Подписаться
Курс ЦБ на 15.08
73,21
86,40

Автодилеры города не провалили 2013 г.

Автодилеры Екатеринбурга в прошлом году заранее готовились к спаду продаж. В итоге даже просевший на 6% рынок не удержал их от открытия новых автоцентров и добавления в свои портфели дилерских марок.

В 2012 г. авторынок Екатеринбурга показал рост в 14%. Дилеры надеялись, что продажи подрастут и в 2013 г. — хотя бы на уровне 5%. Результат вышел прямо противоположный — рынок упал на 6%, за год в городе удалось продать 94 394 новые легковушки. Автодилеры утверждают: шоком для них это не стало — тревожные звоночки они почувствовали уже в 2012 г.

«Тогда рост прекратился, и потихонечку начался спад. Эта тенденция продолжалась весь прошлый год, постепенно усиливаясь. Та же картина — в начале 2014 г.», — говорит Анатолий Бартенев, гендиректор ГК «Автобан».

Вдобавок в прошлом году Свердловская область с треском вылетела из тройки лидеров топ-50 регионов России с самым большим объемом продаж новых иномарок. Область стабильно шла следом за обеими столицами в течение нескольких лет, а в 2013 г. опустилась сразу на восьмое место, пропустив вперед Татарстан, Краснодарский край, Башкирию и Самарскую область. Участники рынка солидарны: потеря позиций в рейтинге прискорбна, но сами они изменить ситуацию не в силах — авторынок идет следом за экономикой всей области.

Хоть стой, хоть падай

По словам Вадима Менаджиева, гендиректора УК «Оками», прошлогодний спад продаж был закономерным, и дальновидные дилеры его ждали: до 2012 г. рынок восстанавливался после кризиса - продажи увеличивались вместе с ростом экономики в целом и покупательной способности населения: 

«У людей было ощущение благополучия и устойчивости, потому они не боялись делать дорогостоящие покупки. В результате спрос на автомобили в 2012 г. оказался очень высоким, а с ним — и динамика продаж. Но взрыв спроса привел к быстрому насыщению рынка. В прошлом году продажи стали ощутимо меньше по естественным причинам: невозможно покупать бесконечно, спрос рано или поздно удовлетворяется».

Автодилеры добавляют: сдерживало рынок и нагнетание страстей. Сергей Флягин, гендиректор ГК «Восточный ветер»:

«Постоянные разговоры и публикации о грядущем новом кризисе отражались на настроениях покупателей. Плюс отсутствие позитивных изменений в экономике страны — за счет инфляции семейный доход в целом не вырос, так что стимула к обновлению транспорта не было».

Анатолия Бартенева ожидание нового кризиса настораживает:

«Самое плохое, что разговоры о нем продолжаются — я сам недавно слышал, что вот-вот начнется кризис и продлится аж до 2030 г. Это сказывается — люди откладывают покупку машины до лучших времен. Но народ постепенно начинает привыкать к страшилкам — надеюсь, слухи в этом году уже не будут иметь такое влияние на покупателей».

При этом участники рынка подчеркивают: абсолютно провальным год для них не был. Продажи упали только по ряду позиций — в основном это коснулось моделей массового сегмента.

«Больше всего пострадали отечественные дешевые бренды и среднеценовой сегмент иномарок. Но и среди последних некоторым удалось добиться хорошей положительной динамики: Renault, SsangYong, Honda, Subaru», — перечисляет  г-н Флягин.

Также, по словам дилеров, в 2013 г. выстрелили корейские KIA и Hyundai, выпустившие новые марки — Rio и Solaris соответственно. Абсолютным бестселлером прошлого года стала новинка концерна Renault — Duster. «Производитель смог очень быстро нарастить мощности — выпуск Duster начали в конце 2012 г. и оперативно подняли производство до 100 тыс. авто в 2013 г.», — говорит г-н Бартенев. И добавляет: в прошлом году просели продажи машин концернов Volkswagen и Chevrolet. VW пострадал от внутренних причин — в компании часто менялось руководство. А американский бренд, удерживавший лидерство по продажам в Екатеринбурге несколько лет, опрометчиво не обновил модельную линейку. «Видимо, почивая на лаврах, проспали время. И в этом году новинок от Chevrolet тоже не ожидается», — считает глава «Автобана».

Также в прошлом году вырос сегмент SUV (Sport Utility Vehicle — «спортивно-утилитарный автомобиль»), и продолжает набирать обороты. По данным г-на Менаджиева, в этом январе компания продала на 25% больше таких авто марки Mitsubishi, чем в прошлом. Помимо этого в 2013 г. рост показал премиальный сегмент (вопреки общерыночной тенденции). Это тоже дало преимущества дилерам.

«Да, такого бурного роста, как в 2012 г., уже не наблюдалось. Но не было и ощутимых потерь. Думаю, наша ситуация лучше всего описывается словом стабильность», — поясняет Вадим Менаджиев.

Смотрите также ТОП-30 продаж легковых автомобилей в Свердловской области в 2013 г.

Автодилеры говорят, что традиционно высокая в России стоимость автокредитов могла бы сдерживать рынок — средняя процентная ставка в прошлом году составила около 14,6%. Но доля кредитных машин выросла в салонах Екатеринбурга на 15% — сегодня почти половину авто берут на заемные деньги. К тому же в город приходят банки самих автопроизводителей, которые предлагают хорошие условия по займам, — для них главное не процентная прибыль, а рост продаж.

Вдобавок, по словам г-на Флягина, в прошлом году спрос на авто подогревал повторный запуск госпрограммы льготного автокредитования. Впервые российские власти ввели антикризисную меру в 2009 г. — банкам субсидировали величину процентной ставки, а они выдавали населению дешевые автокредиты. В итоге к концу 2011 г. займы взяли 263 тыс. человек против ожидаемых 200 тыс., и Россия заняла второе в Европе место по количеству проданных новых машин. В июле 2013 г. государство вновь стало финансировать большую долю ставки по процентам для заемщика, покупающего иномарку или российское авто стоимостью до 750 тыс. руб. в кредит. Программой воспользовались 260 тыс. человек. Изначально планировалось, что госпрограмма будет работать до апреля 2014 г., однако в прошлом декабре ее свернули — глава российского Минпрома Денис Мантуров объявил: задачи по поддержанию уровня производства авто решены. Но уже в январе вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что госпрограмму могут продлить, если ситуация на авторынке будет ухудшаться.

По словам Анатолия Бартенева, это заявление только навредило:

«Конечно, если программу продлят, это поддержит рынок. Но нельзя говорить такие слова задолго до старта — рынок реагирует мгновенно. Сейчас часть людей приостановили свои планы по покупке авто — ждут второго квартала».

Вадим Менаджиев добавляет: госпрограмма была рассчитана на автомобили падающего массового сегмента. И все факторы указывают на то, что он будет падать и дальше — независимо от льгот.

«Можно предположить, что эта программа была временной поддерживающей мерой — чтобы дилеры бюджетных авто, терпящие убытки, смогли как-то перестроиться, пересмотреть свою стратегию. Вопрос лишь в том, хватило ли им времени. А в целом рынок диктует свои условия, и автомобилей массового сегмента на нем должно быть ровно столько, сколько необходимо для удовлетворения спроса».

Нерезиновый миллионник

По словам участников рынка, спешно перестраивать бизнес-процессы под работу на падающем рынке не пришлось. Компании давно параллельно с продажами развивали сервис и последпродажное обслуживание автомобилей, гарантийный и постгарантийный ремонт и др. «Если торговля в прошлом году упала, то услуги, наоборот, выросли. Сегодня автобизнес не так велик по объему — в продажах, в оборотах. Но послепродажное обслуживание весьма рентабельно», — отмечает Анатолий Бартенев. Глава «Оками» добавляет: задачи совершенствовать бизнес-процессы и улучшать сервис актуальны всегда.

«Никто не сидел и не ждал, пока его клюнет жареный петух. Ситуация на рынке меняется, и имеет смысл говорить о специфических доработках в стратегии компании. Мы, например, планируем в этом году уделить особое внимание программам клиентской лояльности. Конкуренция на рынке высочайшая, спрос постепенно насыщается. Необычные бонусы для клиентов — единственное, что может выделить автодилера среди других», — убежден Вадим Менаджиев.

В итоге замедление продаж в прошлом году не заставило участников рынка отказаться от открытия новых автосалонов. Как рассказала «ДК» Наталья Райская, завсектором организации торговли городского комитета по товарному рынку, в 2013 г. Екатеринбурге открылось шесть автоцентров — построенных с нуля: Тойота Центр Екатеринбург Север на ул. Восточной, Nissan на ул. Шефской, KIA на ул. Металлургов, Luxgen на ул. Новосибирской второй, SsangYong и Nissan на ул. Новосибирской. Плюс — автосалон Renault в Каменск-Уральском. Также в конце года в Екатеринбурге появился третий дилер Mercedes-Benz — «АСМОТО МБ». Новый автоцентр немецкой марки открылся на ул. Билимбаевской. В итоге уральский мегаполис занял 16 место среди российских городов по степени обеспеченности официальными дилерскими центрами иномарок — здесь работает 78 дилеров, на каждые 17,8 тыс. горожан приходится по автоцентру. Еще целый ряд салонов открылись за счет реконструкции площадок: Lada на ул. Селькоровской, Mitsubishi на ул. Маневровой, Ford на ул. Шефской. «Дельта-центр» переехал из Березовского на Московский тракт, автоцентр «Британия» — с ул. Машинной на ул. Металлургов.

Как говорит Григорий Балакин, управляющий партнер ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия-Конкорд», множества открытий новых автоцентров в Екатеринбурге в 2014 г. ждать не стоит:

«Насколько я знаю, автопроизводители сейчас новых дилеров в Екатеринбурге не ищут — им интереснее малые города. Мы, например, в прошлом году открыли салон Nissan в Нижнем Тагиле. Если два года назад машин этой марки там покупалось ноль, то сейчас мы в месяц продаем по 80 авто. Людям удобно покупать и обслуживать машины рядом с домом, традиция ездить за покупками в Екатеринбург уходит в прошлое».

По словам участников рынка, сейчас автопроизводители обратили внимание и на Каменск-Уральский. Причем требования к автоцентрам в небольших городах гибче.

«Раньше стандарт был один для всех — и для городов-миллионников и для стотысячников. Теперь  практически все бренды разработали отдельные требования — салоны в малых городах можно строить компактные, а не на 800 квадратов», — поясняет Анатолий Бартенев.

Однако Вадим Менаджиев с коллегами не согласен: «Нет у производителей таких предпочтений — строить новые автоцентры только в небольших городах региона. Свои специфические преимущества есть у открытия автоцентров как в Екатеринбурге, так и в городах области». По словам Натальи Райской, в 2014 г. в Екатеринбурге запланировано открытие восьми автоцентров. Однако каких именно марок, в мэрии не уточняют.

Конкурент временно недоступен

Также в прошлом году заметно сдвинулось развитие вторичных продаж, появились авторынки новой формации. Так, в феврале учредитель автокомплекса «Березовский привоз» и автоцентра «Ландо» Андрей Бабкин заявил об объединении компаний. До этого предприятия шли разными курсами: «Березовский привоз» торговал авто с пробегом, «Ландо» был дилером грузовиков KIA, Hyundai, Foton, BAW и др. и отечественных легковушек. Теперь перед единой структурой, ГК «Березовский привоз», стоит задача завоевать позиции на региональном рынке коммерческого транспорта, при этом удерживая лидерство на рынке УрФО по легковым автомобилям с пробегом. Грузомолл специализируется на грузовой и спецтехнике — ранее в России было две крупных площадки вторичных продаж коммерческого транспорта: в Москве и Владивостоке.

Спустя полгода авторынок «У Белой башни», самая известная в городе площадка по торговле подержанными авто, работавшая с 1993 г., открылась в новом формате — как торгово-технический центр в 47 тыс. кв. м. По замыслу управляющих, автомолл должен был объединить черты автоцентров и автомагазинов.

«Мы достигли одной из главных стратегических целей — открыли автомолл с уникальной для региона концепцией:    автосалон подержанных машин, автосервис на 14 постов со всеми видами ремонтных работ и торговый центр с автотоварами — более 100 магазинов, где есть запчасти, комплектующие и аксессуары для всех машин. План на 2014 г. один — стать крупнейшей площадкой по купле-продаже подержанных авто в регионе», — комментирует Сергей Пушкарь, гендиректор автомолла «Белая башня».

Автодилеры города кардинально расходятся в оценках новых игроков. Сергей Флягин:

«Для автоцентров автомоллы и грузомоллы — это, несомненно, конкуренты. Когда на одной площадке сосредоточено много автомобилей, в том числе с пробегом, у покупателя есть хорошая возможность найти вариант, подходящий по состоянию и цене. Иномарка с пробегом очень часто комфортнее и надежнее современных отечественных предложений, и в то же время значительно дешевле нового аналога в салоне. Частный сектор — физлица и ИП — рассматривает предложения грузомоллов. В легковом сегменте направление автомоллов также весьма перспективно».

Другие участники рынка убеждены, что дилеры и автомоллы работают в разных сегментах, и их интересы не пересекаются.

«Нельзя сказать, что авторынки могут конкурировать с автодилерами. Целевая аудитория у них все-таки существенно отличается. Клиенты авторынков — это люди, готовые осуществлять диагностику, восстановление и продажу авто своими силами. Или не делать этого вовсе. Тогда как в автоцентры обращаются люди, желающие доверить эти вопросы профессионалам. Кроме того официальные дилеры гарантируют чистоту сделки и достоверности технического состояния, чего не могут предложить авторынки», — поясняет Вадим Менаджиев.

В конце прошлого года известная в городе компания, торговавшая подержанными авто, — «АвтоСмайлГрупп», оказалась в центре скандала. Клиенты обвинили гендиректора Дмитрия Округина в мошенничестве: люди сдавали компании машины на реализацию, но денег не увидели, и авто вернуть не смогли. Следователи осмотрели квартиры руководителей фирмы, провели обыск в офисе компании и возбудили уголовное дело. Совладелец «АвтоСмайлГрупп» Денис Калагин заявил 66.ru, что владельцы машин получат деньги «в ближайшее время».

Расследование продолжается, г-ну Округину грозит до десяти лет тюрьмы. Автодилеры города наблюдают за ситуацией отстраненно.

«Каждый автосалон занимается вторичным рынком. Но на 95-98% это работа по системе трейд-ин, а просто так машины для перепродажи мы почти не берем. Поэтому на автодилерах эта история не отразилась», — рассуждает Анатолий Бартенев.

Дожить до весны

Автодилеры настраиваются на непростой 2014 г. Григорий Балакин убежден: показатели 2012 г. останутся для рынка недостижимым идеалом.

«Ситуация в разных сегментах и брендах ожидается неоднородной: кроссоверы продолжат увеличивать долю рынка, седаны — ее терять. Люксовые марки будут и дальше показывать рост, в том числе за счет захвата клиентов из несвойственных ценовых категорий — от 1 млн руб. В плюсе, как обычно, окажутся те бренды, которые выпустят в этом году интересные новые модели», — комментирует г-н Балакин.

Сергей Флягин предполагает: в марте правительство РФ предпримет шаги, которые определят тенденцию экономики на год и заставят бизнес скорректировать стратегии. В зависимости от этого рынок либо продолжит вяло стагнировать, либо покажет небольшую динамику — в районе 5%.

«При этом более дешевые бренды, в первую очередь, отечественные, смогут несколько восстановить свои позиции, за счет госпрограммы льготного автокредитования. Одновременно продолжит расти премиум-сегмент».

По словам г-на Менаджиева, в 2014 г. прошлогодние тенденции еще больше укрепятся — продолжится рост продаж авто премиум-класса и сегмента SUV: «Также ряд автопроизводителей и аналитиков прогнозирует рост популярности субкомпактных моделей в больших городах».

Глава ГК «Автобан» резюмирует:

«Я всегда говорил, что автобизнес — это зеркало нашей экономики. Как будет чувствовать себя экономика страны, такие результаты покажет и наш рынок. Пока перспективы нерадужные: правительство не обещает, что ситуация в экономике улучшится. Авторынку падения не избежать. Хорошо, если оно будет не больше 5%».

Самое читаемое
  • Власти Екатеринбурга откажутся от крупных девелоперских проектов на окраинах городаВласти Екатеринбурга откажутся от крупных девелоперских проектов на окраинах города
    35 476
  • Стихийные митинги на предприятиях: что происходит в Белоруссии на пятый день протестаСтихийные митинги на предприятиях: что происходит в Белоруссии на пятый день протеста
    26 117
  • Альфа-Банк выдал 5 млрд руб. на штаб-квартиру РМК. Уникальное здание почти готовоАльфа-Банк выдал 5 млрд руб. на штаб-квартиру РМК. Уникальное здание почти готово
    32 449
  • «3 дня они стучали, подавали сигнал SOS. Адмиралов потом просто уволили». 20 лет «Курску»«3 дня они стучали, подавали сигнал SOS. Адмиралов потом просто уволили». 20 лет «Курску»
    30 296
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.