Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Бензин — ваш, идеи — наши

Валерий Савельев родился 5 октября 1954 г. в Алапаевске Свердловской области в семье рабочих. Окончил школу №97 г. Свердловска, затем Омское летно-техническое училище гражданской авиации. Р

Как анекдот вспоминаются нынче шоферские ухищрения времен бензинового дефицита. Один мой знакомый водитель, например, «косил» под "скорую помощь" и таким образом получал бензин в обход огромных очередей. До 1990 г. нефтепродукты распределялись централизованно из Москвы. С приходом рынка фондирование, а вместе с ним и дефицит нефтепродуктов исчезли, любой предприниматель, получив лицензию, мог заниматься этим видом деятельности. Сегодня на рынке нефтепродуктов в Екатеринбурге действуют около 100 фирм. Наш собеседник — Валерий САВЕЛЬЕВ, генеральный директор одного из крупных, АООТ «Екатеринбургнефтепродукт».

Валерий Савельев родился 5 октября 1954 г. в Алапаевске Свердловской области в семье рабочих. Окончил школу №97 г. Свердловска, затем Омское летно-техническое училище гражданской авиации. Работал главным инженером, зам. директора, директором Свердловского предприятия по обеспечению нефтепродуктами.

В настоящее время Савельев — генеральный директор АООТ «Екатеринбургнефтепродукт». Учреждено Свердловским областным комитетом по управлению госимуществом. Сотрудничает с американской фирмой Unical, имеет эксклюзивное право на ввоз темных и сопутствующих нефтепродуктов. Важнейшие партнеры: нефтеперерабатывающие заводы г. Уфы, Перми, Омска.

Из сборника "Кто есть кто на Среднем Урале"

 

 

— Валерий Георгиевич, «Екатеринбургнефтепродукт» создавался с нуля или это преобразованное госпредприятие?

— До 1991 г. наше предприятие входило в состав объединения «Свердловскнефтепродукт», но уже и тогда у нас был самостоятельный баланс, мы обслуживали Екатеринбург, его города-спутники — Ревду, Первоуральск, Березовский, а также Шалинский р-н. В условиях рынка реорганизовать такого громадного монополиста, каким был «Свердловскнефтепродукт», было сложно. По ходатайству антимонопольного комитета наше предприятие получило полную самостоятельность, свой расчетный счет, права юридического лица. «Свердловскнефтепродукту» досталась территория всей остальной области.

После отделения у нас была 44 АЗС (вместе с контейнерными). Сегодня в Екатеринбурге —13 АЗС, ряд станций Госкомимущество не включило в наш баланс при акционировании. Некоторые станции нам не позволило содержать тогдашнее финансовое состояние.

Сейчас финансовое состояние намного лучше: по итогам 1995 г. выручка составила 250 млрд руб., прибыль — 23 млрд руб.

— Согласно комплексному плану развития, город постепенно избавляется от уродливых киосков на перекрестках, которым на смену приходят современные комплексы мини-рынков. Та же участь ждет и контейнерные станции?

— Перед нами сейчас остро стоит вопрос реконструкции имеющихся стационарных АЗС, их износ составляет 50-60%. Купить новые станции в Европе вряд ли удастся, для нас это дорого. Однако есть возможность взять их в лизинг на льготных условиях. Условия: первый взнос — 15-20 % от стоимости, отсрочка выплат — до 10 лет, кредит — 1— 2% годовых. В апреле в Австрии собирается ряд фирм для обсуждения вопросов лизинга оборудования АЗС на территории стран СНГ. Мы готовим подробную записку со своими предложениями. Думаю, что все несколько наших АЗС мы могли бы реконструировать на европейском уровне с точки зрения дизайна, пожарной и экологической безопасности уже в этом году.

— Как Вы оцениваете уровень конкуренции по городу?

— Сейчас в городе действует около 150 АЗС. Большинство их хозяев входит в Среднеуральскую ассоциацию «Нефтепродукты». Это некоммерческая организация, созданная для облегчения взаимодействия с административными органами, в частности, по вопросам лицензирования. Наше предприятие помогает другим, более мелким, в решении технических вопросов, по ремонту колонок. В состав Ассоциации кроме «Екатеринбургнефтепродукт» входят такие фирмы, как «Уралбизнеснефть», «Интернефто», «Витойл» и другие. Около 80 фирм, у каждой от 1 до 5 станций.

Вокруг многих станций создается своя инфраструктура, ларьки по продаже продовольствия, автомобильных аксессуаров. Зачастую оказывается, что мелкие фирмы решают эти вопросы быстрее и проще, чем мы. Поэтому для нас так важно комплексное решение вопроса по лизингу оборудования. АЗС европейского типа — это ведь не только заправка, но еще и встроенные магазины.

— Что можно сказать об объемах реализации?

— В декабре 1994 г. мы реализовали 15 тыс. т/мес. нефтепродуктов, в декабре 1995 г. — 8 тыс. т/мес. Надеюсь, что в декабре этого года сохраним тот же уровень. Наши объемы сокращаются по той простой причине, что число торговцев бензином в городе растет быстрее, чем число потребителей. Около 60% бензина реализуется через АЗС, 40% — оптовые поставки.

— Сейчас многие фирмы получают нефтепродукты в результате товарообмена с нефтяниками, взамен денег. Для них важно быстрее обернуть бензин, превратив его в рубли. Насколько сильно влияют на рынок такие почти демпинговые цены?

— Да, это распространенное явление. Но цены эти — совсем не демпинговые, поскольку чаще всего коммерсанты получают нефтепродукты (бензин, масла) у тех же фирм, что и мы. Сегодня самые дешевые нефтепродукты в Омске, в Уфе — дороже на 200-250 тыс. руб./т. Когда разрыв особенно большой, приходится маневрировать, отказываться от башкирских продуктов (хотя они и выше по качеству, и поступают сюда по магистральному трубопроводу) и покупать бензин в Омске, доставляя сюда цистернами.

Мелкие фирмы могут продавать дешевле, потому что у них ниже накладные расходы, чем у нас. В частности, мы содержим АЗС и хранилища в Шалинском районе. А леспромхозы там обезлюдели, спроса нет. Кроме того, у нас крупные объемы поставок темных нефтепродуктов, масел. Мы содержим их в своем хранилище, которое зимой надо обогревать. Своего бензинохранилища у нас нет, арендуем мощности наливного пункта в пос. Шабры, который на 60% заполнен нашим бензином. Все это не удешевляет наши нефтепродукты.

— Какие нефтепродукты есть в постоянном ассортименте на ваших станциях?

— Постоянно в продаже бензины А-76 (1400 руб./л), А-92 и А-93 (1600 руб./л), масла американской фирмы Unical, дизтопливо зимнее (1200 руб./л). В последнее время предлагаем высокооктановый бензин А-95. В городе достаточно много иномарок, и мы полагали, что этот товар будет ходовым. Однако спрос на него невысок. Наиболее ходовой товар по-прежнему А-76, который составляет около 60% всего объема реализации. На А-95 приходится всего 2-3%. Возможно, ситуация изменится летом, когда «оттают» многие частники. Зимой объемы реализации падают примерно на половину. А самые пиковые месяцы спроса — август и сентябрь.

— Каким образом происходит регулирование цен на ваших АЗС?

— Уровень цен в разных районах города, не говоря уже о городах-спутниках, прямо зависит от спроса и цен конкурентов. Мы оперативно анализируем объемы продаж и, если они снижаются, пытаемся понять почему. В случае необходимости снижаем цены. Стараемся до минимума сократить неоправданные издержки. Численность сотрудников за последние годы уменьшилась от 700 до 560 человек.

— Цены на бензин более-менее стабильны в течение последнего года. Они такими и останутся в ближайшем будущем?

— Цены поднимутся. Руководители крупнейшей компании «Лукойл» заявили в феврале о повышении цен на нефть на 15-20 %, значит, мартовский бензин соответственно подорожает.

— Вы работаете напрямую с заводами-производителями?

— Напрямую работать с ними невыгодно, они требуют 100-процентной предоплаты. Поэтому пользуемся услугами тамошних фирм-посредников, которые предоставляют нам товарный кредит с оплатой по мере реализации. Мы нефтепродукты продаем на условиях 100-процентной предоплаты. Почти всем клиентам за исключением муниципальных предприятий, в частности, автобусным. Они получают у нас бензин дешевле на 10%, бывает, затягивают перечисление средств, поскольку прямо зависят от бюджета. Мы идем им навстречу — это крупные и постоянные наши клиенты.

— Не секрет, что АЗС часто становятся источниками загрязнения окружающей среды: пролитое масло, бензин и т.д. Как решаются на предприятии вопросы экологии?

— Раньше заводы-госпредприятия в обязательном порядке принимали отработанные масла на переработку. В том числе и наше предприятие. Сейчас это экономически невыгодно: вопросы переработки не решены, собранное масло просто некуда девать. Хотя во всем мире эти проблемы решаются. Год назад делегация нашей фирмы побывала в Лос-Анджелесе, в компании Unical. На этой встрече, в частности, рассматривались вопросы строительства в Екатеринбурге завода по переработке отработанных масел. Реализация проекта потребует $5-7 млн. Удовольствие достаточно дорогое. Возможно, этот проект будет реализован при участии областного бюджета. Проект многообещающий: из отработанного масла можно получать базовое масло, затем, путем введения присадок, получать моторные масла, которые можно пускать в оборот, продавать. Нормальный бизнес.

Сейчас мы ведем разработку проекта фирмы, которая предложила ноу-хау по очистке и переработке стоков нефтепродуктов. Стоимость проекта — 3-4 млрд руб. Этот бизнес также может быть выгодным. На днях мы получили из Калифорнии фургон на базе «Форда», в котором смонтировано оборудование для замены масел в легковых автомобилях. По сути, это передвижной пункт технического обслуживания. Он может выезжать в гаражные комплексы и оказывать услуги частникам по сливу и замене масел. Эта установка обошлась нам в $50 тыс. За такие деньги стационарного пункта технического обслуживания не построить.

— Почему масло именно Unical, а не Shell, Exxon или Elf?

— Unical — не менее солидная торговая марка, чем названные. Просто она более известна в США, чем в Европе. Компания добывает и перерабатывает нефтепродукты, а также занимается технологическими разработками. В частности, владеет уникальной технологией переработки использованного масла, о которой я уже упоминал. Моторные масла Unical соответствуют мировым стандартам качества. Мы торгуем ими в Екатеринбурге уже год в качестве уполномоченного дилера по региону. Этот статус позволяет нам получать товар напрямую из Калифорнии с 25-50% предоплатой. Сорокофутовый контейнер (20 т) город и окрестности потребляют за квартал. Товар ходовой, планируем расширить торговлю на Тюменский регион. Кстати, представительство Unical есть в Москве и Петербурге, и там эти масла не в диковинку.

— Ваши впечатления об Америке?

— Американцы одновременно и более рациональны и более раскованны. Меньше переживают по поводу

разных мелочей. Например, если приглашают на неформальную встречу, то в порядке вещей — оговорить, кто и сколько платит.

В Екатеринбург приезжала представительница фирмы Unical Элизабет Карпух. На правах хозяина я угостил ее обедом в приличном ресторане «Астория». Обед был изрядный, съели не все. Элизабет предложила: попроси, чтобы продукты нам с собой завернули. Трудно было объяснить, что у нас так не принято.

У американцев рабочий день начинается рано. В 7 ч. утра в офисах телефоны уже вовсю звонят. Обеденного перерыва нет, перекусывают на рабочем месте. И посиделок по вечерам на работе не бывает. Это принято делать в баре или ресторане. Как-то я рассказал, что выходные дни провожу на даче, колочу, строю — они не поняли. Зачем? Или Ваш бизнес приносит недостаточный доход? Реакция американского менеджера: если сотрудник не смог как следует отдохнуть за выходные, то вряд ли сможет полноценно работать всю неделю.

Американцы говорят, что труд с полной отдачей невозможен без полноценного отдыха, то, что они называют "relaxation". Раньше я более-менее регулярно играл в волейбол, последнее время вплотную занялся большим теннисом. Занимаюсь трижды в неделю по часу, езжу в спортзал во время обеденного перерыва. Рабочий день у меня начинается в 7.50, заканчивается иногда в 20-21, и без спорта сохранять высокую работоспособность трудно.

И еще один интересный вывод из американского опыта: для реализации самых грандиозных замыслов всегда нужна команда, которая тебя поддерживает и понимает. Без этого реализация проекта вряд ли возможна. Для американцев это азбучная истина.

Средняя зарплата на нашем предприятии — около 2 млн руб., у управленцев — выше, что позволяет собрать для решения оперативных задач грамотных, энергичных специалистов. Кадры решают все, их правильный подбор — основа успеха любой фирмы в условиях рынка.

 

АООТ «Екатеринбургнефтепродукт»

24-12-03, факс 61-61-93

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.