Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

Бартер - без налоговых потерь

Поскольку речь идет о финансовых ресурсах, то их наличие или отсутствие на предприятии определяется источниками (на увеличение которых должно быть ориентировано управление) и направлениями их распр

Мы продолжаем тему управления финансами. Как оказывается, на большинстве сегодняших российских предприятий, как старых, так и новых, не знают, что это такое, соответственно, в управленческой цепи нет звеньев, которые бы управляли финансовыми ресурсами. Очень часто именно это приводит к тому, что предприятие, выпускающее весьма рентабельную и ликвидную продукцию постепенно «сползает» к банкротству. Каким же образом это происходит?

Поскольку речь идет о финансовых ресурсах, то их наличие или отсутствие на предприятии определяется источниками (на увеличение которых должно быть ориентировано управление) и направлениями их распределения (которые в результате управления должны оптимизироваться).

Основной источник финансовых ресурсов предприятия — выручка от реализации.

Во-первых, как правило, на предприятиях отсутствует должный контроль за своевременностью ее поступления. Несмотря на то, что проблема неплатежей носит во многом объективный характер, не следует забывать, что анализировать нужно каждый конкретный случай на предмет субъективных причин: кто конкретно допустил просчет и каким образом. Этот контроль зачастую отсутствует, а найти ответственных «задним числом» практически невозможно. Вне зависимости от причин возникновения дебиторской задолженности размер ее свидетельствует о величине бесплатно (как правило) переданных в пользование сторонним организациям финансовых ресурсов. При этом предприятие еще и рискует попасть под Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» (в ред. Указа Президента РФ от 31.07.95 № 783). Кстати сказать, применение норм этого Указа к просроченной задолженности (удельный вес которой велик) также может повлечь весьма ощутимые финансовые потери.

Следующий немаловажный фактор, вследствие которого основной источник финансовых ресурсов (реализация) становится причиной серьезных финансовых потерь, — чрезмерное увлечение взаимозачетами и бартерами.

Основная часть взаимозачетов приходится на операции, когда предприятие обменивает свою продукцию на сырье (материалы, комплектующие). При этом не проводится даже простейшего анализа на предмет того, каким количеством сырья (материалов, комплектующих) предприятие уже располагает, какова потребность в этом сырье. При этом запасается такое количество сырья, которое, если и будет пущено в производство, то не раньше, чем через год: все это время оно должно включаться в налогооблагаемую базу по налогу на имущество. Распространенная практика, когда одно предприятие обменивает свою продукцию на продукцию другого предприятия в надежде, что ее удастся продать, упуская при этом, что поставщик также испытывает трудности со сбытом.

При проведении бартеров и взаимозачетов упускается из виду еще один существенный момент, который также приводит к большим потерям, а именно налоговое законодательство. Практика сложилась таким образом, что цены на продукцию зависят от того, как производится расчет. Дешевле всего продукция за наличные деньги, дороже за безналичные, и еще дороже «на взаимозачет». Увеличение цены при обменных операциях приводит к увеличению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а следовательно, и самого налога, который нужно внести в бюджет «живыми деньгами». Очевидно, что избежать этих потерь можно. Достаточно договориться с контрагентом, что на что будет обмениваться (в натуральном выражении), а при определении цены продукции, участвующей в обмене (естественно, по согласованию с контрагентом), руководствоваться п.5 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 31.12.95) «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Этим пунктом установлено, что «при осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц — исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости». При разумном подходе за этим пунктом Закона можно обнаружить сокращения неоправданных налоговых потерь (по налогу на прибыль и прочим налогам от реализации, а именно, по налогу на пользователей автодорог и налогу на ЖКХ).

Следует отметить, что списание на затраты «дешевых» материалов (т.е. если цена товарообменной операции будет минимальной) в последующем уменьшит себестоимость продукции, а значит увеличит налог на прибыль при ее реализации. Но, во-первых, пройдет какое-то время (в худшем случае придется заплатить налог потом, а это лучше, чем сейчас), а, во-вторых, наличие более дешевой продукции порождает еще ряд благоприятных возможностей.

Чтобы избежать потерь по налогу на добавленную стоимость, необходимо иметь в виду, что, согласно п.2 ст.8 Закона «О НДС» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ), при обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день их передачи (выполнения), а возмещение НДС по получаемым при обмене материалам (комплектующим, ресурсам) производится после оприходования их на склад. Например, если предприятие отдает продукцию по бартерному договору 30 марта, а комплектующие получает, например, 1 апреля, то к 20 апреля оно должно внести в бюджет 20% от этой реализации, а возмещение налога произойдет лишь к 20 мая. Кроме того, если предприятие платит авансовые платежи, то возрастут и они (речь идет о предприятиях, которые отчитываются по НДС помесячно). Очевидно, что и этих потерь можно легко избежать (при тех же условиях отдать продукцию не 30 марта, а 1 апреля).

В зависимости от конкретной ситуации может возникнуть еще ряд моментов, на которые имеет смысл обращать внимание. Однако в любом случае при попытках любыми законными путями до минимума снизить налоговые потери при бартерах, налоги все равно останутся, и идти на эти потери имеет смысл только в том случае, если получаемое в результате такой операции сырье или комплектующие действительно необходимы для производства продукции, которая в ближайшее время может быть реализована.

Как часто при весьма приличных экономических показателях (объем реализации, балансовая прибыль, рентабельность и т.д.) предприятие попадает в тяжелое финансовое положение. Причем в таких случаях, как правило, задается вопрос: «У предприятия такая большая прибыль (оно платит такие налоги), а денег нет. Почему?». Кстати сказать, руководители очень часто вообще всерьез не воспринимают эту прибыль, называя ее прибылью «на бумаге». Справедливости ради следует заметить, что по некоторым объективным причинам (например инфляция, хотя данный фактор становится все менее существенным) балансовая прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, отражает ситуацию лишь отчасти.

В любом случае сам факт возникновения прибыли «на бумаге» свидетельствует об отсутствии контроля за финансами предприятия. Что касается практических наработок на этот счет, то большинство из них весьма специфично, однако в основе лежат одни и те же принципы. На предстоящий период (например месяц) с разбивкой (например по неделям) составляется следующая таблица:

На основании заключенных договоров и имеющихся договоренностей, с учетом всех факторов, служба, которая непосредственно занимается реализацией (например коммерческим отделом), заполняет «Приход». Причем с заранее выбранной периодичностью подводятся итоги прошедшей недели, а также составляется план на предстоящий период. При этом прошедшая неделя из таблицы убирается, вторая неделя становится первой, третья — второй и т.д. Кроме всего прочего такая практика по понятным причинам имеет весьма существенный дисциплинирующий фактор.

Планируемый «Расход» заполняется бухгалтерией (платежи в бюджет, во внебюджетные фонды, гашение кредитов и т.д.), отделом снабжения и т.д.

Имея данные об уже имеющихся финансовых ресурсах (деньги на расчетном и специальных счетах, в кассе и т.д.) и данные о «Приходе», можно определиться и с «Расходом», который может себе позволить предприятие. Кстати сказать, к тяжелым последствиям приводит именно тот факт, что предприятие «живет не по средствам». Например, сегодня у предприятия есть определенные средства, которые руководитель решает направить на закупку сырья. Завтра нужно проплачивать налоги (о том, сколько именно платить, руководитель узнает только завтра), а денег уже нет. Предприятию насчитают пени, а это потери, которых легко можно избежать. Может случиться и обратная ситуация (хотя это бывает редко), когда значительные средства предприятия «без дела» лежат на счете, в то время как их можно где-либо резместить, рассчитав заранее ресурсы и срок, в течение которого они предприятию не потребуются. Кроме того, благодаря полученным данным руководитель будет знать, с каким недостатком (избытком) финансовых ресурсов и в течение какого периода придется столкнуться предприятию в ближайшем будущем, это будет весьма полезной информацией, например, при обосновании получения кредита.

Аудиторская фирма «Контур аудит»: 44-39-21

Самое читаемое
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.