться
Курс ЦБ на 17.04
94,07
99,93

Без помощи головы: как люди делают выбор

Дмитрий Волошин, руководитель корпоративной сетевой академии ГК «Ростех», рассказал, чем руководствуется человек, когда стоит перед выбором, и почему слово «рацио» в данном случае неприменимо.

Дмитрий Волошин, Ростех:

— Есть старый анекдот про выбор, где директор выбирал себе секретаря по многим критериям, в итоге плюнул, и выбрал ту, у которой грудь больше. Я люблю анекдоты. Они удивительно точно отражают реальность. Выбор — это очень редко про рацио. В основном — про эмоцию. Хотя, не совсем так. Мы долго выбираем рационально, и когда надоедает — то, что действительно нравится. Да, именно так.

Мой знакомый выбирал офис для своей компании. Полтора года. Задрал всю компанию. Он такой коммуникабельный человек. Может остановить кого-нибудь по дороге в кабинет, и давай его вопросами про будущий офис мучить. Ну, плюс он, конечно, сильно либерален. Думает про людей то есть. И технарь. А значит таблица с критериями и их значениями по каждому варианту размером со стену. И когда он научно убедил всю команду валить в Москву Сити, и все выдохнули, случилось оно. Магия выбора. Он пришел с утра и сказал, что решил переехать в соседнее здание. Потому что оно ему нравится.

Знаете, что такое качество? Это способность продукта или услуги соответствовать ожиданиям потребителя. Внимание, не требованиям и не документации на этот самый продукт. А ожиданиям. Я лично сдавал систему очень умному и крайне рациональному человеку. Все было хорошо, и он это знал. Еще бы, когда у тебя программа и методики испытаний размером с «Войну и мир»! Мы прогнали все функциональные тесты, уронили томик с результатами нефункциональных испытаний главному инженеру с их стороны. И тут этот уважаемый человек вздохнул и сказал, что не примет. Почему? Не прет. Ну не нравится ему. Вот и хоть убейся.

Мой друг был дважды женат. Он рано женился первый раз, по-моему в 20. И то ли тогда у нас были плохие отношения, то ли я был где-то далеко, но на свадьбу к нему не попал. Затаил обиду. Расстроился. И через лет семь мы пили с ним чай и он подробно и с матом рассказывал, как он хочет развестись. Он тоже рациональный человек. Он перечислял факты, которые неоспоримо доказывали, что с ней он жить не может. Я не спорил, за свою консультацию я уже вытребовал право погулять на его следующей свадьбе. То есть спорить было не выгодно. Он развелся. И позвал меня на следующую свадьбу через год. Его новой женой была его старая жена. Выпив, он поведал мне, что ему так хочется. Вот и все. Хочется, понимаете?

Выбор часто бывает осознан. Но, мне кажется, в наш рациональный век, мы сами немного обманываем себя. Подгоняем решение под ответ. Сначала эмоционально примем решение, а потом под него «подкладываем»факты и мнения. Потому что сейчас не принято выбирать эмоционально. Время такое.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.