Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Банки и "Проблема 2000"

С каждым днем, приближающим нас к Новому Году, тема "Проблемы 2000" становится всё более актуальной. Со всех сторон приходят сообщения о мерах, которые будут приняты в новогоднюю ночь для минимизац

С каждым днем, приближающим нас к Новому Году, тема "Проблемы 2000" становится всё более актуальной. Со всех сторон приходят сообщения о мерах, которые будут приняты в новогоднюю ночь для минимизации неотвратимых последствий "ошибки тысячелетия". По большому счету уже сейчас, за месяц до критической даты, ясно, кто будет готов "к труду и обороне", а кого ждут серьезные неприятности.Как известно, суть "Проблемы 2000" состоит в
 том, что на рубеже 1999 и 2000 годов многие технические системы могут начать функционировать неверно. Старые версии программ и аппаратного обеспечения, представляющие год двумя последними цифрами, определят год 2000 как 1900, что может привести к сбоям и некорректной работе. Есть и другие критические даты, связанные с этой проблемой.
Очевидно, что в банковской сфере в связи с ответственностью и высокой технологичностью процессов "Проблема 2000" актуальна как нигде. Банковская информационная система состоит из аппаратных средств, системных и прикладных программных средств, и сбой может произойти на любом уровне. А неприятные последствия для клиентов окажутся самыми разнообразными — от невозможности получить выписку в системе "клиент-банк" до полного прекращения работы банка в связи с отключением электроэнергии. В любом случае это означает для них серьезные неудобства.
Поэтому банки уделили "жуку тысячелетия", пожалуй, больше внимания, чем какая-либо другая отрасль. В частности, специалисты "Уралсибсоцбанка" начали вплотную заниматься решением "Проблемы 2000" ещё в ноябре 1998 года. На основе рекомендаций Главного управления ЦБ РФ и разработчиков системного и прикладного ПО был составлен и утвержден план работы, получены сертификаты производителей ПО и тестовые программы. Банковская информационная система была полностью протестирована в условиях, приближенных к реальным, на все критические даты. Обнаруженные несоответствия — устранены. В процессе работы и после ее завершения специальной комиссией ЦБ проведена проверка. Все требования по готовности системы к переходу в 2000 год выполнены. Это подтверждает и практика, первую критическую дату — 9 сентября 1999 года — банковская информационная система выдержала успешно, не было ни одного сбоя.
По отношению к "Проблеме 2000" одним из са-
 мых "узких" мест традиционно считается система "клиент-банк". Можно заверить, что с этой стороны клиентам "Уралсибсоцбанка", привыкшим пользоваться электронными платежами, ничего не грозит. Дело в том, что основной аппаратно-программный комплекс системы "клиент-банк" находится в банке и полностью протестирован. А программное обеспечение у клиентов имеет гарантии разработчиков на соответствие 2000 году. Кроме того, весь обмен информацией между клиентом и банком защищен от подделки современными средствами криптозащиты — шифрованием и электронно-цифровой подписью на симметричных ключах. Это гарантирует от привнесения ошибки в систему извне.
Очень важным моментом является также наличие аварийных планов и регламента работы банка в чрезвычайных ситуациях. Прежде всего это подразумевает резервирование всех потенциально опасных элементов системы. В этом смысле для "Уралсибсоцбанка" сегодня не критично даже отключение электроэнергии, связанное с возможными проявлениями "Проблемы 2000" во внешнем мире. Для избежания возможных неприятностей со стороны провайдеров услуг связи все каналы также продублированы — банк работает сразу с несколькими провайдерами. А на самый крайний случай имеется ручной вариант передачи информации.
Что касается непосредственно момента наступления нового года, на этот счет также существует отдельная программа. Вечером 31 декабря, после закрытия дня, специалисты АСУП собственноручно сворачивают систему в соответствии со своими методиками, делают дополнительные копии всех важных документов, дублируют архивы. Утром первого рабочего дня техника включается опять же не пользователями, а работниками АСУП — поэтапно, с обязательным промежуточным тестированием каждой подсистемы. Таким образом, вероятность сбоев сводится практически к нулю.
Далеко не все общественно важные организации на сегодняшний день отчитались о готовности к 2000 году. Что же помогло решить проблему в такие сроки "Уралсибсоцбанку"?
Свою роль сыграло своевременное начало работ. Были выделены необходимые средства, проведены все подготовительные мероприятия. Ещё один важный фактор — высокая квалификация специалистов отдела АСУП, грамотная организация труда и распределение обязанностей, большой опыт работы со сложными системами.
Но главное, без сомнения, — высокая техноло-
 гичность "Уралсибсоцбанка" в целом. Стратегической целью для себя банк всегда ставил не столько привести клиента в офис, сколько донести до него самую современную технологию, предоставить весь комплекс электронных банковских услуг — чтобы он мог решить все проблемы не вставая из-за стола, за своим компьютером. Сложные электронные системы каждый день работают в напряженном режиме, где тестируется всё — каналы внешних связей, системы опердня, система электронного оборота с ГУ ЦБ и пр. В этой ситуации особенно важен уровень технического обеспечения банка. Поэтому "Уралсибсоцбанк" работает только с техникой мировых лидеров-производителей (3Com, Compaq, Сisco) и с одним постоянным поставщиком прикладного ПО. Политика банка неизменна — она базируется на принципе "дешевое хорошим не бывает" и понимании того, что здесь нельзя экономить.
Все эти факторы актуальны не только по отношению к "Проблеме 2000", они повышают надежность банка в условиях любой чрезвычайной ситуации. Специалисты "Уралсибсоцбанка" рассматривают "Проблему 2000" именно так — как частный случай чрезвычайной ситуации вообще. Она никак не отражается в договорах на расчетно-кассовое обслуживание, не относится к форс-мажорным обстоятельствам. Соответственно, банк не снимает с себя абсолютно никаких обязательств перед клиентами. Они могут встречать 2000 год спокойно.
 
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.