Подписаться
Курс ЦБ на 03.03
74,57
89,56

Ах, эти праздники… Проблемы налогообложения

В разных фирмах праздники отмечают по-разному. Кто-то предпочтет шикарный банкет в престижном ресторане, некоторые отправятся с коллегами на турбазу, а кому-то больше по душе почти семейная вечерин

В разных фирмах праздники отмечают по-разному. Кто-то предпочтет шикарный банкет в престижном ресторане, некоторые отправятся с коллегами на турбазу, а кому-то больше по душе почти семейная вечеринка в празднично оформленном офисе со своим коллективом. В любом случае праздник — не только веселье и хорошее настроение, но и предстоящие расходы, и лучше заранее позаботиться о правильном и юридически грамотном их оформлении.Расходы на проведение праздничных мероприятий, к сожалению, не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Финансировать подобные мероприятия организации должны за счет собственных средств. При этом каких-либо ограничений по размерам потраченных средств законодательно не установлено.
Суммы расходов предприятия на проведение праздничных мероприятий как для своих сотрудников, так и для приглашенных гостей, как бы абсурдно это ни звучало, подлежат включению в совокупный годовой доход физических лиц.
 При этом отдельной проблемой является вопрос налогообложения "обезличенных" выплат физическим лицам.
 Подоходный налог с физических лиц взимается в соответствии с Законом РФ от 07.12.91 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и Инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 г. № 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц". В соответствии с п.6 названной Инструкции, в состав совокупного дохода физических лиц подлежат включению использованные ими на собственные нужды полученные на руки наличные денежные средства предприятий, учреждений и организаций либо талоны или иные документы, на которых обозначен их денежный номинал, дающие право проезда, посещения или иного пользования услугами (мероприятиями), являющимися в обычных условиях платными, а также в случаях, когда предприятия, учреждения и организации производят их оплату за конкретных физических лиц.
 Данной проблеме посвящено Письмо Министерства Финансов РФ от 30 апреля 1999 г. № 04-04-06, в котором сообщено, что если в указанных случаях доходы не носят персонифицированный характер и при этом отсутствует возможность учета объекта налогообложения, то такие доходы не должны облагаться подоходным налогом с физических лиц.
Аналогичную позицию по проблеме "обезличенных" расходов занимает и Пенсионный фонд РФ.
 Статьей 1 Федерального Закона от 04.01.1999 № 1-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются с сумм, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.
 Эта законодательная норма предполагает, что суммы, на которые начисляются страховые взносы в ПФР, должны иметь адресный характер и начисляться в пользу конкретных лиц. В случае же "обезличенных" выплат невозможно установить, какая именно сумма была начислена в пользу каждого конкретного лица, присутствовавшего, например, на праздничном банкете. Поэтому оплату предприятием праздничного банкета нельзя рассматривать как средства, начисленные в пользу работников.
 Данная позиция подтверждается Письмом ПФР от 30.03.1998 г. № ЕВ-16-24/2245, в котором сказано, что если распорядительные и бухгалтерские документы работодателя не содержат сведений о конкретных работниках, в пользу которых осуществлены расходы на проведение торжественных вечеров, посвященных праздничным датам — 23 февраля, 8 Марта, Новый год, то страховые взносы на эти расходы не начисляются.
Нередко в честь праздников работникам предприятий выплачиваются единовременные премии.
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (с учетом изменений и дополнений), предусмотрено, что в состав затрат на оплату труда включаются, кроме выплат заработной платы, выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.
 Учитывая изложенное, отнесение на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), премий, выплачиваемых к празднику работникам организации, неправомерно. Данная позиция подтверждена Письмом Минфина РФ от 19 октября 1999 г. № 04-02-05/1.
В соответствии с Федеральным Законом от 4 января 1999 г. № 1-ФЗ, тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды установлены по отношению к выплатам в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования. Таким образом, на единовременные премии к праздничным датам взносы во внебюджетные фонды начисляются в общеустановленном порядке. При этом источником для начисления взносов во внебюджетные фонды также будут являться собственные средства предприятия.
 Какой же праздник без подарков? При этом проблема документального оформления подарков является весьма актуальной.
Не включаются в совокупный годовой доход граждан в соответствии с подп. "ц" п.8 Инструкции ГНС РФ от 29 июня 1995 г. № 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями) только стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В то же время стоимость подарков включается в базу для начисления внебюджетных фондов.
Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 29.10.99 г. № 02-10/04-5593 (Приказ № 159 от 15 ноября 1999г. "О финансировании расходов на приобретение новогодних подарков в 1999 г.") расходы предприятия на приобретение новогодних подарков для детей (в возрасте до 14 лет включительно) сотрудников зачитываются в счет страховых взносов фонда социального страхования. На данные расходы не начисляются взносы во все внебюджетные фонды, и эти суммы не включаются в совокупный годовой доход граждан. Страхователям разрешается приобретение новогодних подарков через систему взаимозачетов.
На предприятии должны быть составлены списки детей сотрудников до 14 лет (включительно), которые подписываются работником отдела кадров и утверждаются председателем комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию. Основанием для списания средств на расходы является акт о вручении подарков с подписью получателя и калькуляция стоимости подарка. Стоимость новогоднего подарка не должна превышать 45 руб.
Учитывая все вышеперечисленные законодательные нормы, касающиеся расходов на проведение праздничных мероприятий, некоторые фирмы предпочитают проводить праздничные мероприятия в несколько нетрадиционной форме. Ведь праздник — это прекрасный повод для предприятия еще раз громко заявить о себе. Так почему бы не использовать праздничную дату еще и для проведения презентации своих новых товаров, для расширения рынков сбыта?
В этой связи не безынтересно будет обратиться к подп. "у" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции…(утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552) (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым на себестоимость относятся затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций, рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты.
 Для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии с п. 2.11 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Министерством торговли России 20.04.95 г. № 1-550/32-2 и согласованных с Минфином России, согласно которому стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателями или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, относится на издержки обращения как расходы по рекламе.
В соответствии с Письмом Минфина РФ от 6 октября 1992 г. № 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок их применения" (в ред. письма Минфина РФ от 29.04.94 г. № 56, Приказа Минфина РФ от 19.10.95 г. № 115), к расходам предприятия на рекламу относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
Учитывая, что указанное определение не содержит каких-либо ограничений в отношении круга лиц, на которых направлена реклама, к рекламным мероприятиям следует относить: выставки, ярмарки; презентации, направленные на продвижение товара на рынок (рынки) сбыта, в том числе представление товара неопределенному кругу лиц либо конкретным физическим лицам (кроме презентаций, проводимых в представительских целях, расходы на проведение которых относятся к представительским); иные подобные мероприятия независимо от количества их посетителей и принципа их отбора организаторами. В связи с этим расходы на демонстрацию и презентацию продукции, товаров (работ, услуг) и их стоимость в случае бесплатного распространения, стоимость бесплатно оказанных услуг в рекламных целях, а также стоимость бесплатно выданных в ходе рекламных акций товаров и изделий в качестве сувениров и подарков согласно пп."у" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (с учетом изменений и дополнений), включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Сумма расходов на рекламу, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, определяется исходя из объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость и установленных нормативов.
В бухгалтерском учете расходы на рекламу отражаются по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" (счета 44 "Издержки обращения" — у организаций торговли) в корреспонденции со счетами учета производимых расходов (10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом предприятия по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.).
Суммы произведенных расходов на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость.
Для целей исчисления налога на прибыль суммы расходов на рекламу, превышающие предельно допустимые значения, увеличивают валовую прибыль предприятия для целей налогообложения (подлежат корректировке в Приложении
№ 11 к Инструкции ГНС РФ № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями). n
АДК-аудит:
620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 95-705.
E-mail: adk@mail.ur.ru.
Тел.: 62-47-46, 62-54-03.
Самое читаемое
  • В Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньшеВ Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньше
  • Екатеринбургский девелопер для реализации своего проекта вложит в дороги Перми ₽200 млнЕкатеринбургский девелопер для реализации своего проекта вложит в дороги Перми ₽200 млн
  • Екатеринбург снова не дождется Владимира ПутинаЕкатеринбург снова не дождется Владимира Путина
  • Как начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. ИнструкцияКак начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. Инструкция
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.