Подписаться
Курс ЦБ на 24.04
93,29
99,56

Бензиновый баланс Свердловской области

Свердловская область – один из «опорных» регионов России,  он объединяет европейскую и азиатскую части страны в еди-  ную систему. Область располагает значительными запасами полезных ископае

Свердловская область – один из «опорных» регионов России,
 он объединяет европейскую и азиатскую части страны в еди-
 ную систему. Область располагает значительными запасами полезных ископаемых. В то же время регион испытывает острый дефицит собственных энергетических ресурсов.
Свердловская область является одним из крупнейших в стране транспортных узлов, располагает мощным промышленным комплексом и занимает четвертое место в стране по объему промышленного производства после Ханты-Мансийского автономного округа, Москвы и Красноярского края.
Ведущее место в экономике области занимают черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. Преобладают предприятия-гиганты, совмещающие производство гражданской и военной продукции, с числом занятых в несколько десятков тысяч человек – «Уралмаш», «Уралхиммаш», Турбомоторный завод (Екатеринбург), Вагоностроительный завод (Нижний Тагил) и другие.
Исходя из своего географического положения, Свердловская область потребляет главным образом продукцию четырех близлежащих нефтеперерабатывающих заводов: Омского, Орского, Пермского и заводов в Башкирии.
Основной особенностью бензинового рынка Свердловской области является то, что производители топлива вынуждены продавать бензин конкурентам-реализаторам по более низким ценам, чем они продают его на собственных рынках сбыта. Для того чтобы закрепиться на рынке, «нефтяные гиганты» соглашаются на местные цены и стараются расширить сеть автозаправочных станций, на которых реализуется только их бензин, ищут новые возможности для сбыта своей продукции. По данным правительства Свердловской области, на областном рынке нефтепродуктов работают 1900 предприятий, реализующих нефтепродукты, из них только 1413 зарегистрированы в Свердловской госнефтеинспекции. Более половины нефтепродуктов ввозится на территорию области нелегально. Многие предприятия работают на нефтяном рынке, не имея лицензии на торговлю нефтепродуктами.
Более 95% розничного областного рынка нефтепродуктов контролируется Среднеуральской ассоциацией «Нефтепродукты», которая представляет собой аналог картельного соглашения, основная цель которого – координация действий и цен на рынке, а также защита областного рынка от посягательств крупнейших российских нефтяных компаний. В состав ассоциации входят компании: ЗАО «Урал-Варта-ойл», ТОО НПП «Композиционные материалы», Фонд «Урал-Бизнес-Нефть», ООО «Уралстройкомплект-1», ТОО «Интер-Нефто», ЗАО «Регион-Спектр», ОАО «Свердловскнефтепродукт», ЗАО «ТНВ-Урал», ЗАО «Екатеринбург-бензин», Предприятие ОО «Екатеринбургский дом инвалидов армии» (ЕДИАр), ТОО «Березовск-бензо-сервис», ОАО «Екатеринбургская компания по нефтепродуктам».
Тенденции развития деятельности компаний сводятся к следующему: повышение качества обслуживания, расширение ассортимента предлагаемой продукции, использование гибких систем расчета, в том числе с помощью системы электронных безналичных платежей, создание имиджа компании, в связи с чем конкуренция приобретает более цивилизованный характер.
Областной рынок нефтепродуктов очень привлекателен как для крупных нефтяных компаний, так и для местных сбытовых структур. Все стремятся отхватить «лакомый кусочек». Емкость бензинового рынка Свердловской области является наибольшей среди областей Уральского экономического региона. Отсутствие собственных нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий дает потенциальную возможность для активной деятельности на областном внутреннем рынке крупных нефтяных компаний. Кроме того, сам по себе «бензиновый бизнес» является прибыльным и становится привлекательным для многих. Каждая структура стремится закрепиться на внутреннем рынке, сулящем большие выгоды.
По данным Министерства топлива и энергетики Свердловской области за 1999 год, в Свердловскую область потупило 528 тыс. т автомобильного бензина, израсходовано 281 тыс. т, в том числе 266 тыс. т – на нужды автотранспорта. Из них продано предприятиям (за исключением крупнейших предприятий региона) 51 тыс. т, населению – 197 тыс. т. По дизельному топливу ситуация складывается следующим образом: поступило – 602 тыс. т, израсходовано – 507 тыс. т, в том числе на работу автотранспорта – 237 тыс. т. Соответственно реализация дизельного топлива населению составила 27 тыс. т, предприятиям – 67 тыс. т. Таким образом, очевидно, что в Свердловской области основным потребителем бензина является население, в связи с чем в последнее время так активно развивается сеть розничной торговли нефтепродуктами, и данная тенденция сохранится и в ближайшем будущем.
Поставки нефтепродуктов в Уральский регион главным образом осуществляют: «ЛУКойл» (26,87%), «Башнефтехим» (28,9%), «Сибнефть» (7,9%). В Свердловской области ситуация с поставками нефтепродуктов несколько иная, здесь доля поставок компании «Сибнефть» достигает 80%, основная часть их приходится на «Уралнефтепродукт».
Можно выделить следующих основных поставщиков нефтепродуктов на местный рынок:
Оценочная потребность Свердловской области в нефтепродуктах составляет 5-6 млн т в год (в перерасчете на сырую нефть) или 3-3,5 млн т топлива, включая поставки мазута для ГРЭС и ТЭЦ и поставки горючего для сельскохозяйственных предприятий. В 2000 году, по данным госнефтеинспекции по Свердловской области, объемы потребляемых светлых нефтепродуктов выросли (по сравнению с прошлым февралем – на 4 тыс. т, с мартом – на 15 тыс. т, с апрелем – на 4,6 тыс. т).

Что касается ценовой характеристики рынка, можно отметить, что максимальная цена на бензин АИ-76 была в ноябре прошлого года – 5 руб. 80 коп. за 1 литр. В январе этого года, после увеличения акцизов, она снизилась на 10 коп., в феврале – еще на 20 коп. и к лету закрепилась на отметке 5,00-5,10 руб. Цена на бензин АИ-92 с 6,90 руб. осенью упала до 5,80-6,00 руб. весной. На сегодняшний день уровень цен на автозаправках города незначительно подрос и составляет 5,30-5,40 руб. и 6,50-6,70 руб. соответственно.
В целом можно отметить, что цены остаются относительно стабильными на протяжении определенного периода времени, т.е. нет резких скачков в ту или иную сторону. Начиная с февраля 2000 года наблюдается плавное снижение цен, которое продолжалось до мая месяца, после чего цены также плавно начали расти, что, скорее всего, было вызвано сезонным спросом на нефтепродукты, который и «толкал» цены вверх, предоставляя возможность операторам получить дополнительную прибыль.
Тенденция такова, что цены постепенно выравниваются, благодаря действующей на данном рынке конкурентной борьбе, а также спросу со стороны потребителей. В связи со сложившейся ситуацией, цены становятся приемлемыми для населения и более-менее одинаковыми для поставщиков. Былого разбега цен на 2-3 руб., как в 1997 году, на автозаправках области, принадлежащих разным собственникам, сегодня уже не наблюдается.
На бензин марки АИ-92 в начале года самые низкие цены были на АЗС, принадлежащих «ЕДИАр». Весной компания «Урал-Бизнес-Нефть» стала устанавливать самые низкие цены в городе. Ближе к лету цены практически выровнялись, и разброс составляет около 20 коп. (за один литр бензина).
Наиболее неравномерные цены устанавливаются на бензин марки АИ-95, здесь разброс цен достигает 1 руб., что составляет 13%-14% от его цены. Самые низкие цены на данном сегменте рынка устанавливают «ЕКОН» и «Урал-Бизнес-Нефть», а самые высокие – «Трассер», за исключением конца июля, когда именно на заправках, принадлежащих «Урал-Бизнес-Нефти», были зафиксированы самые высокие цены (8 руб. за литр).
В начале года самое дешевое дизельное топливо можно было купить в компаниях «Партнер-СИ» и «Пегас», а уже весной самые низкие цены удерживали компании «Трассер» и «Пегас», в то время как «ЕКОН» и «ЕДИАр» чаще всего устанавливают наиболее высокие цены на данный продукт.
Следует отметить и то, что крупные нефтяные компании стремятся поднять уровень цен на нефтепродукты в Свердловской области до уровня г. Челябинска и г. Перми, т.к. в нашей области цены намного ниже, чем в соседних областях, что снижает прибыль, получаемую нефтяными компаниями.
За период с 24 июля 2000 г. по 28 июля 2000 г. средние цены на бензин на АЗС города были следующими:
– А-76 – от 5,22 руб. («Пегас») до 5,47 руб. («Партнер-СИ»);
– АИ-95 – от 7,00 руб. («Интер-Нефто») до 7,60 руб. («ЛУКойл»);

– Дизельное топливо – от 5,14 руб. («Трассер») до 5,34 руб. («Партнер СИ»).
С учетом того, что 1 июля 2000 г. истек срок, в течение которого нефтяные компании были обязаны 70% своей продукции поставлять на внутренний рынок, и того, что мировая конъюнктура сейчас довольно благоприятна, можно прогнозировать с достаточной степенью вероятности рост цен на нефтепродукты.

Основные операторы рынка
«Уралнефтепродукт» – «ИнтерНефто» – удерживает около 70% областного топливного рынка. Стратегическим партнером является «Сибнефть». В структуру «Уралнефтепродукт» входит два предприятия, которые раньше являлись государственными и, по сути, занимали монопольное положение на екатеринбургском нефтяном рынке. Это «Екатеринбургнефтепродукт» и «Свердловскнефтепродукт».
ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» работает напрямую с нефтеперерабатывающими заводами г. Омска и г. Перми и зачастую использует более гибкие и выгодные формы оплаты. С конца 1997 г. при обслуживании юридических лиц фирма использует корпоративную кредитную карту «Екатеринбургнефтепродукт».
 ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» – компания, занимающаяся розничной реализацией нефтепродуктов на рынке Екатеринбурга. Предприятие имеет в собственности 52 АЗС, примерно половина из которых находится в Екатеринбурге. Недавно проводилась реконструкция имеющегося оборудования.
«Екатеринбургнефтепродукт» имеет эксклюзивное право на ввоз в Екатеринбург темных и сопутствующих нефтепродуктов американской компании Unоcal. Объемы продаж в Екатеринбурге последние два года стабильны: ежегодные потребности города в таких нефтепродуктах оцениваются в 12 т.
«Свердловскнефтепродукт» – еще одно структурное подразделение «Уралнефтепродукта» В экономике области компания занимает значительное место, как по прибыльности, так и по объему реализации продукции. Согласно рейтингам журнала «Деловой экспресс»:
1-е место по объемам реализации среди снабженческих предприятий Екатеринбурга (а значит, и области).
18-е место по объемам реализации среди предприятий Екатеринбурга.
39-е место по объемам реализации среди предприятий Свердловской области.
38-е место по прибыльности среди предприятий Екатеринбурга.
66-е место по прибыльности среди предприятий Свердловской области.
Причем важно отметить то, что компания работает главным образом на территории области, нежели в городе. Имеет широкую сеть филиалов в области. «Свердловскнефтепродукт» реализует значительную часть нефтепродуктов, поставляемых НК «Сибнефть».
Еще один достаточно крупный представитель на рынке нефтепродуктов – ТОО «Интер-Нефто», действующее на рынке с 1991 г. Компания владеет резервуарным парком (10 тыс. куб. м), бензин и дизельное топливо поставляет с Омского нефтеперерабатывающего завода, кроме того, является официальным дилером фирмы «ESSO». «Интер-Нефто» занимается и оптовой, и розничной (через АЗС) торговлей, ориентируясь на Екатеринбург и его ближайшие пригороды. Впрочем, в ее распоряжении находится парк автоцистерн, и она может обеспечивать стабильные поставки в любую точку области.
На станциях «Интер-Нефто» можно рассчитываться как наличными деньгами, так и с помощью магнитных карточек.
«Уралбизнеснефть» является некоммерческой организацией в форме фонда. Она создана с целью обеспечения Свердловской области качественными нефтепродуктами и объединяет нескольких участников, ведущих свою деятельность в данном направлении. Она уверено занимает одно из лидирующих мест на городском рынке, в области ее позиции менее сильны. Практически все АЗС компании оснащены современным оборудованием и удобной системой безналичного расчета за нефтепродукты с использованием пластиковых карт. Кроме того, большим «плюсом» является выгодное местоположение АЗС. На многих из них предоставляются дополнительные виды услуг – ремонт, продажа запчастей, автомойка.
Фонд «Уралбизнеснефть» активно сотрудничает с Австрийским государственным нефтеперерабатывающим концерном «OMV» по вопросам поставки высококачественных масел для автомобилей и оборудования для АЗС.
Несмотря на то, что формально продавцы на заправках фонда – независимые лица, компания проводит единую сбытовую и ценовую политику. Компания «Уралбизнеснефть» не имеет официального сильного партнера среди крупных нефтяных компаний, но, тем не менее, находится в дружественных отношениях с НК «ЮКОС».
Традиционно цены на АЗС «Уралбизнеснефть» были одними из самых высоких в городе, что оправдывалось высоким качеством продаваемых здесь нефтепродуктов, однако в последнее время наблюдается существенное понижение цен компанией.
Идет активное освоение земельных участков, выделенных под строительство: четыре крупных «зеркальных» автозаправочных комплекса, расположенных на автомагистралях области и выездах из г. Екатеринбурга. Все строительство ведется только за счет собственных средств «Уралбизнеснефти» силами отдела капитального строительства, с привлечением спецсубподрядчиков.
В 1999 г. компания «Уралбизнеснефть» участвовала в поставках топлива для сельскохозяйственных предприятий области.
Ассоциация «ЕДИАр» – занимается как розничной, так и оптовой торговлей нефтепродуктами.
Ассоциация намерена постепенно захватывать все новые и новые рыночные сегменты. Для этого оптимизируется внутрифирменная структура, отыскиваются новые партнеры. У компании имеется неплохой потенциал, в связи с чем, при правильной организации деятельности, она может занять солидное положение на рынке. Стратегическим партнером является нефтяная компания «ЮКОС».
«Екатеринбург-бензин». В собственности ООО «Екатеринбург-Бензин» находятся две современные АЗС. Компанию нельзя охарактеризовать как лидера на рынке, ее позиции довольно скромны.
Предприятие занимается, в основном, розничной продажей автомобильного топлива через сеть автозаправочных комплексов. Бензин для АЗС закупается у ведущих российских нефтеперерабатывающих предприятий, таких как «ЛУКойл-Пермь», «Сибнефть», «Башнефть». Для удобства оплаты введена электронная система платежей с использованием магнитных кредитных карточек. Весь процесс реализации компьютеризирован, и каждый владелец карточки в любой момент имеет информацию о наличии топлива и денежных средств, о количестве, объеме, времени заправок.
Кроме того, предприятие осуществляет торговлю автомобильными маслами, запасными частями для автомобилей и аксессуарами; производится отпуск горюче-смазочных материалов мелкооптовыми партиями.
ООО «Екатеринбург-бензин» – член Среднеуральской ассоциации «Нефтепродукты». Офис предприятия находится в центральной части Екатеринбурга (Ленина, 5).
«Витойл». Положение компании на областном рынке нельзя назвать значительным или лидирующим. Однако «Витойл» владеет сетью АЗС в Асбестовском районе (п. Белоярский, с. Баженово, г. Асбест). Там же расположено нефтехранилище компании.
Непосредственно ООО «Витойл» занимается в большей степени оптовыми поставками ГСМ в другие области. Известно о поставках в Курганскую и Тюменскую области, а также в северные районы Свердловской области.

Перспективы развития рынка
В городе реализуется программа, согласно которой часть подведомственного муниципалитету транспорта будет переведена на газомоторное топливо, которое является более дешевым и безопасным с экологической точки зрения. К числу предприятий, которые планируется перевести на данный вид топлива, относятся: «Спецавтобаза», обеспечивающая при помощи своих машин уборку города и вывозку из него мусора, предприятие «Водоканал», обслуживающее водопроводные и канализационные сети города, парк грузового автотранспорта «МЕГАП-3», занимающийся грузоперевозками, а также муниципальное автобусное предприятие, которому было поручено провести эксперимент по переводу на газ одного из дизельных «Икарусов». В связи с такими намерениями городских властей, может измениться структура потребляемых областью нефтепродуктов, а также вполне возможно сокращение объемов потребления.
 В связи с повышением акцизов на нефтепродукты, которое было запланировано правительством, существенных изменений в области не предвидится. Предприятия отрасли приспособились к подобным мерам и работают с прибылью за счет увеличения поставок, а также путем более активной работы на теневом рынке. Доля «левого» бензина в Свердловской области весьма велика: в 1998 г., по оценкам специалистов госнефтеинспекции Свердловской области, почти 600 тыс. т светлых нефтепродуктов избежали налогообложения. В 1999 г. эта цифра сократилась незначительно. Местные нефтяные компании довольно спокойно отреагировали на решение правительства повысить с января 2001 года акцизы на 40% на высокооктановый бензин. Объемы продаж не должны упасть, так как данное повышение должно коснуться только автолюбителей (по мнению операторов рынка). Аналогичная ситуация наблюдалась прошлым летом во время бензинового кризиса и повлекла за собой сокращение поставок в область примерно на 30%. Предполагаемые изменения не коснутся и сельскохозяйственных предприятий, так как они используют другие виды топлива.
На уровне Российской Федерации вновь появились разговоры по поводу создания «Нефтяной биржи», осуществляющей организованную торговлю на рынке нефтепродуктов. Кроме того, с 1 августа 2000 г. в России повысились экспортные пошлины на сырую нефть, нефтепродукты и мазут. Согласно Постановлению Правительства РФ, вывозная пошлина на сырую нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных материалов, теперь составляет 27 евро за тонну (ранее она составляла 20 евро за тонну). Экспортная пошлина на мазут увеличена с 12 до 20 евро за тонну. Новые таможенные пошлины распространяются на нефть и мазут, экспортируемые с территории России за пределы стран-участниц Таможенного союза. Все эти изменения, безусловно, коснутся и рынка нефтепродуктов в Свердловской области. Прежде всего, все это выльется в очередное повышение цен, могут сократиться поставки нефтепродуктов в нашу область за счет увеличения объемов экспорта (сняты ограничения на обязательную продажу на внутреннем рынке 70% продукции). Однако повышение экспортных пошлин должно несколько сдерживать увеличение объемов экспортирования.

Объединение безопасности «Сатурн»,
информационно-аналитическое агентство “Витус”,
тел. (3432) 109-109, 109-110

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.