Подписаться
Курс ЦБ на 04.06
68,34
76,62

«Беднеть будут плавно и неравномерно». Кто и как сможет сохранить бизнес после COVID-19

9 391
«Беднеть будут плавно и неравномерно». Кто и как сможет сохранить бизнес после COVID-19
Иллюстрация: pixabay.com

«Быстро ситуацию может развернуть появление вакцины. Даже не нужно ей никого колоть — достаточно объявить, что она есть. Но люди все равно будут вести себя аккуратно и бояться летать в Венецию».

Основатель и совладелец разработчика CRM-системы amoCRM Михаил Токовинин уверен, что рынок рухнет и никакого быстрого отскока после окончания пандемии не будет. Он рассказал The Bell о том, как можно спасти бизнес в эти нелегкие времена. Главное — в материале DK.RU.

— Видно, что люди стали хуже работать. Наверное, мотивации не хватает на удаленке.

У нас 200 человек. Часть сотрудников и так работала удаленно. Я в последние годы был вынужден работать удаленно. Мы научились. Но удовольствия и радости это не доставляет. Наше поколение училось общаться с другими людьми очно: в песочнице, в классе, в офисе. С этим ничего нельзя сделать. 

— Непонятно, как быстро все восстановится. Допустим, у вас ресторан. Сколько он простоит пустой, учитывая, что вам нужно платить зарплаты и аренду. Месяц, два, три? Для себя я такую картинку нарисовал: к маю упадем на 50%. У нас большая предоплата — шесть месяцев. Но морально и технически готовы и к такому сценарию. 

— Мне кажется, многие люди, которые сейчас рассуждают о будущем малого бизнеса, сами им никогда не занимались. Я — занимался. Мы начинали с самого дна. Так вот, не стоит идеализировать. Малый бизнес умирает незаметно. Юрлица продолжат существовать, сдавая нулевую отчетность. 

Малый бизнес в России — это серые зарплаты, это «киньте на “сбер”». Нет смысла банкротиться. Это актуально для тех, у кого большие долги. У малого бизнеса долги — потребкредиты, взятые собственниками и их родственниками. Других кредитов ему никто не дает. 

— Общепит не в самом тяжелом положении (гораздо хуже, например, организаторам ивентов), ситуация сложная. И доставка вовсе не панацея. 

Dark kitchen — концепция на грани рентабельности. Почти всю прибыль забирают агрегаторы. При этом средний чек ниже. Алкоголь или кальян с курьером не отправишь. Минеральную водичку по 500 рублей за бутылку, что-то мне подсказывает, на дом тоже мало кто заказывает. 

Потом, питаться в ресторанах — это вообще-то дорого. Когда людей увольняют или у них просто падают доходы, они начинают экономить. Что здесь можно посоветовать? Сокращаться, сокращаться, сокращаться.

— Беднеть люди будут плавно и неравномерно. Те, кто работает на государство, а таких у нас в стране примерно половина, пока в безопасности. Остальные сначала будут отказываться от крупных покупок, потом — от более мелких. 

Но и у какого-нибудь SMM-щика [государственного] Сбербанка, который сейчас думает, что он в домике, заказывает домой еду из ресторанов, смотрит Netflix, рано или поздно могут возникнуть проблемы. Число новых кредитов будет падать, просрочка — расти. Сбербанку тоже придется увольнять. 

— У нас государство привыкло работать с крупными налогоплательщиками, их чаяния оно понимает. Малому бизнесу никогда не помогали, хотя и не мешали особенно. 

Уже после выступления Путина прошла новость о том, что можно будет добиваться от арендодателей снижения платежей или их отсрочки на время карантина. Это могло бы помочь. Но события развиваются быстро, и многие не доживут до момента, когда льготы реально заработают. 

— Налоговая нагрузка у малого бизнеса и так очень низкая. Налоги на ФОТ — да, высокие. Но очень мало кто платит белые зарплаты. Соответственно, основные расходы — сами зарплаты, аренда и закупки. Если торгуете не чем-нибудь скоропортящимся вроде цветов, то объем закупок можно корректировать в зависимости от продаж. 

С арендой вот пытаются что-то сделать. Но больше всего бы малому бизнесу помогло, если бы ему разрешили увольнять, а государство уволенных бы подхватывало. Получив арендные каникулы и уволив всех людей, владелец какого-нибудь магазинчика сел бы на свой товар и ждал спокойно возвращения покупателей. 

У многих сейчас уже нет денег на ближайший месяц. Не говоря о том, что кредиты — это в принципе самоубийство. Как их потом возвращать? 

— Я так рассуждаю: мы живем в мире людей, и их эмоции, ощущения, настрой зачастую важнее объективных показателей вроде индекса промышленного производства. Сейчас люди в панике. Пока она не прекратится, никакого восстановления не будет. 

Мы сильно зависим от новостей, которые приходят с Запада. Из США, я думаю, мы скоро начнем получать картинки, как из Италии. Это не Китай и не Россия, где врачи фактически военнообязанные и можно легко развернуть новый госпиталь в чистом поле. Среднестатистический обыватель насмотрится и будет думать: «Ну раз в Нью-Йорке такое творится, что же нас ждет?» На месяц это еще точно затянется. 

Быстро ситуацию может развернуть появление вакцины. Даже не нужно ей никого колоть — достаточно просто объявить, что она существует. Другой вариант — ждать, пока начнет приходить нормальная статистика. Но это кризис не отменит. 

Сломать торговые цепочки легко, восстановить гораздо сложнее. Все равно бизнесы будут перестраховываться. И люди тоже будут вести себя аккуратно. 

Сколько потребуется времени, чтобы мы перестали бояться летать? Поездка в Венецию должна быть радостным событием — ты не должен переживать из-за того, что у тебя после нее найдут коронавирус. Разрешат, допустим, проводить музыкальные концерты и другие ивенты. Но продажи будут плохие, потому что всем мамы будут говорить: «Какой еще концерт? Не вздумай».

— У кризисов есть разные фазы: падения, стабилизации, роста. В фазе падения возможностей мало. Самое правильное — избежать травм, сложиться и впасть в спячку. Потом откроются возможности. Охлажденный рынок труда — огромная возможность. Умрут неэффективные бизнесы, уменьшится конкуренция — это тоже плюс. Остынет рекламный рынок. 

Некоторые отрасли, конечно, уже расцветают. Те же сервисы доставки. Понятно, что будет переть контент. Еще недавно мы жили в мире, в котором человек в среднем тратил на потребление контента часа три каждый день. Теперь он готов потребить в два раза больше.

Можно вспомнить, как в 1998 году на новостях о кризисе взлетел РБК. Сейчас еще более удачный момент для контентщиков. Рекламы, правда, нет. Выиграют те, у кого есть другие каналы монетизации. 

Самое читаемое
  • Город бесов: Екатеринбург и область получат автомобильный код 666Город бесов: Екатеринбург и область получат автомобильный код 666
    28 661
  • День голосования за поправки в Конституцию, новые требования к общепиту. Главное 1 июняДень голосования за поправки в Конституцию, новые требования к общепиту. Главное 1 июня
    26 950
  • «Женщин в бизнесе мало. Даже прогрессивной Америке не удалось победить природу»«Женщин в бизнесе мало. Даже прогрессивной Америке не удалось победить природу»
    20 807
  • На ЕКАД начали строить последнюю развязку. Когда замкнется долгожданная кольцевая дорога?На ЕКАД начали строить последнюю развязку. Когда замкнется долгожданная кольцевая дорога?
    39 659
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.