Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Бесплатная раздача товаров в рекламных целях: Бухгалтерский учет и налогообложение

Предприятия-производители нередко организуют рекламные кампа-  нии. Рекламные агенты угощают на улице прохожих сигаретами или  раздают им номера нового печатного издания, в магазинах можно пробо

Бесплатная раздача образцов изделий и дегустация новых продуктов питания — популярный способ рекламы. Но каким образом рекламодатель может учесть доходы физических лиц, получивших тот или иной товар в подарок? Мы попробуем разобраться в порядке учета рекламных расходов и разъяснить вопросы, связанные с удержанием подоходного налога со стоимости подарков.

Предприятия-производители нередко организуют рекламные кампа-
 нии. Рекламные агенты угощают на улице прохожих сигаретами или
 раздают им номера нового печатного издания, в магазинах можно пробовать йогурт или дегустировать вино. Иногда предприятие бесплатно передает торговой организации образцы продукции, а та, в свою очередь, дарит их покупателям.
Цель этих мероприятий — стимуляция спроса. При этом потенциальных покупателей знакомят не только с новыми видами продукции, но и дают им возможность больше узнать о достоинствах товаров, уже давно присутствующих на рынке.
Такая рекламная кампания требует значительных расходов. Это и стоимость продукции, использованной на рекламные цели, и заработная плата персонала, работающего с потенциальными клиентами, и аренда места (лотка) в магазине, на котором размещаются образцы продукции, и транспортные расходы. Все эти расходы так и называются — рекламными, поскольку их цель — продвижение продукции на рынках сбыта посредством целенаправленного информационного воздействия на потребителя.
К сожалению, рекламные расходы подлежат нормированию и учитываются при налогообложении прибыли только в пределах установленного норматива. Кроме того, предприятие-рекламодатель обязано уплатить в бюджет налог на рекламу, сумма которого зависит от величины произведенных расходов.
В учете предприятий, занятых в сфере материального производства, эти расходы отражаются на сч. 43 "Коммерческие расходы". Если рекламные расходы несет торговая организация, то она отражает их на сч. 44 "Издержки обращения".

Нужно ли начислять НДС?
Этот вопрос часто встает перед бухгалтерами, когда они списывают ценности, израсходованные на рекламные цели. И он еще недостаточно урегулирован действующим законодательством.
По мнению налоговых органов, в этом случае надо руководствоваться нормами, приведенными в подп. "а" п. 2 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции от 27.05.2000). То есть налогом должны облагаться обороты по потреблению продукции для нужд предприятия, если ее стоимость не относится на издержки производства и обращения. Соответственно, потребленная для этих нужд продукция, стоимость которой включается в себестоимость, не облагается НДС.
Затраты, связанные со сбытом продукции, в том числе стоимость образцов товаров, переданных непосредственно покупателям бесплатно и не подлежащих возврату, относятся на издержки производства и обращения. Это установлено в подп. "у" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (в редакции от 31.05.2000).
Для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах принятых норм. Эти нормы утверждены приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения".
С точки зрения МНС России, стоимость продукции, переданной потребителям в рекламных целях, не подлежит обложению НДС в пределах существующих норм. Но те суммы, которые превышают норматив, должны облагаться НДС на общих основаниях, так как они не относятся на издержки производства и обращения в целях налогообложения.
На наш взгляд, это довольно спорная точка зрения. Согласно Положению о составе затрат, расходы на рекламу в полной сумме относятся на себестоимость продукции, а Закон о НДС освобождает от налога обороты по реализации товаров, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Учет расходов на проведение
рекламной кампании
Рассмотрим порядок учета затрат на массовую рекламную кампанию на примере производственного предприятия.

Пример
Молочный комбинат выпустил новый вид йогурта. Для его скорейшего продвижения на рынке решено было организовать в крупных магазинах города рекламную дегустацию. Дегустация проводилась в течение 2 недель.
Расходы на кампанию составили 17825 руб., в том числе:
- себестоимость продукции — 4900 руб.;
- аренда площадей в магазинах и супермаркетах — 6000 руб. (в том числе НДС — 1000 руб.);
- заработная плата сотрудников, занятых в рекламной кампании, — 5000 руб.;
- отчисления во внебюджетные фонды от заработной платы — 1925 руб.
Норматив расходов на рекламу, рассчитанный предприятием исходя из суммы выручки, составил 16000 руб.
В учете предприятия необходимо сделать следующие записи:
Дебет 43. Кредит 40 — списана себестоимость готовой продукции, израсходованной на рекламные цели — 4900 руб.;
Дебет 43. Кредит 76 — отражена в составе рекламных расходов плата за места для демонстрации продукции (без НДС) — 5000 руб.;
Дебет 19. Кредит 76 — учтен НДС от суммы арендных платежей — 1000 руб.;
Дебет 43. Кредит 70 — начислена заработная плата персоналу за рекламную кампанию — 5000 руб.;
Дебет 43. Кредит 69 — в состав рекламных расходов включены отчисления во внебюджетные фонды от заработной платы — 1925 руб.
Общая сумма рекламных расходов в конце месяца (квартала) списывается проводкой:
Дебет 46. Кредит 43 — коммерческие расходы списаны на реализацию — 16825 руб.
Далее следует определить, в какой сумме может быть принят к зачету из бюджета НДС, оплаченный по аренде, связанной с рекламой продукции. Согласно п. 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции от 19.07.99), суммы НДС, оплаченные по нормируемым расходам, возмещаются из бюджета в пределах норм этих расходов. НДС по сверхнормативным расходам возмещению из бюджета не подлежит, а покрывается за счет чистой прибыли предприятия.
Минфин России и налоговые органы неоднократно разъясняли, что в данной ситуации сумма налога, принимаемого к зачету, определяется по расчетной ставке 16,67% от суммы произведенных расходов в пределах норматива. Таким образом, в нашем примере к зачету из бюджета может быть принята сумма в пределах: 16000 руб. х 16,67% = 2667,20 руб.
Фактическая сумма НДС не превышает указанного норматива. Следовательно, НДС от стоимости услуг по аренде может быть отнесен на уменьшение расчетов с бюджетом в полной сумме при условии, что платежи арендодателям фактически перечислены:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС". Кредит 19 — принят к зачету из бюджета фактически оплаченный НДС — 1000 руб.
Согласно письму УМНС России по г. Москве от 05.04.2000 № 03-08/13058 "О корректировке прибыли для целей налогообложения", предельный размер расходов на рекламу, рассчитанный исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, включает в себя сумму НДС. При определении облагаемой налогом прибыли расходы на рекламу принимаются в предельных размерах, уменьшенных на величину сумм НДС, подлежащих возмещению (зачету) из бюджета. Таким образом, норматив расходов на рекламу, рассчитанный исходя из суммы выручки, уменьшается на сумму НДС: 16000 руб. — 1000 руб. = 15000 руб.
Результат от реализации, полученный по данным бухгалтерского учета, в целях налогообложения необходимо увеличить на сумму сверхнормативных рекламных расходов: 16825 руб. — 15000 руб. = 1825 руб. Корректировка производится по строке 4.1 "з" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение № 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 06.07.99)).
От суммы фактически произведенных рекламных расходов (без налога на добавленную стоимость) начисляется налог на рекламу. Согласно ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 08.07.99), этот налог является местным и не может превышать 5% стоимости услуг по рекламе.
Дебет 80. Кредит 68 "Расчеты по налогу на рекламу" — начислен к уплате в бюджет налог на рекламу: 16 825 руб. х 5% = 841,25 руб.

Когда и как учитывать доходы
физических лиц?
Закон РФ от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции от 02.01.2000) устанавливает, что работодатели, выплачивающие доходы физическим лицам в денежной и натуральной форме, обязаны вести учет таких доходов и удерживать подоходный налог в определенных законодательством случаях. Сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, предприятия и индивидуальные предприниматели периодически представляют в налоговые органы. Тем самым они выполняют обязанности налоговых агентов, возложенные на них НК РФ.
Если физические лица не являются сотрудниками предприятия, то учет выплаченных им доходов затрудняется. Предприятие в данном случае должно выяснить фамилию, имя и отчество получателя дохода, номер и серию его паспорта, место жительства. Это сделать практически невозможно, если физические лица получают доход в виде подарков и бесплатного угощения во время проведения рекламной кампании. Кроме того, суммы полученных ими доходов зачастую незначительны и не являются объектом обложения подоходным налогом. Так, согласно подп. "ц" п. 1 ст. 3 Закона № 1998-1, от налогообложения освобождается стоимость подарков, полученных в течение года от предприятий, учреждений и организаций в виде вещей и услуг, не превышающая 12 МРОТ.
В связи с этим МНС России разрешило предприятиям, проводящим массовые рекламные кампании, включающие бесплатную раздачу товаров потенциальным покупателям, не представлять сведения о доходах физических лиц, если эти доходы не превышают 12 МРОТ (письмо МНС России от 26.06.2000 № БГ-6-08/479 "Разъяснения по вопросу предоставления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц"). В то же время предприятия не освобождаются от этой обязанности, если они выдают подарки своим сотрудникам.
Таким образом, если стоимость продукции, бесплатно раздаваемой потенциальным покупателям, больше 12 МРОТ, то предприятие должно фиксировать паспортные данные получателей дохода и его размер. За несоблюдение этих требований к налоговому агенту могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. ст. 120 и 126 НК РФ. n

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.